Кордовый глиссер

24.02.2014 В мире моделей

Сейчас отечественный рассказ — об уникальной скоростной судомодели, созданной в кружке детского клуба «Искатель» Москвы. Спроектированная по самой современной схеме, она содержит последовательность технических новинок, каковые, быть может, заинтересуют и умелых спортсменов.

Кордовый глиссер класса А1 выгодно отличается от известных разработок отсутствием дефицитных либо токсичных в работе материалов — бальзы, стекло- и углепластиков, что позволяет советовать модель для постройки кроме того в школьных кружках судомоделирования. Применение серийного отечественного двигателя ЦСТКАМ КРАС снабжает исполнение спортивных нормативов на уровне первого разряда, впредь до кандидата в мастера спорта.

Модель проектировалась специально для изготовления школьниками. Особенное внимание уделялось технологичности конструкции при сохранении удачнейших минимальной массы и обводов. В корпусе глиссера нет долбленых элементов, работа над которыми в большинстве случаев воображает для юных моделистов громаднейшую сложность. По большей части целый комплект складывается из липовых либо осиновых пластин.

Такие нетрудно напилить кроме того на станочке типа «Умелые руки».

Еще при прорисовке глиссера в его проект были заложены непривычные для класса А1 решения. Это скосы подошв носовых поплавков и антикрыло («стабилизатор») на кормовой части.

Отказ от хорошей конфигурации передних реданных поверхностей всецело оправдан. Это подтвердили первые же тренировочные заезды.

Обратная килеватость передней части существенно снизила жесткость перемещения модели по возмущенней акватории. Глиссер идет на режиме более ровно — из этого и повышенная скорость, обусловленная стабильным режимом работы гребного винта.

Кордовый глиссер
Кордовый скоростной глиссер с двигателем 2,5 см3 и гребным винтом:

1 — кронштейн вала гребного винта, 2 — конус карданного шарнира, 3 — гребной вал, 4 — двухкамерная совокупность глушения выброса (резонансная), 5 — обтекатель глушителя, 6 — корпус, 7 — носовой поплавок, 8 — балки, 9 — переднее ушко навески «уздечки», 10 — окно забора охлаждающего воздуха, 11 — двигатель ЦСТКАМ КРАС рабочим количеством 2,5 см3, 12 — антикрыло, 13 — заднее ушко навески «уздечки», 14 — откидная крышка-обтекатель мотоустановки.

Сравнение скоростей, взятых при установке на модель скошенных реданов и простых, прямых, продемонстрировала — новые удачнее и на спокойной воде.

В случае если при простых поплавках спортсменам приходится подбирать в один момент множество параметров (ширину подошвы, углы «атаки» реданных поверхностей, центровку всей модели, воздействующую на распределение нагрузок на кормовую и носовую части), получая минимальных утрат на сопротивление, то сейчас задача во многом упростилась благодаря эффекту саморегулировки несущих особенностей «килеватой» носовой части. Увеличилась нагрузка на поплавки либо снизилась скорость — тут же шнобель модели чуть опустится, и в работу включатся дополнительные поверхности реданных подошв.

Стоит глиссеру выйти на поплавки — и режим будут касаться воды лишь самыми уголками, снижая утраты на преодоление гидродинамического сопротивления до минимума.

Введение килеватости разрешило возможность получить и хорошие стартовые характеристики, каковые имеют первостепенное значение для аппаратов юных спортсменов. Условия старта постоянно совершенствуются за счет тенденции ухода скоростной из круга при запуске.

До тех пор пока еще модель не собрала ее положение и скорость по крену не стало стабильным натяжением кордовой нити, она благодаря действию реактивного момента пытается накрениться вправо. Так, правый поплавок на старте выясняется более нагружен и гидродинамическая сила на его скошенной подошве уводит шнобель из круга. В следствии запустить такую модель существенно проще.

Второе новшество снабжает стабилизацию режима работы полупогружного гребного винта. В борьбе за наивысшие скорости задача оптимизации движителя по большому счету одна из самых ответственных. Причем задача весьма непростая и неоднозначная.

В случае если о эффективности форсирования двигателя мы можем делать выводы по конкретным замерам мощности на балансировочном стенде, то о работе гребного винта — только косвенно, по трансформациям скорости на дистанции. На режим движителя в один момент воздействует множество взаимосвязанных факторов. Изучить изолированное действие на тягу и на скорость одних, отказавшись от учета остальных, попросту нереально.

Дабы уменьшить процесс подбора винтомоторной группы, мы постарались установить на кормовой части корпуса антикрыло. Регулировкой угла его крепления возможно добиться прижима кормы к воде либо, напротив, разгрузки гребного винта. Пробные старты продемонстрировали — действие аэродинамической вертикальной силы (на скорости около 150 км/ч антикрыло площадью 1 дм2 может создать упрочнение около 1 кгс) на режим движителя огромно!

Благодаря применению антикрыла мы смогли взять прекрасные результаты кроме того с винтами, считавшимися у нас в кружке неудавшимися.

Наверное, эти движители при удовлетворительном сочетании диаметра, шага, профилировки и формы лопастей нуждались лишь в коррекции (и стабилизации) глубины погружения.

А при значительном выталкивающем эффекте, характерном современным «полупогружникам», оказывать влияние на настоящую величину их заглубления возможно было, только изменяя вес кормовой части либо центровки всей модели. В большинстве случаев, ни то ни второе не приводило к удовлетворительным итогам — сразу же ухудшались многие ответственные характеристики скоростной.

Кормовая часть модели:

1 — гребной винт, 2 — кронштейн гребного вала, 3 — бобышка, 4 — верхняя обшивка кормовой части, 5 — днище, 6 — окно сброса отработанного масла из полости обтекателя, 7 — хомутик крепления задней части глушителя, 8 — навески крепления стабилизатора и бобышка хомутика, 9 — нижняя часть канала выхлопной трубы, 10 — обтекатель глушителя, 11 — глушитель, 12 — «реданный» шпангоут, 13 — главная часть дна, 14 — дейдвуд, 15 — промежуточный вал, 16 — дополнительный шпангоут, 17 — конус кардана гребного вала, 18 — заднее ушко навески «уздечки», 19 — винты крепления кронштейна, 20 — боковина корпуса.

Носовая часть модели:

1 — промежуточный вал, 2 — дейдвуд, 3 — боковина корпуса, 4 — нижняя часть канала выхлопной трубы, 5 — обтекатель глушителя, 6 — шарнирная петля, 7 — хомут крепления резонансной выхлопной трубы, 8 — откидная крышка-обтекатель, 9 — силиконовая трубка соединения двигателя с выхлопной трубой, 10 — двигатель ЦСТКАМ КРАС, 11 — амортизационный узел крепления двигателя, 12 — топливный бак количеством 40 — 60 см3, 13 — места установки траверс, 14 — носовая бобышка, 15 — верхняя обшивка носовой части, 16 — днище корпуса, 17 — бобышка крепления траверсы, 18 — трубка дренажа бака, 19 — заполнитель отсека бака, 20 — бруски моторамы, 21 — ведомая часть карданного шарнира вала, 22 — маховик, 23 — шпангоут, 24 — винт крепления хомута, 25 — передний шпангоут, 26 — силиконовая прокладка.

Сейчас остановимся на уникальных ответах и на узлах, требующих от моделистов громаднейшего внимания.

Как уже говорилось, корпус выполняется переклеиванием отфугованных пластин в отличие от классического способа долбления из бруска. Не считая упрощения изготовления, для переклеенного корпуса свойственны повышенная прочность при минимальной массе и меньшая склонность к растрескиванию под действием нагрузок и влаги.

Кроме этого, в коробчатой подробности эргономичнее устанавливать силовые и промежуточные шпангоуты, в большинстве случаев делаемые в виде переборок, покинутых при выдалбливании бруска и исходя из этого имеющих самое невыгодное направление волокон древесины. Нужно отметить и громадную точность подгонки силовых подробностей друг к другу, что снабжает их надежную фиксацию в корпусе прямоугольного сечения при минимальных расходах клея.

При проектировании корпуса особенное внимание было уделено понижению шума.

Правила оговаривают допустимый его уровень, исходя из этого любое новшество, снижающее «голосистость» микроглиссера, разрешит совершить дополнительное форсирование двигателя, что в конечном итоге увеличит скорость кордовой.

Обратите внимание — обтекатель выхлопной трубы затянут до кормовой части корпуса. Так удалось улучшить обтекаемость модели и значительно уменьшить ее шумность.

Так как по сути резонансная выхлопная труба — хорошая тонкостенная железная мембрана, передающая в атмосферу большую звуковую энергию от выхлопных газов двигателя. Мы «отгородили» трубу от окружающей воздуха полутрубчатым обтекателем из пластины липы толщиной 1,5—2 мм, предварительно распаренной и высушенной на круглой оправке. Низок обтекателя выхлопной трубы возможно сделать из плотного картона.

По окончании сборки корпуса древесные элементы, как и картонные, пропитываются жидко разведенным двухкомпонентным паркетным лаком.

самый шумный отсек модели, само собой разумеется, двигательный. В большинстве случаев он закрывается обтекателем мотора и изолируется от окружающего пространства.

Но в обтекателе приходится делать не только отверстия забора охлаждающего воздуха, но и большие окна для манипулирования с пусковым ремнем. И каждое такое окно — хорошая «лазейка» для шума. Сообщите, передача колебаний через эти отверстия незначительна! А вспомните, что происходит при появлении мельчайшего зазора в соединении глушителя с выхлопным патрубком двигателя: тут же создается чувство, что совокупность глушения отсутствует всецело.

Маховик для двигателя ЦСТКАМ КРАС.

Амортизационный узел крепления двигателя:
1 — винт М3, 2 — шайба-колпачок, 3 — резиновая шайба-прокладка, 4 — лапка картера двигателя, 5 — резьбовая втулка с наружной резьбой М4Х0,5 и внутренней М3.

Задачу большой изоляции двигательного отсека удалось решить несложным методом — капот-обтекатель двигателя на отечественной модели откидной!

Сейчас не остается ни одного лишнего отверстия, да и запускать, обслуживать и регулировать мотоустановку стало большое количество несложнее. Сразу после заводки капот закрывается одним перемещением руки, защелка машинально фиксирует обтекатель в этом положении.

Передача на корпус вибраций от работы мотора уменьшена и применением амортизированной подвески картера на мотораме.

При применении прекрасно отбалансированной «пары» и кривошипно-шатунного механизма сброса мощности эластично установленного мотора возможно не опасаться, в особенности при таком массивном картере, какой имеет ЦСТКАМ КРАС 2,5 см3. Шумопередачу от работы карданного шарнира глушит упомянутый «герметичный» капот. Чтобы повысить эффективность глушения он совершенно верно подгоняется как к корпусу глиссера, так и к головке двигателя.

Очень необходимо остановиться на довольно часто видящейся неточности многих моделистов — на недоработках в подготовке двигателя к обкатке по окончании расконсервации. Большая часть ограничивается разборкой, промывкой и осмотром моторчика, по окончании сборки он сразу же ставится на обкаточный стенд.

А вот про окалину, имеющую высокие абразивные особенности и толстым слоем покрывающую щеку коленвала, всю поверхность впускного канала и частично поверхность гильзы при «тёмном» выполнении «пары», фактически постоянно забывают. По окончании запуска двигателя какая-то ее часть отслаивается и мгновенно приводит в полную негодность как саму «несколько», так и коренные подшипники коленвала. После этого удивляются, что достаточно дорогостоящий мотор выдает мощность на уровне «Метеора»!

Дабы для того чтобы не произошло, окалину нужно всецело счистить наждачной бумагой. Точно по окончании данной работы вас приведет в удивление количество покинутого заводом в считающемся готовым двигателе «абразива». Полезно взглянуть, не осталось ли по окончании притирки и шлифовки гильзы ножевидных узких заусенцев на кромках всех окон. Как правило на металлических гильзах они имеется.

И если вы не желаете сократить ресурс мотора до первых секунд его обкатки, бережно снимите заусенцы бормашинкой с установленными в ней пальцевидными «камнями».

По окончании исполнения перечисленных промывки и работ деталей проверяется балансировка двигателя, оказывающая большое влияние и на его большую мощность, и на «шумность» глиссера.

В.

ИЛЯШЕНКО


Случайные записи:

Кордовая модель самолета. Установка механики и электроники | Хобби Остров.рф


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

    Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании…

  • В полете… глиссер!

    «Серебро» на чемпионате мира 1981 года, в том же году — первое место среди сильнейших спортсменов СССР — это ли не лучшая черта схемы судомодели,…

  • Глиссер-газоход

    …Выстроившись в ряд у самой кромки пруда, мальчишки напряженно вслушиваются в отсчет предстартовых секунд. В правой руке у каждого — красивая моделька…

  • Трехреданный глиссер

    Скоростные радиоуправляемые модели с электроприводом очень популярны и у судомоделистов-но-вичков, и у маститых спортсменов. Этому в большой степени…