Мини-ракеты над байконуром

18.03.2014 В мире моделей

Космодром Байконур по праву считается колыбелью ракетной и космической техники. Из этого уходят в космические дали спутники почвы, космические корабли и орбитальные станции, дабы осваивать неизведанные просторы Вселенной.

В последних числахСентября 2006 года космодром стал и стартовой площадкой для моделей ракет. Тут проходил 16-й мировой чемпионат по ракетомодельному спорту.

Рекордное число государств-участниц—25, около 300 спортсменов приняло в нем участие. И, как выразился глава подкомиссии ФАИ по космическим моделям Сернджан Пелагич, чемпионат показал совсем новый стандарт проведения таких больших соревнований.

Организован чемпионат был превосходно.

В степи, в 15 км от города вырос спортивный город, отвечающий всем требованиям: палатки для спортсменов каждой команды, судей, блока питания, технических работ; оборудованы стартовые территории для участников соревнования, трибуны для зрителей и т.д. Великолепно организованы закрытие и открытие чемпионата. Во всем этом огромная заслуга главы администрации г.Байконура—Александра Федоровича Мезенцева.

В восьми категориях ракетных моделей соревновались участники—парня (до 18 лет) и взрослые. Всего было разыграно 16 наборов медалей ФАИ в восьми классах миниатюрных ракет.

Полагаю, отечественным читателям будет весьма интересно познакомиться с моделями ведущих спортсменов—их спортивными «орудиями».

Категория высотных моделей (S1) включает в себя пять классов.

Они разнятся по импульсу двигателя, длине и диаметру корпуса. Вот уже много лет в данной категории чемпионатными (по которым проводятся соревнования) являются два класса: S1В—для парней и S1C—для взрослых (по интернациональной терминологии—сеньоры). Технические требования к моделям такие.

S1B: минимальный диаметр—40 мм (на более 50 процентов неспециализированной длины); протяженность более 500 мм, суммарный импульс двигателя—не более 5 н.с., большая масса модели—60 г.

S1C: диаметр—более 40 мм (на более 50 процентов неспециализированной длины), протяженность не меньше 500 мм. большой суммарный импульс двигателя—10 н.с , стартовая масса—не более 120 г.

Нужно отметить еще одно требование к данной категории. При применении двух «рабочих» ступеней—импульс модельного ракетного двигателя (МРД) должен быть однообразный: по 2,5 н.с. (для класса S1B) и по 5 н.с. (для класса S1C).

Мини-ракеты над байконуром

Мировой Чемпион в классе S1C Владимир Меньшиков

Старт к победе

На взлете ракетоплан класса S4А

Модель ракетоплана типа «летающее крыло» В.Минкевича (Белоруссия)

Модель ракетоплана самолетной схемы

Исходя из перечисленных требований, любой участник соревнований конструирует собственный спортивный «боеприпас»—модель ракеты так, дабы максимально применять энергию двигателя (либо двигателей). Нужно признать, что все участники данного чемпионата используют двухступенчатые модели. Причем, большая часть стараются главную спортивную массу (около 70 процентов) заложить в первую ступень, которую снабжают двигателем с иными чертями, чем двигатель второй ступени.

Время работы МРД первой ступени мало—менее секунды. На диаграмме его кривая близка к вертикали, замедление отсутствует. Он есть стартовым, его задача—сказать модели ускорение (скорость), при котором случится «горячее» разделение ступеней модели. Время работы МРД второй ступени—с импульсом около 3—4 н.с. (на диаграмме его кривая более пологая), с замедлителем— 1,5—2 секунды.

Нужно признать, что модели призеров-парней сильно напоминают спортивные боеприпасы взрослых мировых чемпионов 1996— 1998 гг. О.Воронова и В.Меньшикова в данном классе. Протяженность первой ступени—около 400 мм, концевые элементы конусные, причем нижний дольше верхнего вдвое. Перья стабилизаторов (их три) изготовлены из бальзы толщиной 0,6—0,8 мм и армированы стеклотканью для жесткости.

Вторая ступень имеет длину порядка 130—140 мм.

Корпус ее имеет диаметр более 18 мм. Соединение ступеней за счет юбки МРД второй ступени длиной 10—12 мм. Передача огневого импульса от двигателя первой ступени к МРД второй ступени происходит при помощи газоотводной трубки диаметром 4 — 5 мм, закрепленной в верхней, конусной части первой ступени.

Масса модели без МРД—около 15—20 г.

Модели взрослых спортсменов выполнены подобно, в тех же геометрических пропорциях. Наглядная иллюстрация — модель мирового чемпиона В.Меньшикова.

Категория парашютных ракет (SЗ) включает в себя четыре класса и у юношей, и у взрослых. Чемпионатным есть класс S3А.

Требования к спортивному «боеприпасу» такие: ступень одна, диаметр—более 40 мм, протяженность—не меньше 500 мм. стартовая масса—не превышает 100 г, двигатель один (импульс—не более 2,5 н.с.), большое фиксированное время в туре—5 мин. (300 секунд).

По окончании трех главных туров «максимум» налетали: у юношей—шесть участников, у взрослых—пятнадцать. По окончании первого флай-оффа (дополнительного тура) их осталось и у юношей, и у взрослых по пять спортсменов.

И лишь второй флай-офф разрешил распознать чемпионов. У юношей им стал Дмитрий Лях (Украина), его модель продержалась в воздухе 10 мин 13 с. Итог полета—32 мин 45 с разрешил стать победителем среди взрослых Михалу Затхану из Словакии.

Обилие «максимумов» в категории моделей с парашютом говорит о хорошей технической оснащенности самих участников и хорошем знании метеообстановки. Нужно признать, что модели класса SЗА, мало чем отличаются друг от друга.

Сейчас уже сформировалась определенная форма модели. Головной обтекатель—оживальной формы длиной 85—100 мм, корпус—около 250—260 Мм, хвостовая часть—конус длиной порядка 150 мм.

Главный материал для того чтобы—стеклоткань толщиной 0,03 мм с эпоксидным связующим, намотанная в два слоя.

Многие корпуса моделей у юношей выполнены из бумаги для ксероксов в один слой. Хвостовое оперение—развитое (площадь около 35—40 см2), включает три стабилизатора. У моделей большинства участников стабилизаторы выполнены из бальзовой пластины толщиной 0,5—0,8 мм, боковые стороны армированы стеклотканью. Масса миниатюрных ракет без МРД и совокупности спасения—около 10 г.

Говоря о моделях ракет класса SЗА, нереально не принимать в расчет основной элемент конструкции — парашют. Именно он, правильнее его диаметр, есть определяющим—от него на 80—90 процентов зависит время полета. Но сейчас диаметр парашютов у многих участников данного класса колеблется от 900 до 1200 мм.

Материал—металлизированная лавсановая пленка толщиной 3— 5 мкн. (Как раз такая используется в громадной космонавтике—ею обклеивают спускаемые объекты космических аппаратов.) Количество строп—от 12 до 16. Для дополнительных туров спортсмены применяют парашюты диаметром купола порядка 1,5 м.

Еще одним ответственным составляющим компонентом успешного выступления ракетомоделиста нужно считать знание метеообстановки, умение в ней ориентироваться.

И самое основное—точно выбирать сам момент старта. Так как не всегда полеты моделей совершаются в совершенных условиях — при полном штиле. А наличие восходящих либо нисходящих потоков значительно отражается на длительности полета.

Для их определения спортсмены довольно часто используют всевозможные термоизвещатели, устанавливая их в месте старта на долгом шесте. Но стопроцентную гарантию нахождения восходящих потоков для момента старта они не дают.

В большинстве случаев термодатчик установлен на маленькой высоте — порядка 4—5 м, а ведь модель взлетает на 250—280 м. Подводя результат вышесказанному, подчеркну, что совокупность всех составляющих элементов данных соревнований, их знание и верное их использование спортсменами — залог успешного выступления.

Категория ракетопланов—моделей планеров с ускорителем (S4)—подразделяется на шесть классов. Самый популярен S4А—чемпионатный.

Технические требования к данным спортивным боеприпасам такие: минимальная стартовая масса—18 г., большая—60 г. Импульс двигателя—2,5 н.с., «максимум»—180 с. Наряду с этим двигатель либо его контейнер обязан отделяться от модели и приземляться на ленте (минимальный размер ее—25×300 мм) либо парашюте с площадью более 4 дм2. В случае если это условие не соблюдается—полет не зачитывается.

Мировой Чемпион среди взрослых в категории S7 А. Левых готовит собственный «Альянс» к пуску

Чемпионка мира в классе S5В Е.Якунина со своим тренером Е.Коробейниковым

Мировой Чемпион в классе радиоракетопланов (S8D) Ванг Фу Нан

На стартах моделей ракетопланов три главных тура завершили без утрат (продемонстрировали по три «максимума») по четыре участника и у юношей, и у взрослых.

Первый флай-офф смог распознать чемпионов в обеих возрастных категориях. У юношей им стал украинский спортсмен Дмитрий Смоляков с результатом 3 мин 44 с. У взрослых—Владимир Минкевич (Белоруссия). Время полета его ракетного планера—5 мин.

Этот класс спортивных «снарядов» постоянно отличался от вторых обилием конструкций и схем.

Как раз в этом классе всегда идёт поиск уникальных технических ответов, поскольку в нем имеется простор для творческой мысли ракетомоделистов. Так как создать ракетоплан, а правильнее, планер—задача достаточно тяжёлая.

Делая обзор конструкций данных моделей, возможно выделить три главные схемы, представленные на этом чемпионате.

Первая, самая популярная— ракетопланы так называемой «столичной» схемы.

Ее главный показатель— складывающиеся консоли крыла и его поворот на 90 градусов на протяжении рейки — фюзеляжа. В сложенном виде (при старте) ракетоплан похож на простую ракету. На высоте 230—250 м по окончании отстрела МРД крыло разворачивается и модель преобразовывается в простой планер. Это сильно напоминает проект «Ангара» в настоящей (громадной) космонавтике.

Многие годы как раз такая схема моделей ракетопланов разрешала становиться призёрами и чемпионами многих соревнований отечественным, русским, спортсменам.

Вторую группу ракетных планеров составляют летательные аппараты, выполненные по схеме «летающее крыло». Эту схему именуют еще и «хохловской», потому, что авторство тут в собственности Владимиру Хохлову—он многие годы пропагандирует и внедряет ее в соревновательную практику.

Как раз с моделями таковой схемы выступали спортсмены Белоруссии (ставшие первым и третьим призерами данного чемпионата), Словакии и японии.

Конструктивная изюминка аналогичных ракетопланов—контейнерный тип. Планер «летающее крыло»—складной, укладывается в контейнер (ракету). За счет этого достигается громадное преимущество в высоте полета.

К некоторым недочётам возможно отнести трудность слежения и не всегда четкое аэродинамическое планирование.

Моделей третьей группы—самолетной схемы—было представлено мало. Главная причина—большая вероятность получения нулевой оценки за старт.

Так как одно из требований к ракетопланам—не применять аэродинамические качества при взлете. А модели, напоминающие самолет, не всегда способны соответствовать такому требованию кодекса ФАИ. Подобная схема везде использовалась лишь на ранней стадии развития ракетомоделизма.

Пара уникальных моделей класса S4А представили юноши из команды Словакии. Их необычные летательные аппараты (контейнерного типа, выполненные по схеме крыло «Рогалло»), имели твёрдые несущие плоскости, изготовленные из пенопластовых пластин толщиной 3 мм. На мой взор, у них имеется один недочёт—маленькие размеры. Это усложняет наблюдение за моделью на протяжении полета.

Кстати, мелкие габариты имели многие ракетопланы, что, само собой разумеется, затрудняло работу судей-хронометристов. Обычно модели кроме того терялись из виду.

Ответственной технической проблемой для категории ракетопланов есть обеспечение сохранности спортивного «боеприпаса», дабы иметь возможность запускать его пара раз. Сделать это возможно принудительной посадкой летательного аппарата методом его разбалансировки на планировании, что может обеспечить лишь автомат (приспособление).

И в условиях недостатка веса сделать его совсем не просто. Так как установка кроме того миниатюрных таймеров (массой порядка 8 —10 г) значительно увеличивает нагрузку. Многие годы для данной цели спортсмены используют обычный фитиль, что зажигается перед стартом модели. А оттарировав его скорость горения (методом пропитки в не сильный растворе марганцовки), выбирают нужную длину.

Исходным материалом для фитиля помогает обычный хлопчатобумажный шнур диаметром 3—4 мм.

Тлеющий фитиль есть необычным аккуратным механизмом для введения в работу автомата принудительной посадки. В условленное время (при достижении «максимума») фитиль пережигает фиксирующую нитку — и происходит отклонение маленького груза массой около 1—2 г на протяжении фюзеляжа. Этим самым нарушается центровка модели—и та начинает кабрировать и понижаться.

Вероятны варианты поперечного перемещения грузика на протяжении крыла. Тогда модель входит в плоскую спираль и также теряет высоту.

В практике ракетомоделистов было создано пара ракетопланов с применением тормозного щитка (интерцептора) на стабилизаторе.

Но нужно признать, массового применения данный метод не взял—из-за трудности его реализации.

Этим материалом редакция завершает технический отчет отечественного обозревателя В.Рожкова о 16-м чемпионате мира по ракетомодельному спорту. В нем рассказ о четырех оставшихся категориях спортивных моделей ракет.

Шесть классов включает в себя категория моделей-копий на высоту полета S5. Чемпионатными классами являются два S5В—для парней и S5С—для взрослых.

Требования к моделям таковы. S5В—импульс МРД не более 5 н.с., большая масса—120 г., минимальный диаметр (на длине более 50 процентов)—40 мм, неспециализированная протяженность не меньше 500 мм. S5С—импульс МРД—не более 10 н.с., большая масса—150 г., минимальный диаметр— 50 мм, неспециализированная протяженность не меньше 650 мм.

Готовя спортивный боеприпас для соревнований, любой ракетомоделист обязан выбрать таковой прототип (настоящую ракету), что бы снабжал достаточную сложность, имел две ступени и громадную наружную детализацию.

От этих компонентов (включая и мастерство изготовления) складывается солиднейшая сумма баллов за стендовую оценку—одно из слагаемых побед в данной категории. Второе—достижение громаднейшей высоты. В этот самый момент без двух «рабочих» ступеней не обойтись. Так как лишь в данной категории два слагаемых—«высота» и стенд полета—смогут обеспечить хороший итоговый итог.

Кстати говоря, модели-копии двухступенчатой ракеты «Таурас-томагавк» взяли и хорошую стендовую оценку—около 600 очков. А лучший «стенд» взяли у юношей—Михал Замбиский (копия «Ариана-2»)—624 очка, у взрослых—Алексей Грязев («Таурас-томагавк»)—628 очков. В летных опробованиях модели-копии «Таурастомагавк» выделялись неоспоримым преимуществом по высоте полета.

Громаднейшая высота 332 м разрешила завоевать чемпионский титул мира среди юношей Елене Якуниной (Российская Федерация).

Ее итоговая сумма очков—918 (586—«стенд» плюс 332—высота). А выступала она с названной выше копией ракеты. Подобные модели воображали шесть из семи первых участников соревнований данного старта.

Подобная картина и в итоговом протоколе класса S5С у взрослых.

Восемь спортсменов, занявших первые восемь мест, выступали с моделями-копиями ракеты «Таурас-томагавк», а громаднейшую высоту полета—446 м достигла модель румынского спортсмена Овдиу Ника. Но у него в итоге лишь четвертое место. А лучшая сумма—1023 («стенд»—595 плюс полет—428) очка у японского спортсмена Терао Такума. Он и стал чемпионом. А на втором месте Алексей Грязев (Российская Федерация)— 1008 («полёт»—628 и стенд—380) очков. На третьем — Мирослав Станкевич (Сербия)—988 («полёт»—559 и стенд—429) очков.

Подводя результат сообщённому о категории S5, хочется дать рекомендацию. С целью достижения прекрасных результатов предпочтение направляться отдавать двухступенчатому прототипу. А выбор таких ракет достаточно широк—«Суринами-1», «Найк-Апаче», «Дракон-III», «М-100б» (Российская Федерация), «Бампер-WAС» и др.

Категория S6 (модели на длительность полета с лентой) включает в себя четыре класса. Чемпионатный класс—один S6А и у юношей, и у взрослых. Технические требования к моделям данного класса такие же, как и к классу SЗА. Тормозная лента из однородного, неперфорированного материала с отношением длины к ширине 10:1.

В полете лента должна быть всецело развернутой. Число лент для соревнований не ограничено. Максимально фиксируемое время в туре—3 мин (180 очков).

Нужно признать, что достигнуть большого результата (540 очков) не удалось никому—ни парням, ни взрослым. В обеих возрастных категориях победу праздновали польские спортсмены: Михаил Кумор (юноши)—465 очков и Лешак Малмуга (взрослые)—507 очков. Кстати говоря, это пример тренера и замечательного сотрудничества ученика. Из российских спортсменов призерами стали Павел Краснов (серебряная приз) и Виталий Майборода (медная медаль).

Говоря о спортивных боеприпасах—моделях ракет данного класса, нужно подчернуть, что они схожи с парашютными. Главная подробность, снабжающая громаднейшую длительность полета,—тормозная лента.

И все конструкторские, технологические поиски ведутся по большей части с тормозными лентами. Это выбор их размера, толщины пленки и, очевидно, метода укладки. Исходя из условия старта, участник сам выбирает тип ленты. Так, для ветра нужна «твёрдая» лента, для штиля—«мягкая».

Степень жесткости определяет толщина исходного материала—пленки. У первых она колеблется от 0,015 до 0,025 мм, у вторых—порядка 0,01 мм. Нужно признать, что кодекс ФАИ не ограничивает число тормозных лент для соревнований.

Второй и третий призеры чемпионата Г.М и Сергиенко.Франчес со собственными спортивными «боеприпасами»

Мировой Чемпион в классе S9А А.Мазарачо

Спортивная семья Майборода. На фото в центре Анастасия, ставшая призёром 16-го мирового чемпионата

Способов укладки тормозной ленты— множество, самый популярный— гармошка. Он напоминает мехи русского музыкального инструмента. Ход (ширина складки)—от 5 до 25 мм.

Многие спортсмены по окончании складывания ленты подвергают ее формовке (термообработке). В сложенном виде зажимают ее в приспособление и выдерживают в таком состоянии при температуре 55—60 градусов. Такая обработка тормозной ленты увеличивает ее жесткость, она продолжительно держит «гармошку».

Лучшие спортсмены для каждого полета в новом туре применяют другую ленту, давая время для «отдыха» использованной.

Хорошим подтверждением сказанному выше являются тормозные ленты чемпионов—польских спортсменов. Размеры их таковы: протяженность 1050 мм, ширина 97 мм, ход «гармошки» 4—5 мм, толщина пленки—0,02 мм.

Категория S7—модели-копии на реализм полета—единственная не поделённая на классы. Пожалуй, соревнования в данной категории—самые занимательные для зрителей.

Так как немногим из нас удается замечать, что именуется, «живой» старт настоящих ракет. А запуски моделей-копий разрешают смоделировать данный старт.

Соревнование моделей-копий на реализм полета (S7) включает в себя« два этапа.

Первый—стендовая оценка, предельное число очков—850. Эта сумма присуждается судьями по следующим позициям: представленная документация на прототип, соответствие масштабу, степень сложности и мастерство изготовления. Второй этап—полетные характеристики, предельное число баллов—250.

Эта сумма складывается из очков, присуждаемых за демонстрацию эффектов, характерных прототипу, каковые модель реализует в полете: разделение ступеней, сброс обтекателя, отстрел ускорителей и т.д. Причем это все должно быть подтверждено документально.

Исходя из требований кодекса ФАИ, любой копиист, грезящий о победе, останавливает собственный выбор на сложном прототипе.

К ним сейчас возможно отнести такие, как ракеты-носители комических объектов—«Альянс», «Протон», «Сатурн-18», «Ариан» всех модификаций, «Зенит-3», «Циклон-3» и другие. И само собой очевидно, что во многом преимущество закладывается уже на начальной стадии—на стендовой оценке. Так, у юношей солиднейшую сумму баллов за «стенд» имел Александр Ляшко (Украина)—754. Он представил модель-копию ракеты «Зенит-ЗSL» в трехступенчатом варианте.

Всего два очка уступила ему Барбара Пакостова (Чехия), представившая на «суд» жюри копию ракеты «Ариан 44 LP» в масштабе 1:50.

Полеты моделей-копий не поколебали лидерство украинского спортсмена. Взяв за летные демонстрации наибольшее число очков—196, он и стал мировым чемпионом (общая сумма—950 баллов).

Хорошие оценки за полет разрешили русским юниорам Максиму Николаю и Демидову Петрову (194 и 178 баллов) стать серебряным и медным призерами. Их итоговая сумма, соответственно, 877 и 855 очков. Кстати, они выступали с однотипными копиями «Ариан 1».

Обилие моделей-копий ракеты «Ариан» наблюдалось и среди взрослых.

Из 21 участника, выступавшего в данной категории, 9 воображали миниатюрные «Арианы». Прототип ракеты «Сатурн 1В» забрали за базу копирования 6 спортсменов. И всего один из заявленных спортсменов—Александр Левых (Российская Федерация), выступал с миниатюрной копией ракетоносителя «Альянс—У»—Альянс—ТМ-12». И нужно признать, выступал превосходно.

По окончании стендовой оценки Александр захватил лидерство. Члены жюри оценили его копию в 826 очков из 850 вероятных.

На третье и второе места вышли Томаш Карч (Польша) с копией ракеты «Сатурн 1В»—779 очков и Зденак Колар (Чехия) с моделью «Ариан 44 LР»—772 очка.

По окончании летных опробований, взяв за полет наибольшее число очков—214 и собрав в итоге прекрасную сумму— 1040 баллов, Александр Левых стал трехкратным мировым чемпионом. Нужно признать, что полет его модели разрешает зрительно представить (не считая звукового результата) полёт и старт настоящего ракетоносителя космического корабля «Альянс».

Так как его миниатюрный «Альянс» в масштабе 1:50 высотой около одного метра кроме того, что до тонкости, до небольших подробностей, люков, надписей воспроизводил внешние элементы прототипа, но демонстрировал и кое-какие элементы полета, в частности: разделение боковых блоков первой ступени, сброс створок обтекателя, работу двигателей второй и третьей ступеней, разделение отсеков космического корабля и приземление всех частей на маленьких парашютах. В общем, это нужно было видеть.

Категория радиоуправляемых моделей ракетопланов S8 подразделяется на шесть классов. В классе S8D соревнуются юноши на время полета. Требования к моделям этого класса таковы: импульс МРД—10.01—20.00 н.с., стартовая масса—не более 300 г., размах крыла—950 мм, большое время полета в туре—6 мин (360 с).

В классе S8Е/Р выступают взрослые, и соревнуются они на точность посадки и продолжительность полёта на площадку размерами 10×50 метров. Технические требования к моделям этого класса такие: импульс МРД—20,01 —40,00 н.с., стартовая масса—не более 300 г., размах крыла—более 1100 мм.

У юношей по окончании главных трех туров было ясно, что целый пьедестал почета «забронировали» для себя китайские спортсмены, а звание чемпиона и золотую медаль в четвертом (дополнительном) туре разыграли между собой Ванг Фу Нан и Ву Янг. С явным преимуществом победил Ванг Фу Нан: время полета его модели—8 мин (480 с). Праздновали китайцы и убедительную командную победу.

Делая обзор класса S8D, направляться отметить некую их унификацию, однотипность.

Простая хорошая, самолетная схема с верхним размещением двигателя. Просматривается некая неосторожность в изготовлении спортивных «снарядов». Основной упор в подготовке к любым соревнованиям — практические запуски, так называемый — налет. Так, из общения со спортсменами Китая я выяснил, что любой спортсмен—член национальной команды имеет около 200 стартов в году. Многим участникам об этом приходится лишь грезить. Среди них и русским ракетомоделистам.

Так как лишь для приобретения модельных ракетных двигателей (МРД) нужно затратить около 1000 $.

Из 32 участников данного чемпионата, стартовавших в классе S8E/Р, лишь одному—Францу Вейсгерберу (Германия) удалось пройти все туры без утрат—3000 очков из 3000 вероятных. Победил он и в финале. Приз ему—золотая медаль ФАИ.

Лишь ему одному покорилась «вершина» в 1000 баллов. Итоговая сумма—4000 очков. Мало уступил ему фаворит русском команды Григорий Сергиенко—3859 очков, у него серебро. А латунь у британца Майка Франчеса—3776 очков.

Говоря о призерах в классе S8Е/Р, нужно подчернуть, что они имели определенные преимущества перед остальными. Это, в первую очередь, спортивные «боеприпасы» — модели ракетопланов.

Их отличает некий академизм—высокий уровень качества изготовления, знание аэродинамики и ее грамотное использование на практике. Нужно подчернуть, что германский и британский спортсмены имеют богатый стаж работы с радиоуправляемыми моделями, громадный неспециализированный «налет» (каждому из них более 50 лет).

Модель ракетоплана Франца Вейсгербера—простой схемы. Размещение МРД—нижнее.

Крыло—цельное, имеет двойной плавный угол «V», консоли—с закругленным обводом передней кромки. Стабилизатор—V-образный, вершина угла—вверху. Фюзеляж-балка—из углепластика.

Ракетоплан Григория Сергиенко—хорошей самолетной схемы. Крыло—из двух половин, стыкующихся к фюзеляжу.

Консоли — трапециевидные, их протяженность равна размаху центроплана. Хвостовое оперение—простое (стабилизатор и киль). Двигательный отсек—внизу, что снабжает безопасность при работе МРД.

Модель класса S8Е/Р британца Майка Франчеса достаточно сложна в изготовлении, выполнена по схеме «рама». Фюзеляж, правильнее — его две хвостовые балки длиной 500 мм, — из углепластика, являются несущими для V-образного стабилизатора. Причем вершина угла хвостового оперения находится внизу.

Это делает его надёжным от случайного попадания продуктов горения при работе МРД, расположенного в средней части двигательного отсека.

Крыло элипсной формы в плане, со легко заостренными краями позади. Размах его—1200 мм. Каркас складывается из двух двойной обшивки и балок лонжеронов «сандвича» из стеклопластика и бальзы. Масса модели—250 г., рулевых машинок—5 штук по 5 г.

Категория моделей ротошютов (S9) включает в себя четыре класса. Чемпионатным есть класс S9А.

Технические требования к нему такие же, как и к классам SЗА и S6А: минимальный диаметр корпуса 40 мм, МРД—не более 2,5 н.с., стартовая масса не должна быть больше 60 г., «максимум» в туре—3 мин (180 с).

Из 42 спортсменов, стартовавших в данном классе у юниоров, лишь одному Михалу Кумору (Польша) удалось продемонстрировать все три «максимума». Собрав в итоге 540 очков, он стал двукратным мировым чемпионом на Байконуре и второй раз подряд в классе S9А.

Всего шесть секунд уступила ему отечественная Настя Майборода, у нее—серебряная медаль. А медная—у Сергея Смирнова (Украина)—513 очков.

Во взрослой возрастной категории в классе S9А стартовало 49 частников.

И лишь трое «прошли» три главных тура без утрат, собрав по 540 очков. В первом флай-оффе «отсеялся» Ренатас Петкевичус (Литва). Его итог—4 мин 20 с, за что ему присуждено третье бронзовая медаль и призовое место мирового первенства. Всего четыре секунды разрешили спор за титул мирового чемпиона.

Продемонстрировав во втором флай-оффе 3 мин 36 с, победу одержал Антонио Мазарачо (Италия). С результатом 3 мин 2 с серебряную приз взял польский спортсмен Лешек Малмуга. Всего три секунды отделили российского «ракетчика» Алексея Решетникова от пьедестала почета—у него четвертое место.

Категория ротошютов (S9) ракетомоделизма еще совсем «юная». Это был всего лишь третий мировой чемпионат (с 2002 г.), в который был включен этот класс ракетных моделей.

Большое количество упрочнений было нужно затратить его приверженцам, дабы ротошют занял собственный законное место в розыгрыше медалей ФАИ. И нужно признать, что эта категория воображает громадное поле деятельности для творчества, для совершенствования самих летательных аппаратов.

Сейчас лидирующее положение в классе S9А занимают польские и русские «ракетчики».

Их отличают продуманность разработки изготовления спортивных снарядов и творческий поиск конструкций и схем. Главное направление творчества—совершенствование главного составляющего ротошюта—ротора. Так как носитель (контейнер) его практически у всех однообразный. Он такой же, как и корпуса чемпионатных классов: SЗА, S6А и близок, на мой взор, к идеалу. На полетные качества ротора воздействуют пара факторов: диаметр, количество лопастей вращающегося винта, профиль лопасти и т.д.

Размеры ротора, правильнее—диаметр его ометаемой поверхности, ограничен техническими требованиями—длиной самой модели. И повышение его идет за счет складывания лопастей, что, без сомнений, увеличивает и степень риска при раскрытии. Но нужно подметить, что по этому дороги идут многие спортсмены. За исключением, пожалуй, поляков. Они — приверженцы второй схемы: лопасти—цельные, с очень сильно выгнутым профилем и их солидным числом—шесть.

самая популярной схемой есть трехлопастная, с стреловидными крыльями и «прямыми»-лопастями. С подобными моделями выступали Айтонио Мазарацио и Анастасия Майборода.

В командном зачете победу среди юниоров праздновали ракетомоделисты России, на втором месте—украинская сборная, и на третьем — «ракетчики» Польши. Среди взрослых первыми были кроме этого спортсмены России, вторыми—польские моделисты, третьими—сборная Словакии.

В таком же порядке расположились они и в общекомандном объединенном зачете.

В. РОЖКОВ


Случайные записи:

Очевидцы сняли крушение ракеты Протон-М на Байконуре


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Второе свидание с байконуром

    Совершённый в первых числах Октября 2006 года на Байконуре 16-й мировой чемпионат по ракетомодельному спорту покинул неизгладимое чувство у его зрителей…

  • Usb мини холодильник для напитков

    В данной публикации в нескольких частях изложен проект автора канала «Игорь Негода» об изготовлении уникального и стильного Usb мини холодильника…

  • Сотовый мини телефон

    Канал Китай Г. посвящен обзорам и распаковкам товаров из русских и зарубежных вебмагазинов. В этом пакете находится весьма мелкий мобильный телефон….

  • Обзор мини компьютера vorke v1

    В обзоре канала Китай Г. мини компьютер Vorke V1 Windows 10 Мини-ПК. Характеристики 4 Гб оперативки, 64 Гб жесткий диск. Коробочка защищена пленкой,…