На автодроме — «головастик»

27.12.2012 В мире моделей

Не смотря на то, что автомодели с воздушным винтом (аэромобили) и считаются только переходной ступенью на пути юного спортсмена от «детских» контурных и резиномоторных микромашин к миру «взрослых» кордовых и радиоуправляемых, все же комплекс неприятностей, решаемых при проектировании этих снаружи несложных автомобилей, заставляет относиться к ним, как… к настоящему «испытательному стенду» для проверки свойств моделиста в качестве конструктора. И вправду, попытайся позабыть хотя бы об одном из множества факторов, воздействующих на ход аэромобиля, как изготовленная по твоим чертежам модель сразу же при запуске своим поведением продемонстрирует — имеется неточность, вынудит искать и исправлять ее.

Честно говоря, отечественные кружковцы уже прошли тернистый путь учебы неточностями и сейчас прекрасно знают: другой раз погрешности конструирования «закопаны» так глубоко и время от времени находятся в таковой сложной связи, что озадачат кроме того опытного конструктора. Хорошим уроком для них стала история, в то время, когда занимательная конструкция аэросаней с толкающим воздушным винтом была признана неудачной во всех кругах автомоделистов, а потом оказалось, что дело только в направлении вращения пропеллера!

Исходя из этого на данный момент никто из ребят не принимается за разработку модели, сначала пристально не ознакомившись со всеми публикациями в журналах и книгах по данной теме.

Предлагаемая вашему вниманию микромашина с воздушным винтом спроектирована с учетом всех известных законов. Перечислять их всецело ненужно — пригодится количество книги. Да это и не требуется.

Ходовые качества аэромобиля говорят за то, что работа успешна, поведение на всех режимах устойчивое, движение ровный, с запуском справляются новички. А скоростные показатели зависят уже прежде всего от черт мотоустановки.

На автодроме - «головастик»
Рис.

1. Кордовая гоночная модель аэромобиля с двигателем рабочим количеством 1,5 см3.

Думаем, что нам удалось спроектировать очень несложную и действенную в смысле успехи требуемых черт машину. За счет отказа от долгого корпуса не только снизилась масса, но и уменьшилась смачиваемая поверхность модели.

Кстати, облегчение хвостовой части разрешило быстро удлинить плечо стабилизатора. Из этого — его громадная работоспособность в качестве демпфера вертикальных колебаний. А удаление стабилизатора от винта разрешает сохранять надежду на сверхровный движение модели в произвольных условиях (при близко расположенном стабилизаторе последний «ощущает» скорее поток от винта, чем возможно растолковать пониженную устойчивость некоторых маленьких аэромобилей).

Рис. 2. Конструкция модели.

В качестве хвостовой балки использована алюминиевая вязальная спица. Кстати, за счет маленьких изгибов данной проволоки сейчас несложнее несложного регулировать угол атаки стабилизаторной плоскости. Сам стабилизатор — бальзовый, по передней части и по законцовкам усилен липовыми пластинами, толщина склеенной и грубо спрофилированной заготовки в центре около 3 мм (к финишам значительно уменьшается до 1,5—2 мм).

Обшивка стабилизатора из стеклоткани толщиной 0,02 мм прилакировывается только по окончании монтажа подробности на концебалки. Последняя перед этим зачищается надфилями, обезжиривается и туго обматывается узкими хлопчатобумажными нитками. К моменту сборки должна быть готова и березовая бобышка — целый узел планирует за один раз, а бобышка увеличивает прочность соединения.

Подобно готовится и передний финиш спицы-балки к заклейке в корпусе модели.

Обтекатель (он же корпус) выдолблен из березы. Выбор материала позван прочностью, а основное, твердостью данной древесины, не сминающейся в территориях под винтами.

Чуть сложнее выдалбливать заготовки если сравнивать с липовыми, а что касается массы, то так как выигрыш в 10 г попросту не нужен. Силовых функций, не считая удержания балки-стабилизатора, корпус фактически не несет, поскольку кордовая планка смонтирована прямо на лапке двигателя, а стойка шасси — на его головке. Нагрузки от массы бака ничтожно мелки.

Рис. 3. Топливный бак:

1 — питающая трубка, 2 — трубка подачи давления, 3 — заправочная трубка (перед запуском глушить), 4 — корпус бака.

Рис. 4. Доработка двигателя поршня МДС.

Рис. 5. Новая головка цилиндра:
1 — корпус (Д16Т), 2 — контрпоршень (фторопласт), 3 — нажимная шайба (сталь), 4 — шпилька «трещотки», 5 — винт регулировочный.

Рис.

6. Хвостовая часть модели:
1 — проволочная балка, 2 — нитяная обмотка, 3 — передняя кромка, 4 — законцовка, 5 — бальзовая часть, 6 — бобышка.

«Сердце» гоночного аэромобиля — компрессионный микродвигатель МДС-1,5 рабочим количеством 1,5 см3. Что это за изделие, кружковцы определили при бесплодных попытках запуска снаружи столь солидного мотора…

Прекрасно, хоть отечественные коллеги по несчастью, кроме этого в свое время купившие подобные двигатели, разместили в «М-К» материал о доработках МДС. Это здорово упростило работу — все «причуды» изделия были уже известны. Приведем только список доработок. Растерты гнезда под подшипники коленвала; для балансировки снята большая фаска на передней стороне щеки коленвала в зоне пальца; облегчен и укорочен по юбке поршень; за счет опиловки ось вращения коленвала отклонена от цилиндра.

Кстати, величина этого снятия материала «на клин» по торцу картера приводит к изумлению. Шатун прекратил сползать с пальца кривошипа и тереться о золотник только при перекосе торца в 0,3—0,4 мм! Как же затем рассчитывать на ресурс шатуна?

Действительно, мы доработали его. Сейчас он снизу пропилен, а в углах прорези образованы маслоудерживающие карманы, но…

Штатный узел карбюратора упразднен.

Выносной жиклер монтируется не запайкой в баке, а ставится на легком кронштейне на задней крышке картера — так легче смотреть за его состоянием. Питание горючим осуществляется под давлением, отбираемым из картера через штуцер-клапан.

Головка цилиндра выточена заново из Д16Т совершенно верно по размерам штатной металлической подробности.

Последнюю мы посчитали негодной из-за несоответствия коэффициентов температурных самого материалов картера и расширений гильзы. Винт регулировки компрессии переделан из подробности от КМД, а контрпоршень выточен из фторопласта (марка малоизвестна). Чтобы регулировка двигателя не изменялась с температурой нагрева и с объемным расширением пластика, толщина контрпоршня выбрана незначительной, причем практически по всей плоскости прижим идет через металлическую шайбу с коническим краем.

Опробования МДС с подобным узлом не дали каких-либо замечаний по работе пластикового контрпоршня.

В остальном изюминок модель не имеет. Нужно только подметить, что при таковой схеме принципиально важно обеспечить четкую фиксацию положения двигателя относительно корпуса.

В ближайших замыслах у нас — снять негативную матрицу с готовой модели, дабы позже выклеивать корпуса из стеклопластика.

Скоба стойки главных колес привертывается к головке цилиндра; конструкция этих колес много раз описывалась в издании (по типу они напоминают авиационные от кордовых гоночных моделей).

Напоследок — одно замечание по переводу модели на коньки.

В силу классических убеждений все аэросани бегают на одном центральном. Но так как с позиций центровки это невыгодно! По ширине модели опора обязана приходиться на уровень центра тяжести автомобили в комплексе с кордовой узлом и планкой навески корды, что достижимо лишь при двухколейной основной оси и при «неточной» балансировке по высоте, дающей возможность идти на одном из боковых колес (либо коньков).

А.

АНДРЕЕВ, начальник кружка


Случайные записи:

Девчонки тупят на Автодроме за рулем Тазика


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • С «вертулой» — на рекорд

    Примером творческого отношения к созданию современной спортивной автомодельной техники возможно аэромобиль класса АС-2 с микродвигателем рабочим…

  • Новинка ледяного сезона

    Вероятны ли сенсации в современном автомоделизме? Честно говоря, мальчишки отечественного кружка были уверены, что нет. Им казалось, что в далеком…

  • Оружие воздушных бойцов

    Приверженцам кордового авиамоделизма мы предлагаем сейчас подборку из двух тесно связанных по смыслу материалов. В первом из них рассказывается о очень…

  • История одного заблуждения

    В то время, когда перед отечественными мальчишками поднялась неприятность выбора техники к новому спортивному сезону, разногласий не было. Все, кто…