«Найк-кайджен» в миниатюре

26.01.2017 В мире моделей

С введением новых технических требований к моделям-копиям категории S5 самые предпочтительными в качестве прототипа стали двухступенчатые ракеты, имеющие громадную отличие в диаметрах корпусов ступеней. Этому требованию достаточно прекрасно отвечают исследовательские ракеты, созданные в Соединенных Штатах на базе ускорителя зенитной ракеты «Найк» («Найк-Томогавк», «Найк-Кайджен», «Найк-Апач» и другие).

Вниманию читателей предлагается описание ракеты «Найк-Кайджен» и ее модели класса S5C, выполненной в масштабе 1:10,4775 (масштаб обусловлен подгонкой диаметра корпуса первой ступени копии к 40 мм). Замеры на запусках говорят о том, что для таковой модели высота взлета 500 м — не предельная величина.

Материал по просьбе редакции подготовили для вас мастер спорта интернационального класса В. Минаков и заслуженный тренер СССР С. Жидков.

Предлагаемая модель-копия двухступенчатая: первая ступень с МРД 5-3-0, вторая с МРД 5-3-6, не смотря на то, что вероятно и второе сочетание двигателей при суммарном импульсе до 10 Н*с. Все части корпуса и отсеки намотаны из стеклоткани 0,025 мм в четыре слоя на смоле ЭД-20. Оправки железные. Предварительно их нагревают и на поверхность наносят мастику «Эдельвакс». При формовке в местах переходов нужно подмотать стеклонить.

По окончании отверждения смолы производится сдвижка выклеек, неотёсанная обработка напильниками и термообработка в течение 2 часов при 120°С. Окончательная доводка поверхности — на токарном станке наждачной бумагой разной зернистости.

Внешние поверхности корпусов обезжириваются и покрываются двумя-тремя слоями лака АК-20. По окончании шлифовки контролируются размеры с учетом толщины будущего красочного слоя 0,05—0,07 мм. Корпусные подробности обрезаются по длине.

Сборка узлов — на эпоксидном клее типа ЭДП либо К-153.

Готовую модель два раза грунтуют нитрокраской с алюминиевой пудрой, после этого наносится 2—3 слоя белой нитроэмали. Между всеми этапами производится зачистка поверхности наждачной бумагой.

Последний слой краски не обрабатывается. Шлифовка промежуточных покрытий ведется не меньше чем через час по окончании их нанесений, а в конце сушка продолжается 12 часов. Стабилизаторы покрываются желтой и красной эмалями.

отличных показателей по качеству покрытия дает распылитель «Аэрограф».

Совокупность спасения первой ступени — лента размером 27Х350 мм. Для передачи огневого импульса к двигателю второй ступени в корпусе первой смонтирована трубка O 3 мм, грамотный двумя слоями стеклоткани толщиной 0,025 мм и расположенного между ними слоя углеткани толщиной 0,08 мм.

Бобышки корпуса бальзовые, стабилизаторы изготовлены из листового материала толщиной 0,15—0,3 мм (толстая бумага, картон, электрокартон, полистирол, целлулоид) с постановкой узкого корневой нервюры и бальзового лонжерона.

Вторая ступень возвращается на землю на ленте размером 30X3000 мм, изготовленной из металлизированного лавсана толщиной 0,012—0,018 мм (толщина лавсана на ленте первой ступени 0,018 мм). Стабилизаторы — из листового гетинакса толщиной 1 мм.

Все элементы деталировки копии сделаны из полистирола либо целлулоида.

МРД первой ступени фиксируется в отсеке посредством бамбукового штифта. Перед этим в него засыпают навеску дымного пороха меркой глубиной 2 мм, сделанной из гильзы мелкокалиберного патрона.

В двигатель второй ступени досыпают 3—4 таких мерки пороха и закрывают МРД бумажным пыжом. По окончании фиксации в корпусе второй ступени насыпают мало талька и закладывают пыж из ваты, завернутой в микалентную бумагу. Свернутую в трубочку ленту чехлят при помощи фторопластовой пленки и по окончании укладки засыпают сверху тальк, нужный для образования облачка.

Головной обтекатель догружают 2—3 г пластилина.

Стартовая масса модели равна 65—70 г. Запуск производится с газодинамического стартового устройства. При применении направляющего штыря на корпусе первой ступени необходимо закрепить направляющие кольца.

Описание ракеты-прототипа

Исследовательская ракета «Найк-Кайджен» создана HAKA, фирмой и Мичиганским университетом «Тиокол» для изучений по программе Международного геофизического года (1958/1959 года), включавших фотографирование облачности, изучение водного баланса воздуха и магнитное зондирование ионосферы. Первый запуск состоялся 6 июля 1956 года. Всего за период с 1960 по 1968 год было запущено более 300 ракет.

Они употреблялись и в интернациональных изучениях, в которых учавствовали Англия, Япония, Норвегия, Пакистан и Дания.

«Найк-Кайджен» — двухступенчатая твердотопливная ракета, применяющая в качестве первой ступени ускоритель М5 от зенитных ракет «Найк» с четырьмя стабилизаторами. Вторую ступень приводил в перемещение двигатель TE-82 МОД.2 «Кайджен», созданный компанией «Тиокол» (кроме этого с четырьмя стабилизаторами).

Ракетный запуск производится со особого стартового устройства «нулевой длины» либо с модифицированного устройства зенитной ракеты «Найк». По окончании выгорания горючего ступень «Найк» отделяется от ступени «Кайджен». Зажигание двигателя второй ступени — по окончании разделения, с задержкой по времени, определяемой особым пиротехническим устройством. Последнее вводится в воздействие при старте ракеты. По окончании выгорания горючего «Кайджен» ракета движется по баллистической траектории.

При проведении фотографирования отсек с аппаратурой отделяется от головyого обтекателя на высоте 80 км и достигает высоты 120 км. На этом промежутке высот ведется фотосъемка. Отсек возвращается при помощи парашютов. Остальные результаты исследований передаются по радиоканалу в центр наблюдения.

Окраска:головная часть и корпус ракеты — белые; оперение, плоскость I — желтые; оперение, плоскость II — IV — красные.

Чертежи составлены на базе фотографий и документации ракеты, находящейся в Гостевом центре полигона НАСА.

Размеры в дюймах; в скобках указаны размеры в мм.

«Найк-кайджен» в миниатюре

Технические данные ракеты «Найк-Кайджен»

Протяженность неспециализированная, м: 8,04

Большой диаметр, м: 0,42

Стартовая масса, кг: 688

Масса нужного груза, кг: 22,5

Время работы двигателей, с: 7

Тяга дв. первой ступени, тс: 22,1

Тяга дв. второй ступени, тс: 3,56

Большое ускорение, q: 60

Большая скорость, км/с: 6,7

Высота подъема, км: 161


Случайные записи:

HAUL DES SOLDES / nike, fila


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • S1b — две рекордные ступени

    На соревнованиях Пятого европейского первенства миниатюрная ракетомодель класса S1B мастера спорта СССР Ю. Солдатова принесла собственному конструктору…

  • «Высотки» штурмуют небо

    Категория высотных моделей (S1) — одна из самых «ветхих» в ракетомоделизме. С 1985 года, с шестого мирового первенства, она прочно «прописалась» во всех…

  • «Аэроби-100»

    Для изучения околоземного космического пространства в Соединенных Штатах с 1948 года начали строить ракеты типа «Аэроби». Сейчас выпущено много их…

  • Победная «высотка»

    Воображаемая вниманию читателей модель ракеты класса S1B (высота полета) с суммарным импульсом двигателей до 5 Н·с разрешила А. Митюреву в течение многих…