Необычные «бойцовки»

07.05.2013 В мире моделей

Казалось бы, все в далеком прошлом уже изучено в таком технически несложном классе моделей, как F2D (авиамодели воздушного боя). Ан нет, иногда появляются новые разработки, призванные довести до совершенства если не всю конструкцию аппарата в целом, то по крайней мере главные его узлы. Сейчас мы выносим на суд спортсменов очень нетрадиционное ответ для того чтобы серьёзного узла, как законцовка крыла.

В случае если в других авиамодельных классах при прорисовке прежде всего решаются вопросы аэродинамики, то на «бойцовках» значительно ответственнее их способность и минимальный вес действенно объединять задний и передний силовые пояса каркаса в единое целое. Последний фактор ответствен не только в экстремальных обстановках. В один момент при условии успешного соединения конструкции упомянутых поясов и законцовок возможно заметно уменьшить и целый силовой каркас в целом.

Традиционно законцовки на современных аппаратах (независимо от того, «летающее крыло» это либо полусамолетная схема с вынесенным горизонтальным хвостовым оперением) являются склеенные в Т-образный профиль две бальзовые пластины при среднестатистической хорде вблизи финишей крыла около 200 мм. Существует множество и других вариантов, но упомянутый самый распространен благодаря простоте, технологичности, надежности и употребляется спортсменами уже более двух десятков лет.

Но, наверное, и у него появился более чем хороший соперник. Сущность конструкторской новинки — фактически в… полном отказе от законцовочных узлов как таковых. В предлагаемой модификации передний и задний силовые пояса-кромки каркаса крыла сводятся совместно и связываются маленькими косынками из узкой фанеры сверху и снизу крыла и распорками из липовых пластин толщиной 2 мм со стороны промежуточных нервюр.

Так намного возрастает прочность каркаса — так как сейчас силовой контур полукрыла представляет собой очень твёрдый треугольник, а не податливую лесенку из нервюр, законцовок и кромок.

Само собой разумеется, и в данной конструкции имеется собственные минусы. Так, при существующем ограничении размаха до 1000 мм треугольник обуславливает чувствительную утрату несущей площади вблизи финишей консолей.

Но это не страшно — при жажде площадь восстанавливается до стандартных границ за счет повышения задней кромки или удлинения центральной нервюры (последний прием многие спортсмены напрямую связывают как с улучшением маневренности «бойцовки», так и с уменьшением степени «истеричности» ее поведения в маневрах). Имеется и еще одно замечание в пользу нового ответа. Это уже оговоренная возможность понижения мастеля совсем не обязательно переводить как раз в скорость модели.

Так как имеется и еще одно хорошее использование этим избыткам — улучшение тяговых черт мотоустановки. Достигается это за счет маленькой модификации воздушного винта с повышением его диаметра либо перехода на мало сниженные значения геометрического шага. В любом случае подобное новшество даст незначительный рост скорости полета с лентой, понижение скорости без ленты, и (что самый принципиально важно) заметно снизит подтормаживание при исполнении последовательности резких маневров в сражении.

Во что может вылиться новый подход к конструированию финишей крыла на бойцовых моделях, прекрасно видно из картинок. Не смотря на то, что вероятны и другие схемные ответы, кроме того в этих вариантах заметно неспециализированное упрощение конструкции, приводящее к повышению жесткости каркаса, упрощению разработки его изготовления и к понижению массы модели.

Тут заметно и рвение конструктора решить еще две неприятности, неизбежно появляющиеся при фактически полном отсутствии развитых по хорде законцовок, — техническое оформление и нахождение места узла вывода корд управления за пределы крыла. На моделях с внешним размещением всех элементов управления сделать это не столь уж сложно. Трудности начинаются при классическом размещении поводковых тросиков и качалки в полости крыла.

Тут уже придется подумать, как совершить корды либо тросики через заднюю кромку, не нарушив ее неспециализированной прочности. Наряду с этим нужно еще и в минимальной степени утяжелить левую консоль крыла, дабы не компенсировать это лишней массой свинца у правой законцовки.

Необычные «бойцовки»

Кордовая модель воздушного боя под двигатель рабочим количеством 2,5 см3 (чемпионатного класса):

1 — косынки соединительные левого узла (фанера s 1), 2 — винт М3 для крепления кронштейна вывода тросиков управления, 3 — кронштейн (металлическая проволока диаметром 1,2), 4 — нервюра (бальзовая пластина s3—4 или липовая s2—3), 5 — нервюра прикорневая, 6 — обшивка пенопластового лобика (бумага для самописцев на клее ПВА), 7 — лобик (пенопласт марки ПС-4-40 либо качественный упаковочный), 8 — нервюра центральная с моторамой (сборный узел), 9 — косынка для усиления подмоторной части и для образования отсека мягкого топливного бака (бальзовые пластины s3), 10 — силовая переборка (фанера s1, 5), 11 — полка лонжерона, врезанная в пенопластовый лобик (сосновая рейка 5×4), 12 — корневая накладка пенопластового лобика (бальзовая пластина s3), 13 — кромка передняя (липовая либо бальзовая пластина толщиной 3— 4), 14 — косынки соединительные правого узла и груз свинца 15 г, 15 — кромка задняя (сосновая рейка 8×4), 16 — лонжерон вспомогательный, 17 — косынка связи элементов задней кромки (фанера s1, ставить сверху и снизу), 18 — центральная часть задней кромки (сосновая рейка 10×4), 19 — руль высоты (бальзовая пластина s4), 20 — подкабанчиковая накладка (фанера s1).

Центральный силовой узел модели (вид со стороны двигателя):

1 —кромка передняя, 2— подмоторная накладка пенопластового лобика (липовая пластина s3), 3 — плата моторамы (липовая либо буковая пластина s12), 4—полка лонжерона, 5 — силовая переборка (соответствует поз. 10 прошлого рисунка, но как вариант выполнена из липовой пластины s5), 6 — ось стержня подвески внешней качалки управления, 7 — полки центральной нервюры (сосновыерейки 12×3), 8 —распорка нервюры, 9 — полка запасного лонжерона (сосновая рейка 4×2), 10 — стена запасного лонжерона (бальза либо пенопласт), 11 — бобышка задняя (липовая пластина s12), 12 — кромка задняя, 13 — петля подвески руля высоты, 14 — руль высоты.

Кордовая модель воздушного боя под двигатель рабочим количеством 1,5 см3 (школьный подкласс).

Схема устройства для терморезки пенопластовых заготовок лобика крыла:

1 — основание, 2 — стойка крепления неподвижного финиша «струны».

3 — калибровочная подкладка подблок пенопластовой заготовки, 4 — терморежущий элемент- «струна», 5 — шаблон корневой нервюры, 6 — проводник для подачи напряжения на «струну» эластичный, 7 — рукоятка, 8 — проставка рукоятки термоизоляционная.

Центральный силовой узел модели (вид со стороны противоположной двигателю):

1 — выступ силовой (буковая пластина s12), 2 — коренная накладка пенопластового лобика (липовая пластина s3), 3 — полка лонжерона (сосновая рейка 4×3), 4 — стена лонжерона замыкающая (фанера s 1,5 или липовая пластина s3), 5 — винт крепления топливного бака, 6 — бак топливный, 7 — кронштейн навески внутренней качалки управления, 8 — качалка управления, 9 — полки центральной нервюры (сосновые либо липовые рейки 12×2), 10—распорка нервюры, 11 —бобышка задняя (липа), 12 — кромка задняя с накладками, 13 — руль высоты (бальзовая пластина s3).

Топливный бак:

1—трубка питающая, 2— трубка дренажно-заправочная (в один момент употребляется на протяжении работы двигателя для наддува полости бака), 3 — винт М3 для крепления бака на центральной нервюре (паять изнутри бака перед его сборкой), 4 — бак (паять из луженой жести s0,3).

Качалка управления.

Увидьте, что «бойцовка» школьного подкласса имеет пара увеличенный если сравнивать с классическими моделями размах крылы.

Так удалось не только избавиться от результата утраты несущей площади при отсутствии законцовок, но и покинуть места выхода поводков корд на прошлом удалении от центральной оси модели. Еще раз акцентируем ваше внимание на сверхупрощенности модели в целом — при одновременном модифицировании и желании формы задней кромки в виде чистого либо граненого полуэллипса подобная схема с успехом возможно перенесена и в спортивный класс.

При всем другом занимательна и возможность резкого упрощения разработки резки пенопластовых заготовок для силовых лобиков крыльев. При простой схеме работы приходится вести нить термолобзика в один момент по двум профилированным шаблонам профиля носка крыла.

При отсутствии широкого опыта (или очень замысловатых рычажных приспособлений, каковые, в большинстве случаев, все равно не гарантируют большого качества резки) данный процесс не только сложен, но и малорезультативен из-за громадного процента брака. Так как мельчайшая неравномерность перемещения «струны» либо несинхронность обводки ее по контуру шаблонов приводят к впадинам и буграм на поверхности приобретаемой пенопластовой заготовки или к неспециализированному искажению конусности профиля.

В отечественном же случае вся обстановка очень упрощена из-за отсутствия одного из шаблонов как такового. По сути, его роль делают регулируемая по высоте стойка с термостойкой изоляционной головкой для крепления неподвижного финиша «струны» и калибровочная подкладка, на которую устанавливается блок пенопластовой заготовки.

Около же оставшегося шаблона режущая нить легко обводится кроме того в одиночку, без ассистента, а резка заготовок идет без брака и преобразовывается в настоящее наслаждение.

В остальном конструкция узлов предлагаемых «бойцовок» достаточно традиционна и не требует каких-либо особенных пояснений. Исходя из этого, в случае если вам понравится новая схема, вы сможете легко воплотить ее в настоящую конструкцию.

В.ЯКОВЛЕВ,
мастер спорта,
Москва


Случайные записи:

RC Aviation


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Бойцовки: теория и практика конструирования

    Сейчас мы предлагаем вниманию воздушных бойцов достаточно необыкновенный материал. В нем для моделистов «средней руки» представлены не только успешные…

  • От идеи до «бойцовки»

    В большинстве случаев с целью достижения нужной центровки бойцовой модели тяжелый микродвигатель вдвигается в вырез передней кромки крыла. Это ведет к…

  • Необычный электролет

    С легким шелестом лопастей пропеллера модель ушла в атмосферу. Пройден один круг, второй, третий. Все это знакомо в наше время во многих кружках нашей…

  • Кордовый фигурист

    Эта кордовая пилотажка имеет красивую совокупность управления и владеет хорошей маневренностью, что разрешает ей делать самые сложные фигуры пилотажа. А…