По проекту фридриха цандера

07.03.2012 В мире моделей

25 ноября 1933 года взлетела ГИРД-Х — первая советская экспериментальная ракета с ЖРД (жидкостным ракетным двигателем). Она была создана в ГИРДе под управлением С. П. Королева по расчётам и проекту Фридриха Артуровича Цандера.

Большому теоретику неприятностей реактивного перемещения, инженеру-изобретателю Ф. А. Цандеру не было нужно заметить собственную ракету в полете.

Энтузиаст межпланетных полетов, девизом которого были слова: «Вперед на Марс!», Фридрих Артурович создал собственную школу в конструкции и области теории реактивных жидкостных двигателей. С. П. Королев в книге «Ракетный полет в стратосфере», изданной в первой половине 30-ых годов XX века, писал о нем: «Благодаря его работам за последние 10 лет были созданы прототипы первых советских ракетных двигателей».

В первой бригаде ГИРДа трудился дружный творческий коллектив: А. И. Полярный, Е. К. Мошкин, Л. С. Душкин, М. Г. Воробьев, Л. II. Колбасина и другие. Как раз они, ученики и товарищи Ф. А. Цандера, закончили изготовление ракеты ГИРД-Х и выпустили ее в первоначальный полет.

Ракета ГИРД-Х складывается из головного обтекателя, приборного и двигательного отсеков, баков с горючим и кислородом, аккумулятора давления, реактивного двигателя, колец и промежуточных обечаек, арматуры и клапанов, хвостового оперения.

Головной обтекатель — из двух половин, в нем расположен парашют. В то время, когда автоматическое устройство сбрасывает обтекатель, парашют раскрывается, и ракета медлено приземляется.

В приборном отсеке ка передней стенке кислородного бака размещаются предохранительный клапан, штуцер и манометр для заливки кислорода.

Кислородный бак изготовлен из алюминиевого сплава, его стены образуют корпус ракеты. В донышко бака вварен штуцер, к которому присоединен трубопровод и кислородный кран, проходящий через бак с горючим к коллектору реактивного двигателя.

По проекту фридриха цандера

ГИРД-Х:

1 — сбрасыватель, 2 — головной обтекатель, 3 — приборный отсек, 4 — манометр, 5 — клапан предохранительный, 6 — штуцер для заливки кислорода, 7 — кислородный бак, 8 — кран кислородный, 9 — трубопровод кислорода, 10 — аккумулятор давления, 11 — обечайка, 12 — тройник и редукционный клапан, 13 — бак с горючим, 14 — стабилизатор, 15 — кран подачи горючего, 16 — реактивный двигатель (№ 10), 17 — обшивка, 18 — коллектор.

Аккумулятор давления (в нем находится сжатый до 150 атм воздушное пространство) представляет собой особый баллон.

К нему подключен тройник и редукционный клапан, от которого идут две трубки: одна, имеющая запорный клапан,— в бак с кислородом, а вторая — в бак с горючим. За счет давления сжатого воздуха горючее и жидкий кислород вытесняются в камеру сгорания двигателя.

Баллон со сжатым воздухом находится в обечайки, изготовленной из алюминиевого сплава.

Бак с горючим имеет несущую обшивку, являющуюся кроме этого частью корпуса ракеты.

На передней стенке бака установлен штуцер, от него к камере сгорания идет Трубопровод. К нижней стенке приварены ушки, к каким на болтах крепятся трубчатые тяги крепления двигателя к ракете. В верхнюю и нижнюю стены бака вварена трубка, через нее проходит трубопровод от кислородного бака в коллектор камеры сгорания.

Двигательный отсек изготовлен из листового алюминия, свернутого в цилиндрическую обечайку, которая медлено переходит в хвостовой обтекатель, имеющий форму усеченного конусе. В этом отсеке помещаются реактивный двигатель, трубопроводы горючего и окислителя, клапан подачи и кран горючего, преграждающий обратное перемещение кислорода по трубопроводу. Хвостовой обтекатель нижней частью приварен к кольцу жесткости, вовнутрь которого ввернуто компенсирующее кольцо.

Реактивный двигатель № 10. сопло и камеры Внутренние стенки сгорания изготовлены из жаропрочной стали, а наружные — из малоуглеродистой. Между внутренними и наружными стенками имеется зазор а 2—3 мм, а в зоне сопла он доходит до 4—10 мм. Данный зазор заполняется жидким кислородом, что по трубопроводу поступает в кольцевой коллектор, а из него — в промежуток между стенками камеры сгорания.

Так, кислород охлаждает камеру сгорания, другими словами отнимает у нее тепло, а сам нагревается.

На цилиндрической части двигателя имеются отверстия, расположенные под углом 45° к оси камеры сгорания. Проходя через них, кислород видится с горючим, поступающим под давлением из форсунки.

Потом распыленное окислитель и топливо попадают в грушевидную территорию камеры сгорания, где от свечи зажигания смесь воспламеняется и, с силой вырываясь через сопло, толкает ракету вперед.

Хвостовое оперение складывается из четырех стабилизаторов, расположенных под углом 90°. Они сделаны из листового алюминиевого сплава. На каждом стабилизаторе имеются две продольные канавки для придания конструкции жесткости.

Перед запуском ракету ГИРД-Х устанавливали вертикально в особом станке с направляющими. Заливали окислитель и горючее, по окончании чего закрывали заливные штуцеры и создавали нужное рабочее давление в вытеснительной совокупности. После этого открывали краны, включали зажигание, и ракета с ускорением устремлялась вверх.

КРАТКАЯ Характеристика

Габариты, м:
протяженность………………………………………..2,2
диаметр…………………………………….0,14
Вес, кг:
стартовый………………………………….29,5
горючего……………………………………8,3
Тяга двигателя, кг………………………65—70

Время работы двигателя, с…………22
Нужный груз, кг……………………….2
Расчетная высота подъема, км…..5,5

Е.

МАТЫСИК, бригадир сборщиков ГИРДа


Случайные записи:

Музей Космонавтики им. Фридриха Цандера


Похожие статьи, которые вам понравятся: