Похожая на птицу

28.03.2014 В мире моделей

Репортажи о соревнованиях «Опыт», систематически проводимых у нас, неизменно завлекают внимание не только спортсменов-авиамоделистов, но и читателей, далеких от этого вида спорта. Так необычно выглядят таймерные, резиномоторные и планеры-«крылья», что кроме того при беглом просмотре издания их фотоснимки заставляют обратить на себя внимание.

Но модели планеров, с успехом применяемые на соревнованиях «домашним экипажем» — Л. его сыном и Климовым Юрием, — удивляют кроме того искушенных «экспериментаторов». Дело в том, что данный паритель-«крыло» имеет непривычные уже стреловидные очертания, а в плане напоминает букву М. Да и при виде спереди модель необыкновенна — поперечное V крыла задано по схеме «чайка». В следствии паритель Климовых так похож в полете на настоящую птицу, что вынудил в один раз обмануться кроме того собаку.

Та помчалась за планером в надежде вот-вот поймать садящуюся на поле «дичь».

Но это внешние показатели новой модели. Оправданы ли они с позиций аэродинамики, привносят ли улучшения в летные особенности парителя?

За это говорят блестящие результаты выступлений Климовых на соревнованиях.

Крыло, как уже говорилось, в плане похоже по форме на букву М. Центральная его часть с обратной стреловидностью и постоянной хордой 5°, консольные участки со прямой и значительным сужением стреловидностью в 30° по передней кромке. Поперечное V образовано установкой центра крыла под 15° при виде спереди, дальше по окончании излома очертаний угол уменьшен до 5°.

Также, консольные участки имеют и большую отрицательную крутку порядка 12° для обеспечения продольной балансировки аппарата, для этих же целей на финишах крыла устанавливаются особые щитки. Профиль крыла повторяет профили, прорисованные известным советским моделистом А. Леппом.

Похожая на птицу
Рис. 1. Модель планера экспериментального класса:

1 — щиток, 2 — консольная часть крыла, 3 — центральная часть крыла, 4 — фюзеляж.

Конструктивная схема крыла — однолонжеронная, все операции по его сборке проводятся на стапелях, что позволяет упростить «серийное» изготовление парителей.

В центре крыла лонжерон образован двумя сосновыми рейками-полками сечением 11X2,5 мм, в корне консольных участков сечение этих элементов — такое же, к концу оно значительно уменьшается до 6X1,5 мм.

Передняя кромка крыла — сосновая рейка 5X3 мм постоянного сечения. Задняя — треугольного профиля — сосновая рейка 3X20 мм, от перелома контура крыла сужающаяся к его финишу до 2X12 мм.

Нервюры и полунервюры вырезаны из липового шпона толщиной 1,2 мм, для каждого участка крыла они обрабатываются в пакете по железным шаблона профиля. Торцевые нервюры в местах разъема крыла выполнены из пятимиллиметровой фанеры, монтируются они на крайних липовых нервюрах.

Пространство между двумя нервюрами в корне каждого полукрыла зашито по всему контуру профиля бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм. Законцовки — бальзовые, толщиной 10 мм, по форме повторяют профиль несущих плоскостей. Место перелома контура крыла усилено липовой вставкой 3X20X200 мм. По окончании сборки главного каркаса полукрыльев между нервюрами и полунервюрами вклеивается стена лонжерона из липового миллиметрового шпона.

В первых шести нервюрах корневого участка каждого из полукрыльев выполнены отверстия, в секции заклеиваются бальзовые бруски с предварительно просверленными в них продольными каналами O 3 мм под соединительные штыри. Последние (их два) — из термообработанной отличной металлической проволоки O 3 мм длиной 250 мм. Перед установкой на модели их сгибают под углом 30 ° ровно посередине.

Обтяжка крыла выполнена длинноволокнистой бумагой, покрытой по окончании завершения обтяжки четырьмя слоями жидкого эмалита. Закрутка консольных участков крыла — под действием пара; время «термообработки» от 15 до 20 мин. На финишах несущих плоскостей устанавливаются щитки.

Эти элементы, делающие функции органов продольной балансировки, вырезаны из двухмиллиметровой бальзовой пластины, с обеих сторон оклеены бумагой и проэмаличены. При регулировке полета щитки отклоняют за счет подкладывания узких пластинок под упоры, положение их фиксируется липкой лентой-скотчем.

Фюзеляж практически есть элементом, объединяющим все подробности и узлы модели в одно целое.

На нем размещаются механизм принудительной посадки, часовой механизм, балластный груз, штыри навески полукрыльев и стартовый крючок. Заготовка фюзеляжа планирует из двух боковин (миллиметровая фанера), между которыми заклеена вставка из липы толщиной 6 мм. По окончании установки штырей в фюзеляже на них надевают липовые пластины-нервюры и приклеивают к боковинам.

В верхней части фюзеляжа выдалбливается углубление под часовой механизм, рядом с ним находится рычаг сброса нити, удерживающей балансировочный груз в рабочем положении. Сам груз размещен в направляющей металлической трубе O 12X0,5 мм и пружиной поджат к рычагу. Вворачивая и выворачивая винт регулировки, легко подбирается необходимое положение центра тяжести модели планера.

Во взведенном положении механизма на данный винт намотана капроновая нить длиной около 500 мм, финиш ее закрепляется на фюзеляже. По окончании срабатывания механизма принудительной посадки рычаг освобождает пружину, которая выталкивает балансировочный груз из фюзеляжа. Центр тяжести аппарата быстро смещается, к этому добавляется рывок от нити, удерживающей выкинутый груз, — в следствии планер переходит на парашютирование.

Рис. 2. Фюзеляж модели:

1 — часовой механизм, 2 — рычаг, 3 — петля (леска O 0,3 мм), 4 — винт регулировки положения груза М3, 5 — задний рычаг (проволока O 0,8 мм), 6 — нить удержания груза, 7 — буксировочный крючок, 8 — центровочный груз, 9 — направляющая трубка, 10 — пружина выброса груза, 11 — штырь навески крыла.

Рис. 3. Шаблоны для построения профиля нервюр (продемонстрированы корневая и концевая нервюры консолей).

Буксировочный крючок выпилен из листового дюралюминия толщиной 6 мм. Крепится он двумя винтами М3 с гайками в нижней части фюзеляжа. Предусмотрена возможность перемещения крючка на протяжении фюзеляжа при регулировке режима буксировки планера.

По окончании окончания работы над отдельными элементами производится контрольная сборка модели. При установленных на штырях полукрыльях зазоров между корневыми фюзеляжем и нервюрами не должно быть, плотность стыковки достигается стяжкой консолей резиновой нитью, намотанной на приклеенные к корневым нервюрам целлулоидные крючки.

После этого направляться проконтролировать симметричность полукрыльев и отсутствие незаданных круток, поводок.

В случае если при проверке окажется, что одна консоль тяжелее второй, легкую догружают. Щитки должны быть отклонены на однообразный угол, центр тяжести за счет подбора положения балансировочного груза доводится до 50 мм перед задней кромкой центрального сечения крыла, Так же проверяется работа механизма принудительной часового и посадки механизма. Масса модели, подготовленной к старту, не меньше 410 г.

Первые полеты оптимальнееначать при самом не сильный ветре.

Держа планер за фюзеляж, совершают пара пробежек против ветра. Модель не должна проявлять склонности к крену. На планирование ее производят со не сильный толчком, сразу же контролируется прямолинейность полета. В случае если планер летит «боком», это ликвидируют, меняя установочный угол щитков.

После этого начинают работу по балансировке режима планирования за счет подбора угла и центровки установки щитков.

Отыскав центровку, снабжающую пологую траекторию планирования, устанавливают буксировочный крючок в 10—15 мм перед центром тяжести модели. При запусках на леере планер выпускается в полет в обязательном порядке с приданием ему некоей горизонтальной скорости. Это условие должно соблюдаться кроме того при несильном ветре, толчок возможно исключить только при свежем встречном ветре.

Прекрасно отлаженная модель летает виражами громадного радиуса.

При умелом определении атмосферных условий и верном запуске длительность полета «крыла» — от 2 до 3 мин.

Главные эти модели планера

Площадь несущая, дм2: 33,5

Масса взлетная, г: 415

Угол крутки консолей, град.: 12

Л. КЛИМОВ, инженер


Случайные записи:

Нанду — птица похожая на страуса.


Похожие статьи, которые вам понравятся: