Путь к «востоку»

27.12.2013 В мире моделей

Предмет сегодняшней статьи — геофизическая ракета Р-2А. В прошлых публикациях мы детально обрисовывали разработку изготовления копий ракет Р-1 и Р-2. Такая же разработка применена и для модели Р-2А.

Не будет лишним ещё раз об этом поведать для тех, кто не просматривал тех номеров.

Желаю обратить внимание читателя на то, что копия ракеты Р-2А для соревнований будет без сомнений сложнее, чем обрисованные ранее Р-1 и Р-2. Но это оправдывает себя. Во-первых, наличие боковых бустеров (контейнеров) из-за сложности изготовления центрального корпуса ведёт к повышению очков за «стенд».

Во-вторых, в случае если сделать отстрел боковых мортир в модельном варианте (но об этом ниже), увеличиваются оценки за полётные демонстрации.

По окончании принятия на вооружение в первой половине 50-ых годов двадцатого века баллистической ракеты дальнего действия (Р-2) появилась необходимость изучения воздуха на высотах более 200 км. По всей видимости, сейчас и была поставлена задача запуска и создания неестественных спутников Почвы. Как раз тогда, в первой половине 50-ых годов XX века, на базе ракеты Р-2 и стали разрабатывать геофизическую ракету Р-2А. За базу при её создании забрали технические ответы, использованные ранее для исследовательских ракет первых модификаций Р-1 и Р-1Е.

Так, для ракеты Р-2А сконструирована новая головная часть массой около 1400 кг — герметичный отсек для изучения жизнедеятельности животных, каковые спасались вместе с головной частью.

Торможение головной части производилось раскрытием тормозных щитков. При предстоящем её понижении последовательно вводились в воздействие три вытяжных парашюта, а на высоте 1600 -2500 метров раскрывались два главных парашюта.

Нужный груз размещался в головной части и в двух боковых контейнерах, отстреливаемых пневматическими мортирами на высоте порядка 65 км. Головная часть, отделявшаяся на высоте 195 км, включала в себя герметичную кабину для собаки, киноаппарат и научную аппаратуру.

Циклограмма полёта ракеты Р-2А такова: старт — 0 с, отстрел боковых контейнеров (высота — 67 км) — 103 с,отделение головной части (на высоте 195 км) — 188 с, раскрытие парашютов на ГЧ и отстреливаемых контейнерах (высота 5 км), время от старта — 400 с.

С 1957 по 1960 год было совершено 13 запусков геофизических ракет Р-2А, из них 11 — успешных.

Проследив техническую идею их создания, не ускользнёт от отечественного внимания и некая закономерность в технологии их конструирования на примере диаметра корпуса ракет. Он у первых -1652 мм. Это, по всей видимости, разрешало тогда применять технологические оправки, штампы для изготовления громадной серии ракет. И убедиться в рациональном подходе к созданию новой тогда техники.

Модель-копия ракеты Р-2А выполнена в масштабе 1:25. Нужно подчернуть, что выбранный масштаб разрешает применять изготовленные ранее оправки для громадной серии моделей первых отечественных ракет.

В отечественном кружке строились модели в двух вариантах.

Для начинающих копиистов — без отстрела, а для подготовленных — с отделением в полёте макетов боковых мортир.

Первый этап создания любой копии -подбор фотографий — и документации чертежей. Нужно заявить, что сейчас её большое количество — нужно лишь поискать.

Практическую работу возможно затевать с изготовления элементов корпуса. Центральный корпус (цилиндрический) склеивают на оправке диаметром 65 мм из двух слоёв чертёжной бумаги толщиной 0,2-0,25 мм.

По окончании подсыхания взятую заготовку обрабатывают (зачищают шов) наждачной бумагой и покрывают одним слоем нитролака. После этого наклеивают на неё один слой писчей бумаги, предварительно сделав на заготовке разметку заклёпочных швов накаткой — шестерёнкой от часов диаметром 30 мм.

По окончании просушки поверхность корпуса зачищают небольшой наждачной бумагой и покрывают двумя слоями нитролака. Желаю подметить, что все эти технологические операции выполняются на оправке. Разрешив просохнуть взятой заготовке, её зажимают в патрон токарного станка и на маленьких оборотах (150 — 170 об/мин) торцуют до нужного размера — 284 мм.

Элементы оживальной формы — носовой и хвостовой — склеивают на соответствующих оправках способом папье-маше. Оправки наряду с этим предварительно нагревают и смазывают разделительной мастикой. Наклейку «лепестков» ведут клеем «Столяр», а перед этим их в обязательном порядке нужно намочить для лучшего прилегания друг к другу по форме оправки. На один слой пригодится восемь — девять «лепестков» шириной 20 — 22 мм. А всего нужно наклеить семь — восемь слоёв.

По окончании подсыхания взятых заготовок их обрабатывают напильником -для удаления бугров. Потом зажимают каждую в патрон токарного станка и центруют. На малых оборотах (порядка 70 — 100 об/мин) остроотточенным резцом обрабатывают заготовку до нужного размера и вышкуривают. В случае если имеется неровности, шпаклюют и снова обрабатывают.

После этого покрывают нитролаком, размечают размещение заклёпочных швов и прокаткой (шестерёнкой от часов с шагом 1,2 — 1,5 мм) их имитируют. Использовать шестерёнку с меньшим шагом не имеет смысла. При предстоящей покраске подробностей такие швы будут затекать краской и нужного результата не достигнуть.

Разрешив просохнуть краске, заготовки торцуют до нужного размера — нижнюю — до длины 134,6 мм, верхнюю — до 152 мм. По окончании данной операции заготовки легко нагревают и, зажав оправки в станок, снимают с них подробности.

Головной обтекатель длиной 140 мм вытачивают из липы на токарном станке, облегчают в и покрывают двумя слоями нитролака. В его верхнюю часть вклеивают наконечник длиной 70 мм, изготовленный из берёзы, а в нижней (широкой) части протачивают «юбку» шириной 5 — 6 мм при помощи которой вклеивают обтекатель в носовую (ожи-вальную) часть корпуса. Снизу закрепляют соединительную бобышку, изготовленную из липы с наружным посадочным диаметром 59 мм.

В бобышку вклеивают заглушку с закреплённой в ней петлёй из крепкой нити для подвески парашюта.

Соединение хвостового элемента и центрального корпуса проходит в таковой последовательности. Сначала склеивают из двух слоёв бумаги «патронки» трубку-огневод длиной 135 мм и закрепляют на ней три шпангоута. Два из них изготовлены из бальзы, а третий — силовой — вытачивают из липы. Собранный силовой блок (огневод со шпангоутами)вклеивают в хвостовой элемент.

После этого в него же вставляют и закрепляют тут соединительную втулку на которую насаживают центральный корпус. В второй (вольный) финиш центрального корпуса вклеивают также втулку шириной 25 мм для крепления носовой части модели.

Путь к «востоку»
Геофизическая ракета Р-2А:

1 — баллистический наконечник; 2 — телеметрическая антенна головной части; 3 — головная часть; 4 — тормозные щитки; 5 — бак горючего; 6 — приборный отстреливаемый контейнер (мортира); 7 — корпус контейнера;
8 — топливный отсек; 9 — приборный отсек; 10 — хвостовой отсек; 11 — консоль стабилизатора; 12 — газовый руль; 13 — аэродинамический руль; 14 — антенна радиокоррекции; 15 — телеметрическая антенна; 16 — сопло ЖРДРД-101

Модель-копия ракеты Р-2А (масштаб 1:25):

1 — наконечник; 2 — головной обтекатель; 3 — тормозные щитки; 4 — соединительная бобышка; 5 — соединительная втулка; 6 — заглушка; 7 — петля подвески парашюта; 8 — нить подвески парашютов (совокупности спасения); 9 — парашют головной части; 10 — корпус; 11 — парашют корпуса; 12 — пыж; 13 — верхний шпангоут; 14 — соединительная втулка; 15 — трубка (контейнер МРД); 16 — хвостовой отсек; 17 — шпангоут; 18 — руль управления; 19 — силовой шпангоут; 20 — МРД; 21 — стабилизатор; 22 — обтекатель мортиры; 23 — корпус; 24 — контейнер; 25 — шпангоут; 26 — пружина выброса мортиры; 27 — штырёк; 28 — хвостовой обтекатель контейнера

Оправки для того чтобы модели-копии ракеты Р-2А:

I — для носовой части; II — для корпуса; III — для хвостового отсека; IV — для корпуса бокового контейнера

Стабилизаторы, их четыре, вырезают из бальзового шпона толщиной 4-5 мм, по краям окантовывают липовыми рейками такой же толщины. Затем тремя клеевыми точками соединяют в пакет и обрабатывают по контуру.

После этого пакет разбирают, профилируют любой стабилизатор, оклеивают писчей бумагой с нанесённой разметкой заклёпочных швов и покрывают нитролаком. Обрабатывая выгнутую сторону, подгоняют любой стабилизатор к хвостовому отсеку. Места крепления усиливают бумажными полосами, имитируя зализы у ракеты-прототипа.

Корпуса боковых контейнеров выклеивают на фигурной оправке из двух слоёв чертёжной бумаги.

По окончании подсыхания их вырезают по форме вида сбоку; изнутри, снизу кпеют пластинку из бальзы толщиной 5 мм, а позади — бобышку, придав ей нужную форму. На нижней поверхности контейнера делают жёлоб для плотного прилегания к корпусу модели и клеят по месту к центральному корпусу.

Отделяемые мортиры — цилиндрические трубки из бумаги с концевыми окончаниями из липы.

На нижнем финише каждой мортиры закреплён штырёк из бамбука диаметром 5 мм и длиной 30 мм. На него «надевается» пружинка для отстрела.

По окончании сборки всей модели выполняют «наполнение» внешней поверхности наружными элементами (люки, колодки и т. д.), а в крепят нитки (фалы) для соединения подробностей копии с совокупностью спасения — парашютами. На данной модели их два.

Один — диаметром 350 мм -для спасения головной части, второй -диаметром 500 мм — главного корпуса.

Собранную модель легко зашкуривают. В случае если имеется неровности, шероховатости — ликвидируют. Красят модель в соответствии с имеющейся документации (фотографиям).

Полётная масса модели-копии Р-2А около 250 г. Стартует она на двигателе МРД 10-10-3 со особой стартовой установки.

В случае если модель-копия ракеты Р-2А демонстрирует в полёте отделение боковых мортир, то для этого её необходимо снабдить ещё одним двигателем — командным (это возможно МРД-2,5 либо МРД-5). Его размещают сбоку от центрального.

Он не имеет вышибного заряда и в нём делают маленькие отверстия (диаметр -1-1,5 мм), в каковые продевают нитку, фиксирующую мортиры для старта. Такие же отверстия сделаны и в корпусе модели.

Модель-копия в таком варианте стартует с двумя двигателями, но время работы командного МРД — 1,5 — 1,6 60 секунд.

Желаю подметить, что боковое размещение командного двигателя не воздействует на траекторию полёта модели из-за малой тяги, к тому же, у модели достаточная площадь стабилизаторов. По окончании старта командный двигатель пережигает нитку, которая удерживает мортиры в контейнерах, пружины на финишах мортир «выстреливают» их из контейнеров. Они вылетают и через какое-то мгновение раскрывают тормозные ленты, обмотанные около их корпусов. А модель на главном (несущем) двигателе продолжает полёт.

Нужно заявить, что для реализации для того чтобы полёта нужно будет провести громадную отработку полётной циклограммы. Рекомендую эту работу лучше проводить на баллистическом макете.
Виктор РОЖКОВ


Случайные записи:

Сплин — \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Путь и «востоку»

    20010,0,3500, История становления ракетной техники в нашей стране сегодня широко освещена в отечественных изданиях. На мой взгляд, интересно она изложена…

  • Ракета-носитель «восток»

    «Я смотрел на корабль, на котором должен был через пара мин. отправиться в невиданный рейс. Он был красив… Подумалось, что эта красота вечна и…

  • На пути к рекордам

    Еще во второй половине 80-ых годов двадцатого века появились важные предпосылки к началу работы над элементами зажигания, и прежде всего над спиралями…

  • Ракета для ядерного заряда

    Р-5М — первая во всемирной военной технике ракета-носитель ядерного заряда. Её стартовая масса составляла 28,6 тонны, дальность полёта — 1200 км. Создана…