-
Рекордсменский характер
25.04.2016 В мире моделей
-
В осеннюю пору 1978 года с группой ракетомоделистов я планировал выехать на сборы в Крым. Практически за сутки до отечественного отъезда оттуда в Центральный авиамодельный клуб пришла весточка. Лаконичные строчки принесли весёлую весть — всемирный рекорд длительности полета по моделям ракетопланов превысил Валерий Мякинин.
Для многих авиамоделистов это было неожиданностью: Мякинин, признанный энтузиаст малой авиации — и внезапно «ракетчик»?И какой! Всем нам не терпелось скорее прибыть на сборы.
И вот скорый поезд Москва — Симферополь мчит нас в Крым. Чуть меньще суток в дороге меня не оставляли мысли о рекорде. Еще бы, поскольку это одно из первых громадных достижений советских ракетомоделистов-спортсменов. Но больше думал о самом Валерии.
Да, стаж его занятий ракетомоделизмом (на наибольшем уровне) мал: всего один раз побывал на учебно-тренировочных сборах при подготовке команды СССР к чемпионату мира в Болгарии. Тогда Валерий не попал в тройку спортсменов, отъезжавших на мировое первенство, но сборы стали для него как «ракетчика» хорошей школой. Как раз тогда он решил предпринять; попытки на рекордную длительность полета ракетопланов.
Скептиков было достаточно.
Не скрою, я также не весьма верил в будущие рекорды В. Мякинина. Тогда в его успехе был твердо уверен только С. Жидков — тренер команды советских ракетомоделистов. Союзником Мякинина, вычислял тренер, будет громадной авиамодельный опыт. Жидков помог Валерию доработать приемник — максимально уменьшить его, обеспечил надежным бортовым едой радиоаппаратуру.
…Отечественное знакомство произошло летом 1964 года на проходившем под Харьковом чемпионате СССР по авиамодельному спорту.
Мы выступали тогда в одной команде — сборной РСФСР. В. Мякинин, в то время студент Казанского авиационного университета, с радиомоделью, я — с резиномоторной.
В итоговом протоколе соревнований его фамилия значилась во втором десятке. Среди «радистов»-пилотажников в те годы непререкаемым фаворитом был В. Кумров из Воронежа. У него и перенимал Валерий все лучшее. Шел тренироваться Кумров, вместе с ним постоянно шёл и Мякинин.
Уже позднее, как-то разговорившись с Валерием, я выяснил, что собственную первую модель он выстроил еще в пятом классе. Это был миниатюрный планер. Летал он не имеет значение. Но для Валерия главным было второе —- непередаваемое чувство эйфории — модель летала!
Он с новыми силами сооружает новую. Уже тогда начальник кружка Е. Кудрин подметил, что данный настойчивый паренек в, казалось бы, отработанную конструкцию всегда стремился внести какие-то новшества…
Через три года, по окончании окончания института, Валерий был направлен на работу в Дубну. Тут он стал поддерживатькоманду Столичной области. Мы стали чаще видеться, подружились. Но видеть его в «деле», на соревнованиях мне приходилось редко.
Отечественные старты проходили в различных местах, поскольку с некоторых пор состязания авиамоделистов поделили по классам: кордовики (а я выступал уже с кордовой моделью-копией) соревновались то в Ногинске, то в Электростали, а «радисты» «летали» в Серпухове и Дубне.
Шли годы. Валерий прочно вошел в число ведущих советских спортсменов: трижды был чемпионом СССР, в соавторстве с Б. Шкурским стал обладателем мирового рекорда длительности полета моделей, управляемых по радио.
Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на чемпионате СССР Мякинин одержал победы во всех классах радиомоделей (планер, копия и пилотажная). Особенно отличился он в модельной воздушной «акробатике».
«Талисман» В. Мякинина (рекордный ракетоплан S-4-D):1 — фюзеляж, 2 — пилон для крепления силового отсека, З — тяга руля высоты, 4 — киль, 5 — руль поворота, б — направляющие кольца, 7 — руль высоты, 8 — стабилизатор, 9 — контейнер силового отсека, 10 — стример силового отсека, 11 — двигатель, 12 — крыло.
А — профиль крыла; Б — профиль стабилизатора.Модель строилась специально для рекордных стартов.
Это свободнонесущий моноплан с силовой установкой, включающей два двигателя импульсом 10 н*с и 2,5 н*с, расположенных позади крыла.
Главный материал ракетоплана — бальза. Крыло наборное: нервюры, кромки — из бальзы, лонжероны — из сосны. Оклеено длинноволокнистой бумагой, крепится к фюзеляжу резиновой нитью.
Фюзеляж склеен из бальзовых пластин. Отсек для бортовой аппаратуры — под крылом. киль и Стабилизатор из бальзы толщиной 2 мм.
Масса конструкции в момент старта — 232 г.
…Было не по-летнему холодно, дул порывистый ветер, временами моросил ливень. Кое-какие участники отказывались от старта: при таковой погоде модели легко теряли высоту, их сносило ветром.
Прошли считанные секунды по окончании вызова Мякинина на старт.
Получил двигатель, и модель, послушная его радиокомандам, с уверенностью взлетела и ушла в зону. Целый комплекс фигур был выполнен на нужной высоте и с громадной точностью: петли Нестерова — без смещения, восьмерки — строго в заданном направлении, симметричные и с хорошей чистотой. Замечая штопор, тяжело было представить, что это делает модель, а фальшивыйсамолет, которым руководит умелый пилот. Да, не прошли напрасно многодневные тренировки на аэропорте в Кимрах.
Три золотые медали стали заслуженной призом Валерию за труд, настойчивость и упорство.
Кстати, последнее — отличительная черта его характера. Готовясь к первенству, за один летний сутки он совершал около 50 посадок и взлётов! До ряби в глазах делал всевозможные фигуры: восьмерки, бочки, петли, доводя их до совершенства.
За тренировку он сжигал целую канистру горючего (15—20 л), тогда как количество бака для горючего у модели всего лишь 250—300 г.
…Поезд замедлил движение, и из динамика донеслось: «Симферополь!» Еще из окна заметили на перроне Валерия. Мы все радовались за него, а он — как словно бы ничего не случилось, как словно бы и не было рекорда. Но, Мякинин по большому счету скуп на эмоции.
Он может проиграть на соревнованиях, разбить модель, но вряд ли это выбьет его из колеи. не забываю, как на сборах у него улетел ракетоплан уникальной конструкции (погас фитиль), второй бы запаниковал, а он будто бы ничего не случилось принялся делать новый.
— Вы привезли хорошую погоду, — приветствовал нас Валерий, — тут семь дней лили дожди.
Он помог нам загрузить вещи в машину, сел за руль, и мы тронулись в путь.
в первых рядах было больше двух часов пути до Планерского.
Когда «Жигуленок» выбрался из оживленного муниципального потока на автостраду, мы стали выуживать у Валерия подробности рекордного полета.
— А что сказать? отличных показателей по ракетопланам в классе S-4-D у американца — 45 мин. 28 секунд.
Мне удалось продемонстрировать 1 час 9 мин. 49 секунд.
— Но как это было? — чуть ли не хором задали вопрос мы.
— Да все : , полетал, сел, — ответил он, не отвлекаясь от дороги.
— Не шути, дружище, — прошу я.
— Да все как в большинстве случаев, сами понимаете, — говорит он, быстро выворачивая руль и практически не сбрасывая скорость на крутом вираже.
В итоге нам все же удалось растормошить его.
Валерий поведал, что стартовали на горе Клементьева, необычной Мекке планеристов 20-х дельтапланеристов и годов 70-х, и любимом месте спортсменов малой авиации. Создала же мать-природа таковой рельеф местности — легко райский уголок для рекордных полетов! В то время, когда дует «южак», появляются такие замечательные динамические потоки, что лишь летай и летай.
На модели были установлены два двигателя импульсом 10 н*с и 2,5 н*с без замедлителя.
Им нужно поднять ракетоплан на 30—50 м. Задача пилота в момент старта — удержать его при взлете. Чуть зазевался, не выдал нужную команду на руль высоты — ветер опрокинет модель.
До этого старта Валерий уже две штуки «положил» в том месте. Нужен хорошая реакция и навык — ее возможно сравнить с реакцией летчика-испытателя: так как взлет продолжается всего 1—1,5 с.
За беседой мы и не увидели, как подъехали к двухэтажному коттеджу турбазы «Приморье».
Совершить отдых на турбазе было лучшим ответом.
— Тут станете жить, — пояснил на правах старожила Мякинин и добавил: — Кстати, через несколько дней желаю запустить еще раз собственного рекордсмена, приходите.
Старт задерживался. Только 5 октября мы смогли отправиться на гору Клементьева. В том месте уже летали авиамоделисты. Было нужно сместиться от них западнее приблизительно на 1,5 км. Стартовать решили со склона чуть ниже вершины.
…Недолго продолжается подготовка пульта и модели запуска.
Замерены направления ветра, скорость (18—20 м/с). Многовато, но лететь возможно, не смотря на то, что простые соревнования не стали бы проводить в такую погоду.
И вот спортивный комиссар дает команду: «Старт!» Модель срывается с пусковой штанги. Ветер пытается опрокинуть ракетоплан, но Мякинин, умело трудясь ручкой управления на передатчике, своевременно подает необходимые команды. Модель входит в замечательный динамический поток. Вижу, как Валерий облегченно набрался воздуха.
«Талисман» В. Мякинина на старте.
Через час он требует надеть ему солнцезащитный козырек, устали глаза… Скоро модель отправилась на понижение и через пара мин. мягко приземлилась. Судьи фиксируют итог — 1 ч 33 мин 17 с! Сейчас рекорд мира Валерий превысил более чем вдвое!
Данный сутки был «звездным» и для авиамоделистов. Радиоуправляемая модель самолета Ю. Заславского и А. Смоленцева пролетела по кругу 731 км, превысив всемирный рекорд американца Р. Вебера на 48 км.
Через пара дней атака на рекорды была продолжена, сейчас уже в классе ракетопланов S-4-F (масса до 500 г, а импульс двигателей от 40 до 80 н*с). И опять успех пришел к Валерию — 1 ч 39 мин 19 с летала его модель.
Все эти выдающиеся результаты зафиксировали в качестве всесоюзных достижений, а материал по ним был направлен в ФАИ для регистрации в качестве мировых рекордов.
На сегодня Валерий Мякинин, пожалуй, самый титулованный спортсмен среди «радистов». Ему принадлежат три мировых и шесть всесоюзных рекордов.
Планируя к себе, шепетильно упаковывая «спортивные доспехи», я задал вопрос его: «Ну а что дальше?»
— Ты так как знаешь, что среди ракетопланов лишь пять классов, — ответил он. — Два из них помой-му освоил.
Желаю взяться и за остальные. Имеется еще и модели самолетов. Так что работы хватит…
В первых числах Февраля этого года опять в Крыму, на «радостной» горе Клементьева, Валерий превысил всемирный рекорд в классе ракетопланов S-4-C: 11 мин 58 с — таков его итог!
Сейчас меня это сообщение не удивляло. Знаю: у Валерия Мякинина настоящий рекордсменский темперамент. Значит, быть его новым победам, новым рекордам!
В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР
Случайные записи:
Колхозница или ТОП 5 Ошибок при протяжке силового кабеля
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Ваш характер можно узнать по яйцам на завтрак
Как вы любите готовить яйца на ланч? Ответ на данный вопрос сможет поведать о вашей личности больше, чем вы думаете. По крайней мере, так вычисляет…
-
Первый полностью бионический человек имеет украинский характер
Он ходит, он говорит, и его сердце бьется, но это не живой, а первый в мире всецело бионический человек. Подобно монстру Франкенштейну, собранному из…
-
Как очередность рождения влияет на ваш характер?
Ученые уже неоднократно убеждались, что очередность рождения играется громадную роль в нашей жизни, начиная от выбора карьеры и заканчивая выбором…
-
Стволовые клетки помогут мужчинам решить проблемы сексуального характера
Мужчины, нуждающиеся в реконструкции полового органа скоро смогут воспользоваться преимуществами стволовых клеток. Новое изучение на крысах…
-