Из двух «комет»

04.05.2016 В мире моделей

Задумывая новый микросамолет, любой моделист в первую очередь решает вопрос, какой двигатель ставить на него. Одним моторам не достаточно мощности, другие через чур громадны, третьи очень сильно вибрируют при работе. От многих недочётов одноцилиндрового движка избавлены двухцилиндровые того же рабочего количества.

Они смогут быть выстроены по самым разнообразным схемам: оппозитные, Y-образные, рядные. В некоторых случаях, в случае если моделисту не крайне важен вес установки, две простые «одноцилиндровки» монтируют на неспециализированной железной раме, соединяя валы посредством шестеренчатой передачи. Это разрешает поднять КПД воздушного винта за счет повышения его диаметра при пониженной частоте вращения.

В большинстве случаев, двухцилиндровый двигатель может иметь практически полную динамическую балансировку.

Это важно для ресурса модели и, если она радиоуправляемая, для надежности работы бортовой аппаратуры. Так как изучения продемонстрировали, что при вибрации носовой части радиомодели весом 3 кгс, позванной тряской трудящегося двигателя «супер тигр» 10 см3, появляются перегрузки, достигающие значений 30 q!

Так как рабочие количества отдельных цилиндров вдвое меньше суммарного количества, двухцилиндровки легче поддаются форсированию.

Тем более что двигатели малой кубатуры, в большинстве случаев, имеют более высокую литровую мощность.

Нужно отметить и более равномерный движение двухцилиндровых моторов. Именно поэтому отпадает надобность в массивном маховике для обеспечения устойчивости режима малого газа.

Но при всех перечисленных преимуществах многоцилиндровых двигателей многих отпугивает сложность их изготовления. Так как приходится делать кокиль для литья картера, растачивать его, добывать материалы для поршневых пар, делать сложную термообработку, шлифовать коленчатые валы… Требуется солидный станочный парк, дешёвый далеко не каждому. Да и трудоемкость громадная.

Мы предлагаем вариант с большим применением подробностей от обширно распространенного отечественного калильного микродвигателя «Комета» МД-5. Все самодельные подробности для двухцилиндровой «десятки» возможно выточить на токарном станке, таи что эта работа дешева любому моделисту, пользующемуся оборудованием школьной мастерской.

В первую очередь о схеме мотора. Мы остановились на рядной.

Дело в том, что «лоб» для того чтобы двигателя намного меньше, это разрешает снизить аэродинамическое сопротивление модели либо экономней вписать модельную мотоустановку в носовую часть копни. Перемещение поршней перемещено по фазе на 180°, чем достигаются хорошая уравновешенность движущихся подробностей и оптимальные условия работы карбюратора (воздушное пространство через него всасывается непрерывно, нет скачков давления). Сам карбюратор один на оба картера, исходя из этого существенно проще регулировать двигатель.

Из двух «комет»

Двухцилиндровый двигатель с рабочим количеством 10 см3
Изготавливаемые подробности:

1 — передний вал (30ХГСА), 2 — передняя втулка (текстолит), 3 — носок (Д16Т), 4 —грибок (30ХГСА), 5 — промежуточный валик (30ХГСА), 6 — проставка (Д16Т), 7 — перемычка (30ХГСА), 8 — центральная втулка (Д16Т), 9 — пластина (30ХГСА), 10 — штуцер (латунь), 11 — футорка (Д16Т).

Для начала подберите две «Кометы» в хорошем механическом состоянии. Все подробности от них за исключением отъемных носков картеров отправятся в дело. Один из картеров нужно будет доработать (второй употребляется в серийном выполнении).

Посадите его на оправку O 28 мм и на токарном станке вырежьте заднюю стенку, обеспечив внутренний O 28 А. Тут же отторцуйте посадочное место под промежуточную вставку. К внутренней поверхности покинутой задней стены приклепайте полированную металлическую пластинку толщиной 1,5 мм. Вместо заклепок возможно применить и резьбовое соединение, применяв вместо винта штуцер отбора давления.

Сейчас очередь серийных валов. Их обрезают до размеров, указанных на чертеже.

Перед этим направляться расточить внутренний канал одного из валов (будущего переднего). Размер расточки некритичен: нужно только снять окалину и обеспечить цилиндричность канала (по нему будет изготавливаться носовой вал). Расточку и обрезку делайте в кольцевой оправке.

валик выточите из стали 30ХГСА (?в— 120 кг/мм2). Работа несложная, действительно, нужно пристально отнестись к расточке отверстия O 12, дабы обеспечить прессовую посадку коленвала.

Распределительные окна взяты высверливанием отверстия O 8,8 мм с последующей доводкой формы каналов надфилем. Перемычка сделана из той же стали, имеет толщину 1 мм, совершенно верно подогнана к каналу и запаяна припоем ПОС-40. Галтели, появившиеся при пайке, не зачищайте — они повышают надежность соединения и сглаживают углы. Отверстие под хвостовик шейки переднего вала сверлится лишь по окончании сборки всего промежуточного узла.

Проставка — из сплава Д16Т.

Из него же и внутренняя втулка. Эти две подробности возможно изготовить за цел о, но тогда тяжелее обеспечить соосность посадочных мест под подшипники, и по окончании запрессовки заднего кривошипа узел окажется неразборным. Центральную втулку возможно существенно уменьшить, выпилив полукольцевой паз, продемонстрированный на чертеже пунктирной линией.

Распределительное окно во втулке готовится полностью, не рассверливается только верхняя часть до размера O 12 мм — это сделаете при сборке двигателя. В проставку втулка обязана входить хорошо.

Передний вал изготовлен из стали 30ХГСА. Единственной изюминкой его обработки есть то, что громаднейший диаметр делается по прессовой посадке под готовый передней кривошип.

передняя и Носок двигателя втулка из материала Д16Т и текстолита. Эти подробности кроме этого возможно сделать зацело, но тогда придется для расточки гнезда под передний подшипник снимать носок со станка и переворачивать его (потребуется новая оправка, а это угрожает нарушением соосности подшипников). К тому же для его облегчения пригодится фрезерный станок.

Футорка карбюратора также из дюралюминия. Жиклер от серийного двигателя, так же как и опорная шайба воздушного винта с зажимным конусом. Грибок из стали 30ХГСА.

Сборка мотора начинается с переднего узла. Сперва напрессуйте готовый кривошип на изготовленный вал. Засунув переднюю втулку в носок, установите вал с подшипниками. Если он легко вращается и имеет необходимый осевой люфт, равный 0,1—0,2 мм, возможно фиксировать втулку, засверлив и нарезав гнездо под винт.

самый ответственный этап — сборка центрального узла. Если вы уже укоротили палец заднего кривошипа до 6 мм, то, проверив посредством измерительных инструментов получающийся осевой люфт (он также должен быть равен 0,1—0,2 мм), возможно приступить к запрессовке кривошипа. Не забудьте надеть на валик подшипники и центральную втулку!

При виде позади угол между осями распределительного окна и пальца в валике — 45° ± 2°. Одев проставку, удостоверьтесь в надежности легкость (.ращения подшипников. Подберите положение втулки, снабжающее требуемые фазы всасывания, рассверлите отверстие под футорку жиклера до 12 мм. Осталось совершенно верно разметить и высверлить гнездо под палец переднего кривошипа.

Уменьшив толщину НИЖНИХ головок шатунов до 6 мм, установите футорку и соберите целый двигатель. Сборку оптимальнеевести на шлифованных плитках, к каким прижимаются лапки картеров. Еще раз замерьте полученные фазы газораспределения.

Фазы всасывания для каждого цилиндра: начало — 45° по окончании нижней мертвой точки соответствующего цилиндра, финиш — 45° по окончании верхней мертвой точки.

Проверив легкость вращения вала, количества камер сгорания (они должны быть однообразными), возможно приступить к обкатке. Она ничем не отличается от обкатки простого «одноцилиндровика». Винт размером 320X150 мм, горючее содержит 30 процентов касторового масла.

Вес таковой спарки получается равным 390 г (без винта и глушителя).

Напоследок хотелось бы дать рекомендацию, касающийся изготовления всех подробностей. Серийные элементы конструкции двигателя обрабатывайте лишь на оправках, а новые точите с одного устакова!

Исключение образовывает только обработка занижения одного из торцов центральной втулки — тут точность не скажется на работе вашей «десятой».

В. САЛЕНЕК, мастер спорта СССР


Случайные записи:

Обзор палатки Trimm Comet


Похожие статьи, которые вам понравятся: