Рекордсменский характер

25.04.2016 В мире моделей

В осеннюю пору 1978 года с группой ракетомоделистов я планировал выехать на сборы в Крым. Практически за сутки до отечественного отъезда оттуда в Центральный авиамодельный клуб пришла весточка. Лаконичные строчки принесли весёлую весть — всемирный рекорд длительности полета по моделям ракетопланов превысил Валерий Мякинин.
Для многих авиамоделистов это было неожиданностью: Мякинин, признанный энтузиаст малой авиации — и внезапно «ракетчик»?

И какой! Всем нам не терпелось скорее прибыть на сборы.

И вот скорый поезд Москва — Симферополь мчит нас в Крым. Чуть меньще суток в дороге меня не оставляли мысли о рекорде. Еще бы, поскольку это одно из первых громадных достижений советских ракетомоделистов-спортсменов. Но больше думал о самом Валерии.

Да, стаж его занятий ракетомоделизмом (на наибольшем уровне) мал: всего один раз побывал на учебно-тренировочных сборах при подготовке команды СССР к чемпионату мира в Болгарии. Тогда Валерий не попал в тройку спортсменов, отъезжавших на мировое первенство, но сборы стали для него как «ракетчика» хорошей школой. Как раз тогда он решил предпринять; попытки на рекордную длительность полета ракетопланов.

Скептиков было достаточно.

Не скрою, я также не весьма верил в будущие рекорды В. Мякинина. Тогда в его успехе был твердо уверен только С. Жидков — тренер команды советских ракетомоделистов. Союзником Мякинина, вычислял тренер, будет громадной авиамодельный опыт. Жидков помог Валерию доработать приемник — максимально уменьшить его, обеспечил надежным бортовым едой радиоаппаратуру.

…Отечественное знакомство произошло летом 1964 года на проходившем под Харьковом чемпионате СССР по авиамодельному спорту.

Мы выступали тогда в одной команде — сборной РСФСР. В. Мякинин, в то время студент Казанского авиационного университета, с радиомоделью, я — с резиномоторной.

В итоговом протоколе соревнований его фамилия значилась во втором десятке. Среди «радистов»-пилотажников в те годы непререкаемым фаворитом был В. Кумров из Воронежа. У него и перенимал Валерий все лучшее. Шел тренироваться Кумров, вместе с ним постоянно шёл и Мякинин.

Уже позднее, как-то разговорившись с Валерием, я выяснил, что собственную первую модель он выстроил еще в пятом классе. Это был миниатюрный планер. Летал он не имеет значение. Но для Валерия главным было второе —- непередаваемое чувство эйфории — модель летала!

Он с новыми силами сооружает новую. Уже тогда начальник кружка Е. Кудрин подметил, что данный настойчивый паренек в, казалось бы, отработанную конструкцию всегда стремился внести какие-то новшества…

Через три года, по окончании окончания института, Валерий был направлен на работу в Дубну. Тут он стал поддерживатькоманду Столичной области. Мы стали чаще видеться, подружились. Но видеть его в «деле», на соревнованиях мне приходилось редко.

Отечественные старты проходили в различных местах, поскольку с некоторых пор состязания авиамоделистов поделили по классам: кордовики (а я выступал уже с кордовой моделью-копией) соревновались то в Ногинске, то в Электростали, а «радисты» «летали» в Серпухове и Дубне.

Шли годы. Валерий прочно вошел в число ведущих советских спортсменов: трижды был чемпионом СССР, в соавторстве с Б. Шкурским стал обладателем мирового рекорда длительности полета моделей, управляемых по радио.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на чемпионате СССР Мякинин одержал победы во всех классах радиомоделей (планер, копия и пилотажная). Особенно отличился он в модельной воздушной «акробатике».

Рекордсменский характер
«Талисман» В. Мякинина (рекордный ракетоплан S-4-D):

1 — фюзеляж, 2 — пилон для крепления силового отсека, З — тяга руля высоты, 4 — киль, 5 — руль поворота, б — направляющие кольца, 7 — руль высоты, 8 — стабилизатор, 9 — контейнер силового отсека, 10 — стример силового отсека, 11 — двигатель, 12 — крыло.
А — профиль крыла; Б — профиль стабилизатора.

Модель строилась специально для рекордных стартов.

Это свободнонесущий моноплан с силовой установкой, включающей два двигателя импульсом 10 н*с и 2,5 н*с, расположенных позади крыла.

Главный материал ракетоплана — бальза. Крыло наборное: нервюры, кромки — из бальзы, лонжероны — из сосны. Оклеено длинноволокнистой бумагой, крепится к фюзеляжу резиновой нитью.

Фюзеляж склеен из бальзовых пластин. Отсек для бортовой аппаратуры — под крылом. киль и Стабилизатор из бальзы толщиной 2 мм.

Масса конструкции в момент старта — 232 г.

…Было не по-летнему холодно, дул порывистый ветер, временами моросил ливень. Кое-какие участники отказывались от старта: при таковой погоде модели легко теряли высоту, их сносило ветром.

Прошли считанные секунды по окончании вызова Мякинина на старт.

Получил двигатель, и модель, послушная его радиокомандам, с уверенностью взлетела и ушла в зону. Целый комплекс фигур был выполнен на нужной высоте и с громадной точностью: петли Нестерова — без смещения, восьмерки — строго в заданном направлении, симметричные и с хорошей чистотой. Замечая штопор, тяжело было представить, что это делает модель, а фальшивыйсамолет, которым руководит умелый пилот. Да, не прошли напрасно многодневные тренировки на аэропорте в Кимрах.

Три золотые медали стали заслуженной призом Валерию за труд, настойчивость и упорство.

Кстати, последнее — отличительная черта его характера. Готовясь к первенству, за один летний сутки он совершал около 50 посадок и взлётов! До ряби в глазах делал всевозможные фигуры: восьмерки, бочки, петли, доводя их до совершенства.

За тренировку он сжигал целую канистру горючего (15—20 л), тогда как количество бака для горючего у модели всего лишь 250—300 г.

…Поезд замедлил движение, и из динамика донеслось: «Симферополь!» Еще из окна заметили на перроне Валерия. Мы все радовались за него, а он — как словно бы ничего не случилось, как словно бы и не было рекорда. Но, Мякинин по большому счету скуп на эмоции.

Он может проиграть на соревнованиях, разбить модель, но вряд ли это выбьет его из колеи. не забываю, как на сборах у него улетел ракетоплан уникальной конструкции (погас фитиль), второй бы запаниковал, а он будто бы ничего не случилось принялся делать новый.

— Вы привезли хорошую погоду, — приветствовал нас Валерий, — тут семь дней лили дожди.

Он помог нам загрузить вещи в машину, сел за руль, и мы тронулись в путь.

в первых рядах было больше двух часов пути до Планерского.

Когда «Жигуленок» выбрался из оживленного муниципального потока на автостраду, мы стали выуживать у Валерия подробности рекордного полета.

— А что сказать? отличных показателей по ракетопланам в классе S-4-D у американца — 45 мин. 28 секунд.

Мне удалось продемонстрировать 1 час 9 мин. 49 секунд.

— Но как это было? — чуть ли не хором задали вопрос мы.

— Да все : , полетал, сел, — ответил он, не отвлекаясь от дороги.

— Не шути, дружище, — прошу я.

— Да все как в большинстве случаев, сами понимаете, — говорит он, быстро выворачивая руль и практически не сбрасывая скорость на крутом вираже.

В итоге нам все же удалось растормошить его.

Валерий поведал, что стартовали на горе Клементьева, необычной Мекке планеристов 20-х дельтапланеристов и годов 70-х, и любимом месте спортсменов малой авиации. Создала же мать-природа таковой рельеф местности — легко райский уголок для рекордных полетов! В то время, когда дует «южак», появляются такие замечательные динамические потоки, что лишь летай и летай.

На модели были установлены два двигателя импульсом 10 н*с и 2,5 н*с без замедлителя.

Им нужно поднять ракетоплан на 30—50 м. Задача пилота в момент старта — удержать его при взлете. Чуть зазевался, не выдал нужную команду на руль высоты — ветер опрокинет модель.

До этого старта Валерий уже две штуки «положил» в том месте. Нужен хорошая реакция и навык — ее возможно сравнить с реакцией летчика-испытателя: так как взлет продолжается всего 1—1,5 с.

За беседой мы и не увидели, как подъехали к двухэтажному коттеджу турбазы «Приморье».

Совершить отдых на турбазе было лучшим ответом.

— Тут станете жить, — пояснил на правах старожила Мякинин и добавил: — Кстати, через несколько дней желаю запустить еще раз собственного рекордсмена, приходите.

Старт задерживался. Только 5 октября мы смогли отправиться на гору Клементьева. В том месте уже летали авиамоделисты. Было нужно сместиться от них западнее приблизительно на 1,5 км. Стартовать решили со склона чуть ниже вершины.

…Недолго продолжается подготовка пульта и модели запуска.

Замерены направления ветра, скорость (18—20 м/с). Многовато, но лететь возможно, не смотря на то, что простые соревнования не стали бы проводить в такую погоду.

И вот спортивный комиссар дает команду: «Старт!» Модель срывается с пусковой штанги. Ветер пытается опрокинуть ракетоплан, но Мякинин, умело трудясь ручкой управления на передатчике, своевременно подает необходимые команды. Модель входит в замечательный динамический поток. Вижу, как Валерий облегченно набрался воздуха.

«Талисман» В. Мякинина на старте.

Через час он требует надеть ему солнцезащитный козырек, устали глаза… Скоро модель отправилась на понижение и через пара мин. мягко приземлилась. Судьи фиксируют итог — 1 ч 33 мин 17 с! Сейчас рекорд мира Валерий превысил более чем вдвое!

Данный сутки был «звездным» и для авиамоделистов. Радиоуправляемая модель самолета Ю. Заславского и А. Смоленцева пролетела по кругу 731 км, превысив всемирный рекорд американца Р. Вебера на 48 км.

Через пара дней атака на рекорды была продолжена, сейчас уже в классе ракетопланов S-4-F (масса до 500 г, а импульс двигателей от 40 до 80 н*с). И опять успех пришел к Валерию — 1 ч 39 мин 19 с летала его модель.

Все эти выдающиеся результаты зафиксировали в качестве всесоюзных достижений, а материал по ним был направлен в ФАИ для регистрации в качестве мировых рекордов.

На сегодня Валерий Мякинин, пожалуй, самый титулованный спортсмен среди «радистов». Ему принадлежат три мировых и шесть всесоюзных рекордов.

Планируя к себе, шепетильно упаковывая «спортивные доспехи», я задал вопрос его: «Ну а что дальше?»

— Ты так как знаешь, что среди ракетопланов лишь пять классов, — ответил он. — Два из них помой-му освоил.

Желаю взяться и за остальные. Имеется еще и модели самолетов. Так что работы хватит…

В первых числах Февраля этого года опять в Крыму, на «радостной» горе Клементьева, Валерий превысил всемирный рекорд в классе ракетопланов S-4-C: 11 мин 58 с — таков его итог!

Сейчас меня это сообщение не удивляло. Знаю: у Валерия Мякинина настоящий рекордсменский темперамент. Значит, быть его новым победам, новым рекордам!

В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР


Случайные записи:

Колхозница или ТОП 5 Ошибок при протяжке силового кабеля


Похожие статьи, которые вам понравятся: