Ритуальные убийства усложняют жизнь

24.01.2014 Наука и жизнь

Человеческие жертвоприношения помогали народам Австронезии строить более сложные общества.

Не смотря на то, что запрет на убийство – одна из самых ветхих и самых неспециализированных социальных норм, в древних обществах ритуальное умерщвление людей было вовсе не уникальностью. Довольно часто его совершали для религиозных целей: человеческое жертвоприношение должно было умилостивить какого-нибудь всевышнего, духа и т. д. (самая узнаваемая из таких практик – ритуальные жертвы, каковые индейцы-ацтеки приносили солнцу, дабы оно шлопо небу). Само собой разумеется, во многих случаях в жертву приносили рабов, но всё равняется это было убийство в мирное время, и при том в полной мере законное.

Жертвоприношение ацтеков. (Иллюстрация из Работы Джулио Феррарио Ancient and Modern Costumes of all the Peoples of the World, Florence, Italy, 1843) Одно из самых известных людских жертвоприношений, которое так и не произошло – ангел остановил Авраама, готового принести в жертву собственного сына Исаака. (Караваджо «Жертвоприношение Исаака», ArteImmagini srl / CORBIS.) Охотник из племени аэта, коренного населения Филиппинских островов. (Фото Jacob Maentz / Corbis.)‹ ›

Ритуальные убийства усложняют жизнь

Был ли в аналогичных кровавых ритуалах какой-то второй суть, помимо этого, дабы доставить наслаждение сверхъестественным силам? По одной из догадок, человеческие жертвы усиливали структуру общества: право на такое убийство принадлежало вождям и жрецам, стоящим на вершине социальной иерархии, и ритуал нужен был чтобы лишний раз подтвердить существование «вертикали власти».

Догадка эта, будучи интуитивно в полной мере понятной, продолжительное время существовала без каких-либо подтверждений и специальных проверок – до тех пор пока ею не занялись Джозеф Уоттс (Joseph Watts) и его коллеги из Оклендского университета. Они сопоставили верования и публичное устройство у аборигенов, живущих на островах Тихого океана, Индонезийском архипелаге и др., (другими словами среди тех, кто относится к австронезийским народам). Местные племена сохраняли классический уклад до появления колонизаторов, каковые пришли к ним на рубеже XIX-XX вв., но благодаря ветхим этнографическим изучениям возможно было выяснить, как австронезийцы жили до знакомства с мировыми религиями и заморскими мореплавателями.

Сложность общества проявляется в его стратификации, расслоении; публичные слои смогут различаться друг от друга по самым различным показателям, среди них и отношениями подчинения – кто-то отдаёт распоряжения, кто-то их делает. В статье в Nature авторы пишут, что ритуальные убийства пользовались мельчайшей «популярностью» среди наименее стратифицированных обществ (другими словами, грубо говоря, среди обществ с наименее сложной структурой): лишь 25 процентов из них практиковали человеческие жертвоприношения. Среди умеренно стратифицированных племён процент ритуальных убийств поднимался до 37 процентов, а среди обществ с явной иерархической структурой людей приносили в жертву в 67 процентов. (На всякий случай выделим, что проценты в этом случае обрисовывают долю сообществ того либо иного типа, а не возможность жертвоприношений в каждом отдельном племени.)

Связь между структурированностью социума и людскими жертвами, по-видимому, имеется не просто совпадение: стратификация общества может со временем усиливаться либо ослабевать, но, как подчёркивают авторы работы, в том месте, где практиковали ритуальные убийства, откат в менее стратифицированное состояние происходил реже. Иными словами, человеческие жертвы поддерживали публичную иерархию. Более того, расслоение общества происходило скорее в тех случаях, в случае если в нём уже практиковали подобные ритуалы.

Авторы изучения говорят о «чёрной стороне религии» – по крайней мере, в том её виде, в каком она существовала в классических австронезийских культурах. Напрашивается вывод, что при расслоении общества кое-какие его члены религиозные ритуалы для поддержания и укрепления собственной власти, и что это неизбежная закономерность публичного развития.

Но, к примеру, Йозеф Хенрих (Joseph Henrich), эксперт по эволюционной антропологии в Гарвардском университете, сомневается в безоговорочности для того чтобы заключения. Он утвержает, что и ритуалы, и публичное устройство имели возможность распространяться в следствии культурного обмена: к примеру, одно племя пошло войной на второе и принесло на новую почву собственные обычаи, либо же легко кто-то подсмотрел, как живут соседи, и сделал вывод, что и у нас должно быть так же. Но возможность «горизонтального культурного переноса» в обрисованной работе никак не учитывается.

Иначе, Майкл Винкельман (Michael Winkelman), антрополог из Университета штата Аризона, показывает, что кроме того в Австронезии жертвоприношения вряд ли делали лишь из чисто религиозных мыслей и что у «разрешённого убийства» могли быть и другие основания. К примеру, так имели возможность заодно наказывать нарушителей каких-то табу, либо же это необходимо было чтобы запугать низшие слои общества – либо, напротив, элиту.

Само собой разумеется, тут также происходит «упрочнение порядка», но вряд ли возможно сказать о сугубо религиозной окраске ритуала и о твёрдой причинно-следственной связи между ритуалом и последующей публичной стратификацией. Тут, действительно, сходу напрашивается аналогия с современной смертной казнью, но развивать её мы не будем, тем более что те, кого в приносили в жертву по религиозным соображениям, по окончании смерти довольно часто пользовались громадным почётом: их обожествляли, части их тел становились священными артефактами, что в отношении преступников совсем не характерно.

Создатель: Кирилл Стасевич

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

Ритуальные убийства и жертвоприношения


Похожие статьи, которые вам понравятся: