Социум по-обезьяньи

23.03.2017 Наука и жизнь

Изучения, совершённые в университете Дьюка на мартышках,дают ученым информацию для анализа о социальных связях человека.

C тех пор как Жорж Луи Бюффон в конце XVIII века в первый раз высказал идея, человек возможно потомком мартышек, а после этого Чарльз Дарвин сформулировал главные теории эволюции, прошло большое количество времени. Но не все люди готовы принять многочисленныенаучные факты, говорящие о том, что мы в действительности не «венец творения», а часть животного мира. Изучения мартышек, их поведения, экологии, биологии лишь додают фактов в пользу того, что мы и мартышки –достаточно родные родственники.

Многие качества, свойственные, как нам думается, лишь человеку, обнаруживаются и в мире животных. Английский зоолог Десмонд Моррис, чья книга «Обнажённая мартышка», вышедшая во второй половине 60-ых годов XX века, наделала большое количество шума, писал: «Человек — очень сильная, голосистая, предприимчивая и в высшей степени стадная мартышка». Изучения приматов, каковые много лет выполняют эксперты из американского Университета Дьюка, наверное, говорят в пользу этого провокационного утверждения.

‹ ›

Социум по-обезьяньи

Одно из изучений проводилось на группе мартышек, за которой ученые замечают с 1938 года. Тогда привезенных из Индии макак-резусов поселили на маленьком острове у побережья Пуэрто-Рико. Мартышки живут в фактически естественной обстановке, если не считать присутствия зоологов.

За 75 лет наблюдений макаки стали храбрецами не одного десятка научных трудов. Одно из последнихисследований касается социальных связей, появляющихся в сообщества. Ни о чем не подозревающие макаки-островитяне, предоставленные сами себе, успели обрасти подробнейшим досье.

Ученые с дотошностью хороших детективов отслеживали контакты каждого животного: кто скем дружит, а с кем только здоровается,у кого какое количество неприятелей и т. д. Чтобы совершенно верно отследить все контакты, в течение двух лет жизнь животных фиксировалась на видео.

Самое занимательное началось тогда, в то время, когда зоологи совместили социальное поведение животных с их родословными, каковые в течении продолжительных лет кроме этого строго фиксировались. Оказалось, что в популяции имеется две крайности: макаки были или дружелюбны, или агрессивны, а игнорирование и равнодушие окружающих видится редко. И семьи мартышки создают, в большинстве случаев, с себе подобными – или по дружбе, или по принуждению.

Ученые сделали вывод – независимо от того, как эмоционально окрашены социальные контакты, они содействуют продолжению рода, а вот равнодушные к сородичам особи с позиций создания семьи резусов не интересуют. Помимо этого оказалось, что чем более разветвленная соцсеть у животных, тем больше они оставляют потомков. Под социальной сетью, конечно же, в этом случае стоит осознавать не Facebookили Twitter, не смотря на то, что нельзя исключать, что полученные эти смогут пролить свет и на то, по каким правилам выстраивают собственные отношения люди в виртуальных соцсетях.

Как мы знаем, что резусы, да и другие представители рода Макак – животные публичные. У себя на родине они живут группами от 20 до 200 особей, причем самок, в большинстве случаев, многократно больше, чем самцов. Юные самцы по окончании наступления половой зрелости обязаны покинуть группу, тогда как юные самки в ней остаются.

Мартышки большое количество общаются между собой при помощи звуков и груминга – обоюдного ухода за шерстью.Взаимоотношения и смекалистый ум этих животных в далеком прошлом завлекают исследователей. В 2007 году Дарио Местрипьери (Dario Maestripieri), доктор наук Чикагского университета, издал книгу с провокационным заглавием «Макиавеллевский ум: Как макаки-люди и резус завоевали мир» (Macachiavellian Intelligence: How Rhesus Macaques and Humans Have Conquered the World).

Согласно точки зрения автора, резусы – знатные интриганы, и вожаки свор обычно ведут себя в соответствии с рекомендациям, сформулированным Николо Макиавелли в произведении «Правитель» (в первый раз размещено в 1532 году). Эта книга считается одной из самые выдающихся работ в сфере государственного управления и политологии. Согласно точки зрения доктора наук, «макиавеллевское поведение» — не то, чем человечеству стоит гордиться, но эти качества разрешили человеку создать цивилизацию».

Кроме родственных связей и социальных предпочтений ученые проанализировали два гена, каковые снабжают транспорт нейромедиатора серотонина. Кроме этого как и у людей, у макак низкий уровень серотонина коррелирует с повышенной агрессией. Ген транспорта серотонина 5-HTTLPR производит белок, переносящий серотонин в нервные клетки.

Ген имеет две разновидности – маленькую и долгую. Люди, у которых в паре генов хотя бы один — долгий, на 8 процентов чаще весьма довольны судьбой, чем люди с двумя маленькими вариантами. А те, у кого оба гена долгие, радостны на 17 процентов чаще.Учёные выделяют, что не следует сказать об однозначном генетическом управлении социальными связями и гены создают лишьпредрасположенность, на которой формируется тот либо другой тип публичного поведения.

Другие изучения проводилось на карликовых шимпанзе бонобо. Эти мартышки вместе с обычными шимпанзе, людьми и гориллами относятся к подсемейству гоминид (Hominidae).

Представьте, что вам необходимо поделить, скажем, громадный вкусный торт между различными людьми. Точно первый кусок вы предложите кому-то из привычных. Бонобо поразили исследователей тем, что предпочитают делиться едой с незнакомцами, тем самым расширяя собственные социальные связи.

Опыт проводили в республике Конго, в центре по изучению приматов. В серии опытов у мартышек был выбор: появлявшись в помещении наедине с вкусными бананами съесть их самим, поделиться со привычной мартышкой, которая находилась в соседнем помещении илис незнакомцем, кроме этого находящимся по соседству. К удивлению учёных, в 70 процентов случаев, бонобо предпочитали делиться, причем чаще с незнакомцами.

Наряду с этим мартышки отказались отдавать еду, если не получали вместо пользы в виде социального контакта.

Бонобо (Pan paniscus)в полной мере терпимо относятся к чужакам, в особенности по сравнению со собственными ближайшими родственниками – шимпанзе (Pan troglodytes). В сообществах бонобо не такая строгая иерархия, и обычно главенствующее положение занимают самки, а не самцы, как у шимпанзе. Исследователи уверены в том, что, быть может, бонобо делятся пищей с целью взять пользу в будущем.

А возможно в таком поведении стоит искать и истоки людской альтруизма.

В второй серии опытов сравнили поведение бонобо и шимпанзе в борьбе за еду. Мартышек дробили на пары по полу и возрасту и ставили в одинаковые условия пищевой борьбе. Животные следили за тем, как в соседнем помещении экспериментатор оставлял мало пищи. В то время, когда их запускали в помещение, происходило следующее: или один участник завладевал львиной долей вкусностей, или пища доставалась каждому примерно поровну.

По итогам трех подходов в парах складывались четкие отношения: фаворит-подчиненный либо равноправные партнеры. При повторе опыта животные уже знали, что будет дальше, и перед тем как запустить их в помещение с едой, экспериментаторы брали у них слюну на исследование, дабы выяснить уровень кортизола (гормона стресса) и тестостерона (мужского полового гормона). Результаты сравнивали с исходным уровнем гормонов каждой мартышки, что измеряли перед экспериментом .

У самцов бонобо во время ожидания, в случае если их соперник до того господствовал, подскакивал уровень кортизола. В случае если же предстоял равный дележ, уровень гормона стресса падал ниже фона. У самцов шимпанзе уровень кортизола в той же ситуации не изменялся.

Но у доминантного самца перед очередной дележкой в предвкушении легкой победы подскакивал уровень тестостерона. А в равноправных парах гормон оставался на фоновом уровне.

Учёные сделали вывод, что в эволюции два достаточно родных подвида разделились между собой, среди них и по обстоятельству различного темперамента. Бонобо предпочитают дружелюбную тактику, тогда как шимпанзе — агрессивную.Оба этих подвида в далеком прошлом завлекают внимание учёных, занимающихся изучением человека и мышления животных. Открытие новых «людских» качеств у этих мартышек, быть может, дополнит картину и еще более приблизит нас к нашим неспециализированным предкам.

Обстоятельства для того чтобы разделения смогут быть связаны с географией. Около 1-2 миллионов лет назад река Конго поделила две популяции шимпанзе. Одни были по соседству с горными гориллами, с которыми было нужно соперничать за пищевые ресурсы.

Вторая популяция появилась в условиях, где было всласть никаких конкурентов и еды. В следствии, пока шимпанзе оттачивали навыки борьбы за существование, бонобо всячески разнообразили собственный мирное существование. Особый интерес учёных вызывает сексуальная судьба этих мартышек, которая по собственному разнообразию может сравниться разве что с людской.

Согласно мнению ученых, в случае если сравнивать анатомические и поведенческие различия бонобо и шимпанзе, то первые выглядят как «одомашненная версия» вторых. Одомашнивание делает животных менее агрессивными и продлевает время полового созревания: взрослая особь может до смерти сохранять какие-то ювенильные показатели. Не считая трансформаций во наружности, приручённые животные чутко отзываются на социальные контакты, они более открыты общению.
Иллюстрации:

1.Макаки-резусы (nationalgeographic.com)
2. Шимпанзе (wikipedia.org).
3. Бонобо (today.duke.edu).

Создатель: Юлия Смирнова

Случайные записи:

Влияние родителей и социума. Зеркальные нейроны.


Похожие статьи, которые вам понравятся: