Автожир на корде

22.12.2009 В мире моделей

Модель автожира спроектирована и выстроена в лаборатории авиамоделизма клуба юных техников Сибирского отделения АН СССР. Ее создатель — выпускник технического класса физико-математической школы Илья Скиба. Модель изготовлена в кордовом варианте.

В этом случае регулировка ее несложнее, чем свободнолетающей. Конструкция автожира достаточно несложна. Фюзеляж, шасси, оперение, крепление двигателя — как у простой кордовой модели. Трехлопастный винт формирует подъемную силу, вращаясь от набегающего воздушного потока, другими словами применяет явление авторотации.

Но количество лопастей возможно три, четыре и более.

Фюзеляж (рис. 1) наборной конструкции, собран из сосновых стрингеров и фанерных шпангоутов. Базой носовой части помогает максимально облегченная буковая моторама. Спереди фюзеляж прямоугольного сечения, в хвосте — шестигранного.

Носовой шпангоут из фанеры толщиной 2,5 мм, остальные — 1 — 1,5 мм. С боков носовая часть зашита фанерой толщиной 1 мм, в месте перехода прямоугольного сечения в шестигранник сделаны зализы из пенопласта. Вверху фюзеляжа на эпоксидной смоле вклеены две направляющие из дюралюминиевого уголка сечением 10X10 мм, на каковые устанавливается кронштейн узла крепления несущего винта.

Оперение наборной конструкция, нервюры из липового шпона толщиной 1 мм, кромки и лонжероны из сосны.

Профиль стабилизатора симметричный, его относительней толщина 9 процентов. Руль поворота развернут вправо на 15°.

Шасси трехстоечное, с носовым колесом. Передняя стойка из проволоки ОВС O 3 мм, задние — O 2,5 мм, подкосы O 1,5 мм.

С левой стороны модели крепятся маленькое крыло, в котором находится дюралюминиевая качалка толщиной 1 мм и тяги для крепления корд из металлического тросика O 1 мм (рис. 2). Ось вращения качалки расположена на 10 — 15 мм позади центра тяжести модели.

Крыло из дюралюминия Д16Т толщиной 0,5 мм вклеено в фюзеляж на эпоксидной смоле.

Двигатель «Полет», переделанный в компрессионный вариант; мощность 0,35—0,38 л. с. при рабочем количестве 5,6 см3.

Бак количеством 40 см3 простой для кордовой модели конструкции расположен сразу же за передним шпангоутом фюзеляжа.

Модель оклеена цветной микалентной бумагой.

Автожир на корде

Рис. 1. Обший вид модели:

1 — направляющая, 2 — стрингер, 3 — фанерная пластина, 4 — моторама, 5, 7 — шпангоуты, 6 — стрингер.

Несущий винт — самая сложная часть модели. Лопасти наборной конструкции. Нервюры из липового шпона толщиной 1 мм, кромки и лонжероны из сосны. Профиль на лопастях плоско-выпуклый, относительной толщиной 10 процентов.

Железные подробности несущего винта по большей части выполнены из Д16Т (рис. 3). Для легкости вращения применены подшипники. Узел крепления несущего винта снабжает регулировку угла наклона его установочных углов и оси лопастей.

Сам узел может передвигаться на протяжении фюзеляжа по пазам в направляющих, это позволяет изменять положение центра тяжести модели относительно оси вращения винта.

Угол наклона оси винта (в пределах 3—10° к вертикали) регулируется перемещением вперед либо назад пластины, в отверстие которой входит нижний финиш оси.

Установочные углы лопастей изменяются в пределах от —5° до +5° посредством регулировочной гайки, которая перемещает диск с поводками на протяжении вертикальной оси и в один момент поворачивает все три лопасти. Диск прижимается к гайке пружиной. Лопасти крепят к ступице винтами М3.

Рис. 2. Совокупность управления:

1 — винт М3Х12. 2 — рейка, 3, 7 — гайки М3, 4 — шайба (текстолит), 5 — качалка, 6 — крыло, 8 — винт М3х20, 9 — тяга руля высоты.

Рис. 3. Узел крепления несущего винта:

1 — направляющая, 2 — кронштейн, 3 — пластина, 4, 13 — оси, 5, 12 — подшипники, 6 — стакан, 7 — пружина, 8 — диск, 9-— регулировочная гайка, 1Л — лопасть, 11 — ступица винта, 14 — винт М3Х10, 15 — гайка, 16 — поводок, 17 — серьга, 18 — винт М2Х5, 19, 22 — винты М3Х8, 20 — винт М3Х16, 21 — гайка М3.

Запуск автожира производится равно как и простой кордовой модели.

Первые полеты нужно проводить на укороченных кордах (10—12 м). При продольной неустойчивости, другими словами качании модели в продольной плоскости, нужно передвинуть центр тяжести модели вперед (кронштейн переместить по направляющим назад).

В случае если по окончании остановки двигателя модель весьма резко снижается, нужно расширить установочные углы лопастей.

Скорость вращения несущего винта регулируется посредством маленьких трансформаций угла наклона его оси, При повышении угла скорость вращения возрастает.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОЖИРА

Вес, г — 1100
Вес не единицу площади диске винта, г/дм2 — 7,1
Вес не единицу площади лопастей, г/дм2— 75
Площадь лопастей, дм2 — 14,8
Площадь стабилизатора, дм2 — 8,6

Удельная мессе, кг/л.с — 3

Б. ГОРШКОВ, г. Новосибирск


Случайные записи:

Хенрика на корде — вид изнутри


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Пилотажная на корде

    На современную пилотажку спортсмен тратит огромное время, ресурсов и сил. К очередному спортивному сезону, в большинстве случаев, он успевает подготовить…

  • На корде — скоростная а-1

    Скоростные кордовые модели пользуются особенной популярностью среди судомоделистов СССР. В соответствии с судов моделей и классификации кораблей они…

  • На корде — «вятка-2,5»

    У автомоделистов-гонщиков как-то не принято давать моделям имена. Возможно, исходя из этого первое, о чем мы задали вопрос автора данной ни на что не…

  • Томагавк на корде

    Размещённая в «М-К» № 9 за 1993 год принципиально новая схема аэромоделей сразу же понравилась отечественным кружковцам. Завлекали в ней не только…