Томагавк на корде

10.05.2012 В мире моделей

Размещённая в «М-К» № 9 за 1993 год принципиально новая схема аэромоделей сразу же понравилась отечественным кружковцам. Завлекали в ней не только выигрышность по устойчивости и аэродинамическому сопротивлению в заезде, но и… непривычность форм, каковые разрешали наконец создать что-то новое по окончании кочующего с каждым годом хорошего варианта «вертулы».

Теоретические выкладки, сопровождавшие публикацию, не расходились с наработанными в отечественном кружке опытом и практическими знаниями. Исходя из этого за базу при создании модели для очередного спортивного сезона мы выбрали как раз «Томагавк» (так мальчишки мгновенно «назвали» новую схему из-за характерной формы корпуса модели).

Не обращая внимания на то, что предложенная в издании компоновка силовой части думается совершенной, при прорисовке чертежей модели с двигателем рабочим количеством 2,5 см’ (в публикации предложен вариант 1,5 см ) возвратились к боковому положению цилиндра двигателя. Обстоятельств для этого решения пара. Первая — упрощается изготовление, что важно для новичков. Вторая — облегчается доступ к двигателю й его обслуживание, в особенности в условиях соревнований, что кроме этого важно.

Само собой разумеется, перевод двигателя на боковое размещение проигрышнее по суммарному сопротивлению и требует более большого размещения кордовой планки. Но для «массовой» модели тренировочно-спортивного пользования это не верно принципиально важно. А вариант мотоустановки с вертикальным положением цилиндра мотора мы покинули для «чемпионских» целей.

Что оказалось у нас в следствии конструкторских поисков, прекрасно видно на приведенных картинках.

Новая модель оказалась никак не сложнее хороших, кроме того, возможно, несложнее и технологичнее. При проектировании большое внимание уделено доступности исходных материалов. Единственное место, где не удалось обойтись без «экзотики»,— хвостовое оперение. Так как снятие практически каждого грамма с данной территории модели усиливает стабильность хода, было нужно в конструкции стабилизатора применять бальзу (не смотря на то, что и в совсем объёмах и незначительных размерах).

В случае если для вас эта древесина полностью недоступна — замените ее шлифованными пластинам пинопласта типа ПХВ либо ПС-4-100. Итог ухода от бальзы окажется ненамного проигрышнее по весу, но мало снизится жёсткость и прочность оперения.

Обратите внимание на нетрадиционное размещение хвостовой пары коньков. В отличие от стандартного варианта, коньки ставятся по финишам стабилизатора, новый лучше сходу по нескольким позициям.

Во-первых, сейчас исключается подпрыгивание хвостовой части, вызванное пружинными особенностями любого узкого стабилизатора. Во-вторых, сам стабилизатор сейчас возможно намного легче, поскольку не несет никаких нагрузок, не считая маленьких аэродинамических. И в-третьих, из-за плеч и снижения нагрузок их действия существенно облегчается узел монтажа стабилизатора на хвостовой балке корпуса, преобразовываясь из винтового соединения в несложный клеевой шов.

А ведь пара винтов МЗ с гайками и шайбами в наборе имеет массу, громадную, чем целый стабилизатор авиационного типа!

Конструкция модели пояснений не требует. По окончании завершения работ борта хвостовой балки оклеиваются узкой прочной бумагой на эпоксидной смоле, по окончании чего приступают к окраске и шлифовке всего корпуса.

Стабилизатор при предлагаемой технологии изготовления, не считая зачистки кромок, доводки не нужно.

Томагавк на корде

Р и с. 1. Кордовая скоростная модель аэросаней с микродвигателем рабочим количеством 2,5 см3.

Рис. 2. Главная схема балансировки модели, снабжающая работу стабилизатора с хорошей подъемной силой в выраженном экранном режиме.

Р и с. 3. Схема подрессоривания главного конька.
А — расчетное положение в заезде, Б — положение при наезде на неровность ледяной дорожки. ЦТ центр тяжести модели, L2— плечо между точкой опоры главного конька и вертикальным уровнем центра тяжести.

Рис. 4. Конструкция модели:

1 — конус-гайка (Д16Т), 2 — стакан кока (Д16Т), 3 — опорная шайба (Д16Т), 4 — сборная-и (пилон подробность из фанеры толщиной 6 мм с двухсторонней оклейкой фанерой толщиной 1,5 мм), 5 — форсированный доработанный микродвигатель КМД-2,5, 6 — трубка подвода горючего из бакового жиклера к распылительной насадке, 7 — игла регулировки бакового жиклера, 8 — топливный бак, 9 — винт крепления бака (3 шт. М2,5), 10 — места крепления кордовой планки, 11 — контур выреза окон облегчения в фанере толщиной 6 мм пилон-моторамы.

12 накладка (береза), 13 — конек (сталь), 14 верхний лонжерон балки (сосна сечением З Х 16 мм, к концу уменьшить до 3X8 мм), 15 — заполнитель балки (упаковочный пенопласт), 16 — нижний лонжерон (подобен подробности 14), 17 — хвостовой кронштейн задней пары запасных коньков (стеклопластик толщиной 0,6 мм), 18 — бобышка (липа), 19 — ложементная плоскость, 20 — несъемная часть обтекателя моторамы (липа), 21 — окно-воздухозаборник карбюратора двигателя, 22 — несъемный носок (липа), 23 — съемная часть обтекателя моторамы (долбленая подробность из липы, или выклейка из стеклопластика), 24 — окно для выхода охлаждающего воздуха.

Р и с. 5. Топливный бак.

1 — заборная трубка встроенного жиклера (отожженная медь диаметр 3X0,7 мм), 2 трубка подвода горючего к распылительной насадке (нагартованная медь диаметр З Х0,7 мм, на финише нарезать наружную резьбу МЗ Х 0,3 для монтажа насадки), 3 — трубка для подвода и заправки давления нз картера двигателя (медь диаметр ЗХ Х0,7 мм: на финише напаять кольцо из проволоки диаметр 0,5 мм), 4 корпус бака (луженая жесть толщиной 0.3 —0,4 мм; выкройки изготавливать с учетом припусков на отбортовку).

Рис.

6. Разработка изготовления стабилизатора:
1 — основание (лист блестящего оргстекла толщиной не меньше 4 мм), 2 — стеклоткань толщиной 0,005 мм, пропитанная ограниченным числом свежеразведенной эпоксидной смолы, 3 — собранный стабилизатор (окантовка — липа 3 X 3 мм, законцовочные элементы — липа 3 X 5 мм, центральная вставка — липа З Х 5 мм 2 шт., заполнитель — бальза легкая толщиной 3 мм), 4 — крышка с наложенным страницей стеклоткани.

По окончании контроля и складывания деталей их совмещенности стянуть пакет посредством резинового бинта до полного отверждения эпоксидной смолы.

Мотоустановка представлена доработанным в соответствии с последними достижениями форсирования двигателем КМД-2,5. О комплексе мер, каковые нужно совершить с данным мотором, много раз писалось в «М-К», исходя из этого повторяться нет никакой необходимости.

Топливный бак кроме этого прогрессивной схемы — с вынесенным жиклером выигрышность аналогичного приема кроме этого освещалась на страницах издания). Для тех, кто еще не перешел на данную схему питания, окажется нужной хотя бы такая информация: ни на одной из моделей с КМД у нас не осталось штатной схемы, все переделаны на «баковый» жиклер и развёрнутую на 90 по ходу коленвала заднюю стенку картера.

Зная, что кое-какие спортсмены являются ярыми приверженцами подрессоривания главных коньков на аэромоделях, приводим схему подвески, дающую при наезде на препятствие «плоское» перемещение модели, без трансформации угла положения хвостовой балки. На моделях нового типа, каковые требуют пара непривычной балансировки по длине корпуса, это принципиально важно. Не смотря на то, что справедливости для нужно подчернуть, что мы вычисляем необходимость подрессоривания главного конька по крайней мере спорной.

Напоследок хотелось заявить, что «Томагавк» предложенной сейчас конструкции может удачно проектироваться как с левым направлением хода по дорожке кордодрома, так и с правым — в зависимости от используемой в кружке главной регулировки и школы запуска аэромодели.

В. витин,
начальник кружка автомоделирования


Случайные записи:

Тестовое видео \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На корде-скоростная «утка»

    Необыкновенная «юниорская; модель класса r2А. чертежи и описание которой были размещены в «М-К» № 10 за 1993 год, сообщила неожиданное влияние на базы…

  • На корде — скоростная а-1

    Скоростные кордовые модели пользуются особенной популярностью среди судомоделистов СССР. В соответствии с судов моделей и классификации кораблей они…

  • Пилотажная на корде

    На современную пилотажку спортсмен тратит огромное время, ресурсов и сил. К очередному спортивному сезону, в большинстве случаев, он успевает подготовить…

  • На корде — гоночная

    Кордовая гоночная модель самолета, которую мы желаем предложить вашему вниманию, всецело соответствует требованиям ФАИ. Ее наиболее значимые…