Радиоуправляемый «тренер»

23.12.2009 В мире моделей

Несложная, легко ремонтируемая, летучая, недорогая… Вот только часть требований к учебно-тренировочной радиоуправляемой модели самолета. Этим требованиям в полной мере удовлетворяет «Тренер-RC» — радиоуправляемый самолет с двигателем рабочим количеством 6,5 см3 типа МДС либо 0.S.MAX-40LA.

Изготовление модели оптимальнееначать со сборки фюзеляжа. Для определения размеров заготовок подготовьте плаз — совершенно верно вычерченное изображение фюзеляжа в натуральную величину. В соответствии с ним из бальзы толщиной 5 мм вырезаются шпангоуты, и в каждом на строительной плоскости горизонтали и пересечении симметрии фюзеляжа сверлится отверстие диаметром 10 мм.

Шпангоут № 1, на что потом будет установлен двигатель, нужно усилить приклеенной к нему с двух сторон фанерой толщиной 1 мм.

Геометрическая схема радиоуправляемой модели «Тренер»

Вырезанные с маленьким припуском задняя бобышка и шпангоуты закрепляются в несложном стапеле.

Пределставляющем собой стальной резьбовой стержень с резьбой М10; любой шпангоут закрепляется на нем посредством пары шайб и гаек.Радиоуправляемый «тренер» Нужно заявить, что таковой стапель разрешает строго выдерживать расстояние между шпангоутами и перпендикулярность шпангоутов продольной оси модели, и к тому же он универсален — на нем возможно собирать каждые фюзеляжи в пределах его длины.

Дабы уменьшить предстоящую работу по сборке фюзеляжа, стапель-стержень нужно оснастить парой кронштейнов — треугольных пластин, вырезанных из доски толщиной 20 мм.

На подготовленные и отмалкованные шпангоуты приклеиваются посредством пластифицированной эпоксидной смолы (к примеру, марки ЭД-20) боковины из бальзовых пластин толщиной 2 мм. Фиксация боковин — резиновым шнуром, накладываемым в местах размещения шпангоутов.

В зоне стыка крыла с фюзеляжем боковины усиливаются бальзовыми накладками из пластин той же толщины. По окончании отверждения смолы к каркасу приклеивается нижняя обшивка фюзеляжа — кроме этого из бальзовой пластины толщиной 2 мм. Потом, из заготовки с опаской извлекается стапель-стержень, и к фюзеляжу приклеивается верхняя обшивка задней части фюзеляжа.

При зтом нужно учесть, что между первым и вторым шпангоутами на четырех винтах устанавливается бальзовая крышка отсека, в котором находится топливный бак.

Компоновка радиоуправляемой модели «Тренер»:

1 — двигатель 0.S.MAX-40LA; 2 — моторама (дюралюминий); 3 — шпангоут 1 (бальза s5, усиленная с двух сторон 1-мм фанерой); 4— топливный бак (пластиковый флакон емкостью 100 мл); 5,9,11,13,16 — шпангоуты № 2—6 (бальза s5); 6 — рулевая машинка управления элеронами; 7 — рулевая машинка управления карбюратором двигателя; 8 — рулевая машинка управления рулем направления; 10— рулевая машинка управления рулями высоты; 12 — верхняя обшивка задней части фюзеляжа (бальза s2); 14— киль (бальза s6); 15— бобышка (бальза); 17— обшивка нижней части фюзеляжа (бальза s2); 18 — опорный брусок рессоры шасси (бук, брусок 30×15); 19 — винт М5 крепления рессоры главного шасси; 20,24 — колеса шасси; 21 — приемник совокупности управления; 22,23 — болты М4 крепления передней стойки шасси; 25 — вилка передней стойки шасси; 26 — капот (АМг, лист s0,5); 27— крыло; 28— боковины фюзеляжа (бальза s2); 29 — стабилизатор (бальза s6); 30 — крышка отсека топливного бака (бальза s3); 31 — глушитель

стабилизатор и Киль являются цельнобаль-зовые плоские пластины толщиной около 6 мм со скругленными передними кромками.

Из для того чтобы же материала направления и рули высоты — профиль их клиновидный, со скругленной передней кромкой. Навеска рулей — на петлях типа «Термик».

Крыло «Тренера» имеет несимметричный двояковыпуклый 14-процентный профиль Р-И с высокими несущими чертями, что разрешает мини-самолету сохранять устойчивый полет кроме того при неточностях пилотирования, среди них и на громадных углах атаки.

Каркас крыла — наборный, с бальзовыми сосновыми лонжероном и нервюрами и кромками.

Обшивка крыла — из узкой лавсановой пленки.

Каркас крыла собирается на стапеле, сделанном из ровной полутораметровой доски, на которой закрепляется защищенный полиэтиленовой пленкой плаз — вычерченная на ватмане плановая проекция крыла в натуральную величину. На стапеле фиксируются три рейки: две подкладки под заднюю кромку крыла и одна — ограничитель положения передней кромки.

Толщина их рассчитывается так, дабы при монтаже крыла плоскость хорд была параллельна плоскости стапеля. Лонжероны — из сосновых реек сечением 12×5 мм. задняя кромки и Передняя кроме этого сосновые.

Главные нервюры вырезаются из бальзовых пластин толщиной 2 мм, концевые — из 3-мм бальзы. Дабы при изготовлении крыла выдержать заложенный в его конструкцию профиль, нужно сделать несколько дюралюминиевых шаблонов в соответствии с таблицей контрольных сечений.

Необходимо лишь учесть, что в таблице приведены значения высот профиля в процентах от величины хорды соответствующего сечения крыла, так что чтобы получить величины X, YB и Yh в миллиметрах любая табличная величина умножается соответственно на размеры хорд контрольных сечений — другими словами на 227,3 мм и на 283,6 мм. Несложнее и быстрее всего изготавливать их в пачке, стянув посредством гаек и пары резьбовых шпилек бальзовые заготовки между двумя дюралюминиевыми шаблонами профиля, выполненными, как указывалось выше, в соответствии с таблицами контрольных сечений крыла.

При сборке крыла передняя кромка вклеивается в последнюю очередь, в то время, когда лонжерон будет усилен сосновыми (сечением 6×3 мм) раскосами.

Готовый каркас малкуется, центральная его часть зашивается бальзовыми пластинами толщиной 1 мм и на собственные места устанавливаются бальзовые законцовки и бобышки законцовок.

Каркасы элеронов — бальзовые.

В любой из элеронов вклеивается торсион привода, выгнутый из металлической проволоки диаметром 2 мм. Крепление элеронов к консоли — на петлях типа «Термик».

Обшивка крыла и элеронов — из лавсановой пленки. Наряду с этим употребляется прекрасно узнаваемая моделистам разработка, предусматривающая использование клея БФ-2 и электроутюга.

Установочный угол крыла (угол между плоскостью хорд крыла и строительной горизонталью фюзеляжа) образовывает 1,5 градуса. Крепление крыла к фюзеляжу — посредством букового штыря, расположенного по оси симметрии крыла, на задней его кромке, и двух полиэтиленовых винтов вблизи его передней кромки.

Шасси «Тренера» трехколесное.

Рессоры шасси — из металлической проволоки ОВС диаметром 3 мм (главные) и2,5 мм (передняя). Главные стойки фиксируются на буковой бобышке и крепятся винтом М5 посредством дюралюминиевой накладки. Передняя рессора закрепляется на фюзеляже винтами М4 и дюралюминиевой вилкой.

Колеса диаметром 65—75 мм оптимальнееприменять особые, купленные в модельном магазине, но возможно подобрать хорошие колеса от детской игрушки. Основное, дабы они были легкие и не через чур широкие — не более 15 мм.

Крыло:

1 — зашивка центральной части крыла (бальза s 1); 2 — нервюры (бальза s2); 3 — передняя кромка (сосна, рейка 12х 12); 4 — лонжерон (сосна, рейка 12×5); 5 — законцовка (бальза s6); 6 — обтекатель задней кромки (бальза); 7 — передняя кромка элерона (бальза, рейка 20×12); 8 — нервюры элерона (бальза s2); 9 — петля навески элерона; 10 — корневая бобышка элерона (бальза); 11 — фиксатор крыла (бук, штырь d6); 12 — задняя кромка элерона (бальза s4); 13 — задняя кромка (сосна, рейка 20×12): 14 — усиление нервюры; 15 — раскосы лонжерона (сосна, рейка 6×3); 16 — ребро законцовки (бальза s5); 17 — бобышка (липа)

Сборкакаркаса фюзеляжа:

1,6— кронштейны стапеля; 2 — металлический стержень с резьбой М10; 3 — гайка М10; 4 — шпангоуты фюзеляжа; 5 — хвостовая бобышка фюзеляжа

Капот двигателя выколачивается из листового полумиллиметрового алюминия марки АМг. Для более правильного исполнения данной подробности имеет суть сделать предварительно древесную болванку. Использовать для того чтобы оргстекло либо полистирол нежелательно — они смогут деформироваться при нагреве от цилиндра трудящегося двигателя.

Крепление капота на фюзеляже — миниатюрными винтами-саморезами.

Топливный бак модели представляет собой пластиковый флакон, в пробку которого врезаны заправочная и дренажная трубки, и штуцер подачи горючего к карбюратору двигателя.

По окончании окончательной сборки модели проверяется ее центровка.

Для этого делается несложное приспособление, складывающееся из пары древесных стоек, закрепленных на древесной же площадке; модель устанавливается на приспособление так, дабы ее крыло опиралось на стойки в районе центральной зашивки. Передвигая модель вперед-назад, возможно выяснить положение, при котором она окажется в равновесии. Положение точек опоры на крыле наряду с этим продемонстрирует центр тяжести модели.

Нужно, дабы он пребывал в пределах 20—30 процентов средней аэродинамической хорды (САХ). Нужно не забывать, что при передней центровке модель вяло поднимает шнобель при посадке, а при задней неустойчива в полете.

Первые навыки управления моделью лучше покупать не в первом независимом полете (для нее он может стать и последним), а на несложном тренажере.

Для этого снаряженная модель подвешивается нитью к концу наклонно закрепленного шеста так, дабы она размешалась горизонтально. Остается дождаться ровного и сильного ветра — и возможно отправляться в тренировочный «полет». Манипулируя рулями высоты и направления, и элеронами, возможно достаточно скоро обучиться парировать крен, вводить аппарат в «пикирование» либо «кабрирование», поворачивать его около вертикальной оси.

Наряду с этим нужно осваивать управление моделью как при ее удалении от пилота, так и при приближении к нему.

Обучась точно руководить моделью-тренажером, возможно переходить и к моторным полетам. Нужно учесть то, что двигатель обязан устойчиво трудиться как при горизонтальном положении модели, так и при поднятом вверх носе модели до угла 35 градусов.

Перед стартом модель нужно сориентировать носом против ветра и, удерживая ее, установить небольшой «газ».

Отпустив самолетик, медлено довести «газ» до максимума. При разбеге оперативно парировать начинающиеся развороты модели отклонениями руля направления. В то время, когда она соберёт взлетную скорость, медлено забрать руль высоты «на себя».

Комплект высоты осуществляйте с маленьким углом, деятельно парируя крены, вызванные турбулентными вихрями вблизи почвы.

В то время, когда модель соберёт высоту около 50 м, нужно сделать хорошую «коробочку» — четыре разворота на 90 градусов с последующей посадкой. При развороте нужно ввести модель в крен с углом около 45 градусов и забрать ручку «на себя». По окончании разворота руль высоты переводится в модель и нейтраль выводится из крена.

По окончании всех четырех разворотов «коробочки» модель будет лететь, как и при взлете, — против ветра. Остается скинуть «газ» и перевести ее на планирование. В то время, когда высота полета снизится до полутора метров, модель переводится в горизонтальный полет на высоте около 1 м, и с данной высоты производится выдерживание — полет с постепенной утратой скорости до посадочной.

Наряду с этим полетный угол нужно неспешно увеличивать , пока модель не начнет парашютировать. В случае если режим посадки выбран верно, то касание почвы колесами главного шасси случится в начале парашютирования.
И.СЕРЕБРЯНЫЙ


Случайные записи:

Радиоуправляемый самолет Tiger Trainer 40… Полет под дождем


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Радиоуправляемый «финист»

    Создание радиоуправляемой модели самолета предваряется, в большинстве случаев, поисками самолета-прототипа, поскольку летный моделизм, первым делом, это…

  • Радиоуправляемый ракетоплан

    В первой половине 80-ых годов двадцатого века подкомиссия по ракетомоделизму ФАИ решила ввести новый класс ракетопланов S8E большой массой до 300 г с…

  • Летающий «тренер»

    Учебная кордовая модель самолета. Эта кордовая модель — тренировочная, равно как для авиамоделиста-конструктора, так и для авиамоделиста-пилота….

  • Крылатый тренер

    В редакцию издания приходит все больше писем от авиамоделистов, делающих первые шаги в классе радиоуправляемых. И, в большинстве случаев, просьба одна —…