-
«Бурлакъ» на пруду
05.07.2013 В мире моделей
-
Ходовая модель колесного парохода. Модель речного колесного парохода выглядит так же выигрышнее, если сравнивать с моделью современного пассажирского лайнера, как масштабная копия паровоза привлекательнее копии ЖД локомотива отечественных дней. А на воде ходовая модель «колесника» XIX века смотрится легко потрясающе — обилие надстроек» мачты, трубы, дельные вещи — все это формирует непередаваемый колорит века пара.
Предлагаем вниманию судомоделистов модель колесного парохода «БУРЛАКЪ» — подобные товаро-пассажирские суда в конце XIX столетия были обширно распространены на реках Сибири. Протяженность этого парохода составляла 48 м, ширина — 8,25 м и осадка с полным грузом — 1,25 м. Гребные колеса, приводимые во вращение паровой машиной мощностью 120 л.с., снабжали пароходу скорость перемещения около 10 верст в час.
Корпус судна набирался из прямоугольных шпангоутов со скругленными скуловыми частями.
В задней части корпуса размешался руль, складывающийся из древесного пера, закрепленного в кованой металлической раме. К кринолину перо крепилось цепным сорлинем.
В носовой части судна устанавливался ручной якорно-швартовный шпиль, употреблявшийся для выборки шеймы (якорной цепи) и швартовных верёвок.
Якоря адмиралтейского типа со металлическими штоками крепились на пароходе по-походному — на фишбалках с гаками и талями. В том месте же, перед шпилем, был закреплен кнехт, предназначенный для буксировки судна. Швартовные кнехты размешались по два с каждого борта — в корме и носу судна.
Теоретический чертеж парохода «БУРЛАКЪ»
Силовая установка модели парохода:
1 — электродвигатель МУ-30; 2 — крепление редуктора (болт М5 с гайкой); 3 — корпус редуктора (дюралюминий, лист s4); 4 — крепление крышки редуктора (болт М5 с гайкой ); 5 — первичная шестерня редуктора; 6 — зубчатое колесо первой ступени; 7 — шестерня второй ступени; 8 — промежуточный вал; 9,17— втулки-подшипники промежуточного вала (латунь); 10 — крышка редуктора (дюралюминий, лист s4); 11,16 — втулки-подшипники гребного вала (латунь); 12 — гребной вал (сталь); 13,15— распорные втулки (сталь); 14 — зубчатое колесо второй ступени
Движителем парохода помогали гребные колеса, частично загружённые в воду. Каждое из колес складывалось из ступицы, спиц и колец — между последними закреплялись восемь древесных плиц. На уровне палубы гребные колеса окантовывались обносами; сверху колеса закрывались бортовыми железными кожухами.
Поверх кожухов устанавливались открытые ходовые мостики. На обносах кроме этого сооружались служебные помещения.
В центре парохода, между гребными колесами пребывало машинное отделение, а сзади него — котельный кожух.
Пассажирские каюты первого и второго классов размешались на палубе. В передней части парохода, над каютами, была устроена прогулочная палуба; на протяжении леерного ограждения на ней были установлены скамьи — по три с каждого борта. Для выхода на прогулочную палубу предназначались два трапа. Штурвальная рубка размешалась в центре судна.
За кормовыми каютами был отсек румпельного привода, закрытый сверху древесной решеткой; штуртросы привода были совершены в рубку по коробам, на протяжении левого и правого бортов.
Изготовить модель парохода «Бурлакъ» не через чур сложно. Рекомендуемый масштаб 1:50, наряду с этим протяженность «колесника» составит 960 мм — этого будет достаточно как для ходовой модели (с радиоуправлением либо без него), так и для стендовой.
Фактически все надстроек и детали корпуса возможно сделать из березовой фанеры толщиной от 3 до 5 мм. Из 3-мм фанеры выпиливаются кроме этого диски гребных колес, плицы вырезаются из буковых реек, ну а ступицы вытачиваются из березы. Сборка всех фанерных элементов ведется на эпоксидном клее; по окончании его зачистки и полимеризации подготовленные сборочные единицы покрываются паркетным лаком.
В готовый корпус вклеивается палуба, сделанная зацело с обносами из фанеры толщиной 4 мм.
В палубе должны быть предусмотрены вырезы под надстройки (через них обеспечивается доступ к радиоаппаратуре и силовой установке модели), и под гребные колеса. Защитные кожухи гребных колес вырезаются из листового алюминия толщиной 0,5 мм.
На палубе модели закрепляются носовые и кормовые швартовные кнехты, якорное устройство, и якорно-швартовный шпиль. Сзади штурвальной рубки устанавливается дымовая труба — ее корпус оптимальнееспаять из белой жести толщиной 0,3 мм.
Из того же материала возможно сделать основания вентиляционных дефлекторов, а воздухозаборники для них — из подходящих по диаметру пластиковых шариков от детских игрушек.
Товаро-пассажирский колесный пароход «БУРЛАКЪ»:
1 — флагшток; 2 — кормовые каюты; 3 — буксирная арка; 4 — переходной трап; 5 — буксирный гак; 6 — дымовая труба; 7 — паровой свисток; 8 штурвальная рубка; 9 — кожух гребного колеса; 10 — спасательный круг; 11 — леерное ограждение; 12 — прогулочная палуба; 13 — ванты; 14 — мачта; 15 — носовые каюты; 16 — тамбур входа в носовые помещения; 17 — иллюминатор; 18 — штаг; 19 — швартовный кнехт; 20 — адмиралтейский якорь; 21— буксирный кнехт; 22 — якорная цепь (шейма); 23 — якорно-швартовный шпиль; 24 — прямоугольный иллюминатор; 25 — привальный брус; 26 — древесный кранец; 27 — гребное колесо; 28 — кронштейны обноса; 29 — решетка над румпельным приводом; 30 — перо руля; 31 — открытый мостик; 32 — бортовой пламя; 33 — трап; 34 — вентиляционный дефлектор; 35 — надстройка на обносе; 36 — скамейка; 37 — стеллаж с пожарными ведрами; 38 — сорлинь, 39 — фишбалка. Отдельные элементы модели парохода
Силовая установка судомодели выполнена на базе электродвигателя МУ-30 (его рабочее напряжение 27 В, потребляемый ток 5 А, мощность 40 Вт, частота вращения 7500 об/мин). Для привода гребных колес употребляется самодельный двухступенчатый редуктор с передаточным числом около 20, что снабжает частоту вращения гребных колес 375 об/мин.
Очевидно, сделать самостоятельно шестеренки в условиях домашней мастерской затруднительно, исходя из этого конструирование редуктора нужно будет начать с подбора двух цилиндрических зубчатых пар с модулем 1,5 — 2 мм и с передаточными числами 4 и 5. Подробности корпуса редуктора вырезаются из листового дюралюминия, валы металлические, точеные, шестерни и шестеренки напрессовываются на них и фиксируются 1-мм штифтами, что снабжает надежную защиту от проворачивания. В качестве подшипников скольжения употребляются медные втулки, запрессованные в крышку и основание корпуса.
Рекомендуемая окраска модели парохода: корпус ниже ватерлинии, гребные колёса и перо руля — красные: борт выше ватерлинии, фальшборт, кнехты, шпиль, якорные цепи, якоря, привальные брусья и вентиляционные дефлекторы — тёмные; мачта, надстройки, кожуха гребных колес выше фальшборта, фишбалки, штурвальная рубка, наименование парохода, спасательные круги, леерное ограждение, тент, тамбур, стойки, пожарные и стеллаж ведра, и скамьи — белые; трапы, палубы, перекрытия бортовых надстроек, кожухи гребных колес и кранцы — светло-серые; двери, рамы прямоугольных рубки и иллюминаторов надстроек — натуральная древесина.
И. ТЕРЕХОВ
Случайные записи:
Лесоповал \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Петербургские зоологи связали современные представления об асимметрии мозга с хорошими работами Николаса ТинбергенаиКонрада Лоренца о главных стимулах….
-
Необычное дело — на данный момент уже ни на одной из отечественных рек не сохранилось экзотических пароходов с гребными колесами, а любой…
-
В руках стоящего на мостике школьника элегантная модель моторного катера. Паренек прищурил один глаз, как словно бы перед выстрелом. Вот наконец чуть…
-
F3v — скоростная радиоуправляемая
На соревнованиях по судомодельному спорту громаднейший интерес как у зрителей, так и у большинства спортсменов приводят к скоростных радиоуправляемых…
-