Дамбы, дороги и порты приходят вместе с чужаками

06.11.2012 Наука и жизнь

Строительный бум в акватории Финского залива необратимо меняет живой мир региона.

Значительные экологические неприятности в акватории Финского залива начались по окончании того, как эстуарий реки Нева (восточная часть Финского залива) стал территорией развития наибольших в Российской Федерации инвестиционных проектов, первым из которых стало строительство плотины комплекса защитных сооружений г. Ленинграда от наводнений, соединяющей южный и северный берега Финского залива. Об этом сказал на недавнем совещании Президиума РАН академик Александр Алимов из Зоологического университета РАН (Петербург).Второй большой инвестиционный проект региона – строительство нефтеналивных терминалов и портов.

За последние 6 лет выстроены и разрешены войти в эксплуатацию два наибольших в Европе нефтеналивных терминала в Выборгском заливе и сухогрузный порт в Усть-Луге, планируется строительство еще трех терминалов. Как следствие, к 2004 году увеличился количество транспортируемой нефти по акватории восточной части Финского залива приблизительно до половины общего объема транспортировки нефти в Финском заливе, а уже в 2010 г.Дамбы, дороги и порты приходят вместе с чужаками по оценкам свободных финских специалистов он будет составлять не меньше 2/3.
Помимо этого, заканчивается подготовка к постройке «Северного потока» (Nord Stream) – магистрального газопровода по дну Балтийского моря от Выборга (Российская Федерация) до Германии, протяженность которого составит 1200 км. Он будет доставлять в Западную Европу 55 мрд.м3 газа в год.
Третье направление инвестиционной деятельности – реконструкция морского фасада Петербурга, в том числесоздание современного морского пассажирского порта в Петербурге с пропускной свойством 1,2 млн. пассажиров в год, строительство многофункционального комплекса жилищного и делового назначения в юго-западной части Петербурга неспециализированной площадью более 1 млн. м2 .

Помимо этого начато строительство «Западного скоростного диаметра» – скоростной магистрали длиной 46.6 км, которая будет частично проходить по акватории Невской губы и включать 19 моста и 3 развязок высотой 55 м.

Все эти проекты конкретно касаются акватории Финского залива, поскольку предполагают намыв новых территорий, прокладку фарватеров, многократное повышение транспортной нагрузки.

Изучения Зоологического университета продемонстрировали, что большое повышение других судов и числа танкеров, входящих в восточную часть Финского залива, ведет к заносу чужеродных видов организмов, многие из которых наносят вред его экосистеме. Помимо этого, строительство новых портов приводит к ухудшению уровень качества воды.

К примеру, ученые поняли, что строительство нефтеналивных терминалов в Выборгском заливе стало причиной тому, что за 8 лет летние концентрации водорослей в воде возросли в 4 раза Отмечается интенсивное цветение токсичных видов цианобактерий. В прибрежной части акватории бурно развиваются нитчатые водоросли, продукция которых достигает до 20-30 тысячь киллограм в месяц на 1 гектар прибрежной территории.

По окончании отмирания нитчатых водорослей их разложение ведет к массовому загрязнению прибрежной территории пляжей и Финского залива Петербурга. Образующийся наряду с этим недостаток кислорода ведет к многократному уменьшению плотности аборигенных видов животных и процветанию чужеродных видов организмов, менее чувствительных к низкому содержанию кислорода.

Из восточной части Финского залива, которая уже стала собственного рода инкубатором и накопителем чужеродных видов организмов, они попадают в остальные регионы России, а также в обратном направлении: из России в государства Западной Северной Америки и Европы. Помимо этого, массовое развитие токсичных цианобактерий и нитчатых водорослей ведет к негативной для здоровья человека санитарной обстановке в Курортной территории Петербурга.

Исследователи Зоологического университета отмечают, что усиление антропогенного действия происходит на фоне негативных климатических трансформаций. Так, в последние 10 лет в Балтийском регионе отмечается понижение интенсивности летней атмосферной циркуляции.

Как следствие, в довольно засушливые 1996 и 2003 годы наблюдались замечательные затоки глубинных соленых вод из центральной Балтики в восточную часть Финского залива, каковые стимулируют развитие токсичных видов цианобактерий и приводят к разрушению сообществ донных организмов в западной части Невского эстуария, что кроме этого облегчает проникновение чужеродных видов организмов. Понижение стока Невы стало причиной резкому уменьшению биомассы донных животных, самоочистительной способности экосистемы Невской губы и ухудшению качества воды в восточной части Финского залива.

Согласно точки зрения академика Алимова проникновение в регион чужеродных видов организмов возможно может оказать отрицательное влияние на растительный и животный мир России в целом. Наряду с этим он подчернул, что многие нюансы, обстоятельства и механизмы происходящих трансформаций остаются неисследованными. Вследствие этого нужно создать прогнозирования и специальную программу мониторинга происходящих экологических трансформаций в прибрежных и открытых водах Невского эстуария.

Напоследок дискуссии представленного академиком Александром Алимовым доклада президент РАН, академик Юрий Осипов сообщил: «Программа изучения биоразнообразия финансируется не хорошо, а ведь эта тема не меньше ответственна, чем нанотехнологии».

Создатель: www.nkj.ru

Источник: По данным пресс-службы РАН

Случайные записи:

УКРАИНСКИЕ ПЛАНЫ РАЗРУШЕНЫ: КРЫМ НАШЕЛ СПОСОБ ЗАМЕНИТЬ УКРАИНСКУЮ ДАМБУ


Похожие статьи, которые вам понравятся: