Дельта-крыло на ракетоплане

18.06.2010 В мире моделей

В случае если перелистать подшивки «М-К» за пара лет, то в них найдется большое количество материалов о моделях ракетопланов самолетной схемы. Но… время идет, и обстановка изменяется. Три-четыре года назад лидерство прочно захватили спортсмены, конструирующие модели с крылом «рогалло».

на данный момент приверженцев твёрдого крыла фактически не осталось — в интернациональных соревнованиях только чехословацкие «ракетчики» выступают с ракетопланами самолетной схемы.

Польза от применения дельта-крыла явная — в узкий корпус ракеты возможно запрятать планер громадной площади, а , пока в технических требованиях к моделям данного класса нет ограничений по удельной нагрузке на крыло, миниатюрные дельтапланы будут побеждать на соревнованиях «твёрдые» ракетопланы.

Сейчас мы предлагаем спортсменам описание и чертежи самые удачных конструкций моделей ракетопланов с дельта-крылом, принесших своим создателям победы на всесоюзных и интернациональных соревнованиях.

Эта модель, выстроенная чемпионом Европы А. Мариновым из Болгарии, самый обычна среди ракетопланов с крылом типа «рогалло».

Предваряя рассказ о ее конструкции, направляться упомянуть о комплексе технических требований к таким летательным аппаратам: большой импульс двигателя (либо же большой суммарный импульс двигателей, в случае если на модели их установлено пара) — 5,0 н • с., стартовая масса — не более 90 г, большое время, фиксируемое в главных турах, — 3 мин.

Снаружи модель А. Маринова напоминает дельтаплан. Его центральная балке — это древесная рейка переменного сечения (громаднейшее — 4X6 мм).

Дельта-крыло на ракетоплане

Рис. 1. Конструкция ракетоплана класса S4В А. Маринова:

1 — головной обтекатель, 2 — рейка-балансир, 3 — нитка-фиксатор, 4 — центральная балка, 5 — резиновая нить, 6 —- пыж, 7 — пружинный шарнир, 8 — ограничительная нитка, 9 — боковая балка, 10 — стабилизатор, 11 — контейнер, 12 — фитиль.

Рис. 2. Составные элементы ракетоплана:

1 — планер с дельта-крылом, 2 — контейнер (носитель), 3 — пыжи из талька и ваты, 4 — ракетный двигатель.

В ее передней части клеем и нитками зафиксирована фигурная пружина из металлической проволоки O 0,7 мм. Боковые балки (древесные рейки сечением 3X4 мм) совершенно верно так же соединяются со свободными финишами пружины.

На хвостовой части центральной балки закреплен пыж из липы, а в середине на шарнире — рейка-балансир длиной 236 мм. На ее свободном финише находится головной обтекатель ракетоплана.

В стартовом положении рейка-балансир удерживается ниткой, один финиш которой завязывается на фюзеляже (в точке А на рисунке 1), а второй — на головном обтекателе.

В режиме планирование рейка-балансир отклоняется вниз резиновой нитью, закрепленной в точках Б и В.

Парус дельта-крыла — из лавсановой пленки толщиной 0,01 мм, приклеенной к центральной и боковым балкам. Масса снаряженного планера — 15 г.

Рис.

3. Укладка в контейнер планера:

А — боковые балки прижимаются к центральной, рейка-балансир с головным обтекателем поворачивается около шарнира и кроме этого прижимается к центральной балке; Б — парус из лавсановой пленки обертывается около каркаса дельтаплана; В — сложенный дельтаплан вставляется в контейнер.

Сам носитель (либо, в случае если желаете, контейнер) склеен из двух слоев чертежной бумаги. Стабилизаторы профилированные, они вырезаны из бальзовой пластины толщиной 2 мм.

Масса контейнера — 15 г. Стартовая масса всей модели — около 50 г.

Перед тем как отправлять модель ракетоплана с дельта-крылом в первоначальный полет, ее нужно отрегулировать. Первое, что нужно сделать, — добиться, дабы центр тяжести модели совпал с осью шарнира рейки-балансира. Для этого нужно загрузить или головной обтекатель, или хвостовой пыж. Сейчас пара раз запустите модель с рук, причем в первые полеты отправляйте ее медлено.

В случае если ваш дельтаплан устойчиво планирует, сложите модель и подбросьте ее вверх. Верно отрегулированный планер обязан перевернуться в нужное для полета положение рейкой-балансиром вниз. Доводка фактически окончена, остальные операции по наладке проводятся при тренировочных запусках с двигателем.

Пара советов по регулировке.

Характерной проблемой при разделении контейнера и планёра есть затягивание первого в пикирование. Значительно чаще это случается из-за повышенной скорости выхода мини-дельтаплана из контейнера. Дабы уменьшить ее, добавьте пара пыжей. В случае если планер все же сваливаетсяв пикирование, то обстоятельство в неправильной центровке — смещенном вперед центре тяжести.

Дабы перенести его, отклоните назад шарнирную рейку-балансир, удлинив нитку-фиксатор. Того же результата возможно добиться, загрузив хвостовой пыж. Еще одна обстоятельство затягивания в пикирование — малая путевая устойчивость.

Повысить ее возможно повышением угла «V», подогнув вверх финиши пружинного шарнира, или расширить парус, для этого, действительно, нужно будет заменить его новым, с громадным углом при вершине.

Еще один недостаток полета — кабрирование — планирование на чрезмерно громадных углах атаки, когде планер теряет скорость и переходит в режим парашютирования. Устранить это явление возможно укорачиванием нитки-фиксатора, соответственно, и перемещением рейки-балансира вперед, или облегчением хвостового пыжа.

Рис. 4. Главные этапы полета ракетоплана класса S4В с дельтакрылом:

А — старт, В — полет, В — разделение контейнера и планёра, Г — планирующий полет, Д — кабрирование планера по окончании срабатывания фитильного автомата принудительной посадки.

Пристально отнеситесь к подготовке ракетоплана к старту. Моделисты, в большинстве случаев, используют два метода его снаряжения. Кое-какие укладывают мини-дельтаплан в контейнер, а после этого уже в предстартовой территории закрепляют в нем двигатель.

Большая часть же закрепляют сперва двигатель, потом ка него укладывают пыжи из ваты с необходимой пересыпкой их тальком. Затем в контейнер вставляется и сам дельтаплан, для чего боковые его балки прижимаются к центральной, а рейка-балансир на шарнире отклоняется вперед. Парус бережно расправляется и закручивается около сложенного каркаса — и дельтаплан вкладывается в носитель.

Модель ракетоплана А. Маринова имеет, несложный автомат принудительной посадки, снабжающий переход дельтаплана в режим кабрирования. Принципиальная схема этого устройства следующая. На головном обтекателе на протяжении кольцевой канавки укладывается нитка с фитилем, удерживающая нитку-фиксатор. Стоит фитилю пережечь нитку в кольцевом канале, как рейка-балансир отклоняется назад и модель начинает кабрировать.

В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР


Случайные записи:

Резка крыла из депрона


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Дельта-легирование азот-вакансии в алмазе упрощает их практическое применение

    Так именуемые азот-вакансии в наноалмазах смогут применяеться в будущих квантовых устройствах, а также, для квантовых вычислений и в наноразмерных…

  • В поисках профиля

    Ракетоплан с дельта-крылом — конструкция широко известная, повторенная в десятках моделей. Однако ведущие спортсмены страны всегда экспериментируют,…

  • Победные старты

    Советские ракетошоделисты удачно выступили на VI чемпионате мира в болгарском городе Ямболе. Его победителями стали два спортсмена из сборной СССР — А….

  • Ракетоплан класса s4b

    Предлагаемая модель выполнена по схеме «утка». Стабилизатор, расположенный перед крылом, содействует устойчивости режима планирования. А отклонение его в…