«Форсажный» преобразователь

22.11.2011 В мире моделей

Хорошим мотором судомодель, как говорится, не сломаешь. Лишь где в русском глубинке его забрать? Так как большая часть из дешёвых отечественных микроэлектродвигателей, ориентированных на использование в детских игрушках, негодны для применения (без важных доработок) в радиоуправляемых моделях.

Конструкционная простота этих «движков» обычно противоречит с требованиями длительности ресурса, а основное, угрожает громадным уровнем помех, снижающим надежность работы аппаратуры радиоуправления. Импортные же добротные моторы (увы!) непомерно дороги.

В отыскивании подходящих электромоторов изворотливые судомоделисты пробуют приспособить то, что находят иногда в прецезионных устройствах, выпускавшихся в прежние времена по заказу армейских.

В частности, охотятся за микроэлектромашинами серий ДП, ДПР, ДПМ, имеющими высокую надежность и большой ресурс. Выручают и показавшиеся в продаже по дешёвой цене конверсионные аналоги аналогичных двигателей. Лишь вычислены они по большей части на применение в цепях постоянного тока с напряжением 27—28 В. Не смотря на то, что фактически все прошлые ДП, ДПР, ДПМ и их новые преемники в полной мере работоспособны при пониженном напряжении питания, но…

Какой моделист не захочет выжать из двигателя на собственной модели максимум вероятного!

На больших моделях эта неприятность легко разрешима размещением соответствующего количества гальванических батарей либо аккумуляторная батарей. Но вот на небольших, где мало свободного пространства в корпусе, втискивать добротный 28-вольтный мотор вряд ли оправдано: при вынужденно ограниченном электропитании тот сможет отдавать в нагрузку только 25—30 процентов собственной номинальной мощности.

Универсальным ответом может оказаться оснащение модели электронным преобразователем, талантливым повысить исходное напряжение от двух низковольтных батарей до величины, упомянутой в паспорте двигателя. Как показывают несложные подсчеты, такая электрическая система экономически оправдана кроме того не обращая внимания на дополнительные утраты энергии, каковые неизбежно покажутся при применении устройства.

«Форсажный» преобразователь

Принципиальная топология и электрическая схема печатной платы преобразователя напряжения 9/27—28 В

Вправду, дабы в прошлых вариантах подать к двигателю паспортные 27—28 В, пригодится последовательное включение шести батареек по 4,5 В, затраты на приобретение которых составят большую сумму.

Трудиться же «прямоходам» — судомоделям классов ЕК, ЕН, ЕХ — придется на стандартной расстоянии (15м — для моделей с корпусом длиной менее 600 мм и 50 м — для моделей с корпусом длиной от 600 до 1250 мм) в течение 15—30 с (Правилами предусмотрены четыре тура соревнований), а в радиоклассе — два тура по 4—5 мин.

За это время громоздкий комплект источников электропитания не успеет до конца израсходовать собственный неоправданно громадный запас энергии.

Другими словами установка электронного преобразователя напряжения на любой из названных судомоделей (оснащенных моторами ДП, ДПР, ДПМ и им подобными, требующими 27—28 В) оказывается вовсе не расточительством, а необходимостью. Да и простота рекомендуемого устройства действует вдохновляюще.

Забрать, например, задающий генератор. Это достаточно простое и надежное техническое ответ на микросхеме DD1 типа К561ЛЕ5.

Частота генерируемых импульсов задается конденсатором С1 совместно с постоянным резистором R1. Скважность выставляется «регулировочником» R2. Оптимальное соотношение длительности сигнала к длине паузы определяется как 2:1. Контроль — на затворе транзистора VT1.

Все четыре логических элемента второй К561ЛЕ5, обозначенной на принципиальной электрической схеме как DD2, включены параллельно и использованы в качестве усилителя для управления замечательным полевым транзистором VT1 марки IRFZ14. Правильного аналога этому «полевику» зарубежного производства, занявшему прочные позиции на отечественном рынке радиодеталей, наверное, нет.

Но при острой необходимости возможно все же заменить его отечественным КП921А (по последовательности особо важных параметров оба транзистора приближенно соответствуют друг другу).

Габариты, условное обозначение выводов у диода КД247 и замечательного полевого транзистора IRFZ14, рекомендуемых к применению в конструкции преобразователя

Дроссель L1 есть, пожалуй, одним из тех элементов схемы, от которого сильно зависят утраты энергии при преобразовании напряжения.

В авторском варианте он представляет собой 200 витков, намотанных проводом ПЭВ2-0,2 на два склеенных торцами друг к другу ферритовых сердечника (диаметр 5 мм, неспециализированная протяженность 20 мм) от модуля сведения лучей отслужившего собственный лампового телевизора. Но, приемлемы кроме этого ферритовые стержни, П- и Ш-образные ферросердечники либо фрагменты колец 2000НМ (2500-3000НМС). Нельзя исключать и применение дросселя без всякого сердечника, но последствия утрат в таковой конструкции тяжело предсказуемы.

Диод VD2 также важный элемент схемы. Самый подходящ по параметрам КД247. Резистор R4 снабжает режим постоянного тока в дросселе при отсутствии нагрузки.

Указанный на схеме номинал выяснен с учетом того, что электромотор к преобразователю может подключаться не напрямую, а через какую-либо схему управления (в другом случае напряжение холостого хода угрожает приблизиться к страшному пределу 70 В).

Преобразователь напряжения, точно смонтированный из заведомо исправных радиодеталей на плате размерами 60x30x1,5 мм из односторонне фольгированного стеклотекстолита и подключенный к 9-вольтному источнику питания, в большинстве случаев сразу же начинает трудиться.

Отладка сводится только к уточнению номинала резистора R2. Оптимум находят при отключенном транзисторе VT1, ориентируясь на то, дабы скважность сигнала составила 2:1.

Для большого понижения радиопомех от трудящегося преобразователя целесообразно поместить его в всецело экранированную (железную) коробку. Причем с большим удалением ее от помехочувствительных систем и узлов судомодели.

Напоследок нелишне выделить: опытный образец преобразователя напряжения 9/27—28 В удачно испытан на моделях судов, оснащенных как одним, так и двумя электромоторами типов ДПР-62, ДПМ-30, ДПР-42, ДПМ-20. Трудится он только надежно, с КПД порядка 80— 85 процентов.

В.

САВЕЛЬЕВ, начальник судомодельного кружка в ЦДТ г. Радужный, Владимирская обл.


Случайные записи:

Самодельная гидроэлектростанция (Таджикистан)


Похожие статьи, которые вам понравятся: