«Двадцатка» s8d

24.11.2011 В мире моделей

В издании «Моделист-конструктор» № 11 за 1981 год мы поведали о новой категории ракетопланов S8. В этом же номере были опубликованы чертежи модели класса S8A. Сейчас мы предлагаем ваше-му вниманию описание еще одного ракетоплана — класса S8D. Увлекателен он уникальной конструкцией несущих плоскостей изменяющейся геометрии. Помимо этого, он в один момент удовлетворяет требованиям категории S4.

С подобными моделями в классе S4D столичные спортсмены выступали на чемпионатах СССР. Предлагаемая конструкция ракетоплана создана начальником кружка Московского Дворца пионеров В. Минаковым.

Минимальное аэродинамическое сопротивление, устойчивость вертикального взлета и хорошее планирование — вот главные преимущества ракетоплана с изменяющейся геометрией несущих плоскостей.

На данной модели перед взлетом консоли подгибаются вниз под центроплан и после этого псе крыло поворачивается около вертикальной оси так, что оказывается расположенным на протяжении фюзеляжа. Капроновая нить, пропущенная через отверстие двигательного отсека и привязанная к крючку на центроплане, фиксирует крыло в этом положении.

При срабатывании вышибного заряда двигателя нить пережигается и сложенные плоскости под действием резины разворачиваются и раскрываются, преобразовываясь в обычные крылья. В таком виде на планировании их удерживает вклеенный в пилон стопор.

Плоскости из двух пластин легкой бальзы (1,5 и 3 мм), склеенных под маленьким углом посредством нервюр различной толщины.

Болес толстые установлены в местах крепления консолей и у пилона. Крыло лучше делать полного размаха, а по окончании покрытия эмалитом отрезать консоли и подогнать их стыки с центропланом. Затем навесьте консоли посредством четырех нитяных петель, вклейте в плоскости все крючки и установите пилон.

В месте размещения отверстий иод ось поворота необходимо сверху крыла приклеить целлулоидную шайбу, на нижний торец пилона — полосу стеклотекстолита толщиной 1 мм. Останется только закрепить на пилоне стопор, изготовленный из проволоки ОВС O 0,8—1 мм.

Фюзеляж сделан из жёсткой бальзы, сечение его изменяется от прямоугольного в передней части к треугольному в хвосте.

Двигательный отсек, выклеенный из стеклопластика, крепится на бальзовом пилоне. Спереди отсек закрывается облегченным обтекателем, выточенным на токарном станке.

«Двадцатка» s8d

Ракетоплан класса S8D:

1 — обтекатель, 2 — крючки, 3 — резиновая нить поворота крыла, 4 — центроплан, 5 — консоль, 6 — резиновая нить подъема консолей, 7 — фигурная гайка, 8 — передняя пластина крыла, 9 — задняя пластина крыла, 10 — ось поворота, 11 — шарнир навески стабилизатора, 12 — стабилизатор, 13 — направляющее кольцо, 14 — шарниры навески консоли, 15 — фитиль, 16 — шпилька, 17 — киль, 18 — фюзеляж, 19 — пилон крыла, 20 — стопор, 21 — МРД, 22-пилон двигательного отсека, 23 — стопорный крючок. 21 — двигательный отсек, 25 — нить фиксации сложенного крыла, 26 — нервюра.

Хвостовое оперение вырезано из бальзовых пластинок толщиной 1,5—2 мм и покрыто узким слоем эпоксидной смолы. Киль приклеивается к фюзеляжу, а стабилизатор крепится шарнирно на нитяных петлях (капроновые нитки, намотанные на две целлулоидные пластинки). Профиль оперения плоский с закругленными кромками. Ограничение времени планирования осуществляется за счет пережигания фитилем нити, держащей заднюю кромку стабилизатора.

В следствии он под действием резиновой нити откидывается вверх на угол 45°, переводя модель в режим парашютирования.

Займемся установкой крыла. В первую очередь вклеите на нижней и верхней поверхности фюзеляжа стеклотекстолитовые пластинки, усиливающие его в том месте, где пройдет ось поворота. Ее изготовьте из металлической проволоки O 2— 3 мм и на клею засуньте в отверстие фюзеляжа.

Одев на ось крыло, удостоверьтесь в надежности легкость его складывания и поворота консолей. Замерьте установочный угол атаки в раскрытом положении плоскостей — он должен быть равен 3°. На оси крыло фиксируется фигурной гайкой, выточенной из фторопласта.

Сейчас осталось просверлить в двигательном отсеке шесть отверстий O 3 мм для выхода газов вышибного заряда двигателя, вклеить в фюзеляж все крючки, покрыть его узким слоем эпоксидной смолы и установить направляющие кольца O 6—8 мм.

Схема полета модели ракетоплана.

Модель готова. Наденьте все резиновые петли и привяжите к крючкам нити фиксации крыла (в сложенном положении) и стабилизатора. Удостоверьтесь в надежности, как раскрывается крыло. Натяжение резины должно снабжать надежное срабатывание механизма, но без мощного удара стопора о фюзеляж.

По окончании окончательной сборки модели засуньте в отсек отработанный двигатель и отрегулируйте планирующий полет, загружая обтекатель отсека. После этого возможно приступить к пробным запускам на МРД. Верно изготовленная и отрегулированная модель совершает вертикальный взлет с маленьким вращением около продольной оси. отклонение и Быстрое вращение от вертикали на взлете говорит о неправильной установке двигательного отсека.

Стартовое устройство для запуска ракетоплана должно иметь направляющую O 5—8 мм длиной около 1,5 м. Стартовая масса модели с двигателем МРД 20 — 10—4 — 100-110 г.

В. МИНАКОВ


Случайные записи:

C93yr0iwhfhp9atsd0ftas0d8f7yba9feyb s8d 20


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В полете — ракетоплан

    Ракетоплан класса S4, о конструкции которого я желаю поведать читателям издания «Моделист-конструктор», был спроектирован и выстроен еще во второй…

  • Взлет без… спирали

    Правила соревнований по моделям ракетопланов запрещают использовать для взлета поверхности, создающие аэродинамическую подъемную силу. Полет модели…

  • Ракетоплан из бийска

    Ракетопланы таковой схемы, взявшей у спортсменов наименование «столичной», строят сейчас везде, что говорит о ее высоких надёжности и аэродинамических…

  • Микроракеты ульяновских школьников

    Ракетный моделизм сейчас получает все громадную популярность в Ульяновской области. Парни самых различных возрастов приходят в кружки космического…