Катамаранный парусник

11.01.2016 В мире моделей

Кроме того на настоящих гоночных яхтах идет постоянная борьба за понижение массы. Так как как мы знаем, что любой лишний килограмм хоть на крупицу, но увеличивает гидросопротивление хрупкого судна за счет роста осадки и смачиваемой поверхности корпуса. А вдруг дело касается и модельных условий, то тут уже возможно сказать, что облегчение кроме того на дюжина граммов — достижение.
Но, не имея солидного опыта в судомоделизме, создать сверхлегкий парусник весьма сложно.

Особенно в случае если это относится таких маленьких яхт. как «школьные» класса ЕХ-0,2 (на них площадь парусности не должна быть больше 0,2 м2).

Но эта задача имеет очень эффектное решение и простой. Оно — в применении готовых изделий для самые массивных элементов. К примеру, корпуса — из тонкостенных полиэтиленовых бутылок-баллонов из-под бытовых моющих средств! Масса одной аналогичной заготовки не превышает 100—150 г, а для постройки спортивной модели парусника их пригодится четыре.

Сразу же напомним, что выигрыш по массе с гарантией перекрывает все утраты, которые связаны с обтеканием необыкновенных корпусов. В пользу этого говорит тот факт, что на опробованиях подобный гоночный парусник кроме того при легком ветре надежно выходит на режим глиссирования! При сильном же порывистом ветре модель почтине ощущает загрузки наветренного корпуса.

Создается чувство, что резкий переход конусной части баллона а цилиндрическую играет роль необычного редана — так эффектен «полет» катамарана, с уверенностью обгоняющего модели хорошей схемы.

Дабы выстроить такую гоночную технику, вам не пригодится продолжительно заниматься поиском материалов.

Пара отрезков сосновых либо березовых реек сечением 10Х10 мм, алюминиевые пластины, кусок ткани типа «болонья» либо толстой полиэтиленовой пленки да при возможности верхнее колено от спиннинга — вот и целый список главных материалов.

Катамаранный парусник
Парусная модель яхты-катамарана:

1 — перо руля, 2 — корпус, 3 — грота-гик, 4 — грот, 5 — латы, 6 — ванты, 7 — «оковка», 8 — мачта, 9 — стаксель, 10 — форштаг, 11 — штаг-путенс, 12 — оконечность, 13 — плавник киля, 14 — опорный сегмент рамы, 15 — обвязка корпуса, 16 — центральная балка рамы, 17 — поперечная балка, 18 — центральная поперечная балка, 19 — кормовая оконечность, 20 — подкос киля, 21 — килевая балка.

Верхняя часть мачты:

1 — грот, 2 — мачта (верхнее колено спиннинга либо древесная конусная рейка), 3 — форштаг, 4 — «оковка» (алюминий толщиной 2 мм, квадрат 10Х10 мм), 5 — ванта, 6 — опорная обвязка мачты (капроновые нитки с клеем).

Монтаж регулируемого плавника киля:
1 — центральная продольная балка рамы, 2 — отверстия под шпор мачты, 3 — гайка М4—М5, 4 — кронштейн (алюминий толщиной 3 мм), 5 — подкос, 6 — винт М4—М5, 7 — плавник киля (алюминий толщиной 2—3 мм). Применять латунные шурупы.

Рама модели яхты в сборе.

Сборка корпуса:
1 — перо руля (алюминий толщиной около 1 мм), 2 — обрезанная штатная пробка баллона, 3 — баллон, 4 — кормовая оконечность (береза), 5 — обвязка (капроновая нить с клеем), 6 — продольная балка, 7 — оконечность (береза; как и на дет.

4, размер d уточнить по горловине баллона), 8 — килевая балка.

Работу лучше начать с подбора безлюдных бутылок-баллонов. Главные их размеры — диаметр около 80 мм и неспециализированная с крышкой протяженность приблизительно 300 мм — отнюдь не критичны, не смотря на то, что и задают габариты всей модели.

Кстати: лучше применять непрозрачные баллоны с самой узкой стенкой (все механические нагрузки несут не они, отдавая силовую роль элементам рамы). При отсутствии пластиковых бутылок аналогичного размера воспользуйтесь меньшими.Укрупнять яхту не следует, поскольку все равно останется в силе ограничение по площади парусности и модель может утратить быстроту хода.

А в соответствии с малыми корпусами парусность легко уменьшить, создав так быстроходный сверхлегкий микропарусник, с каким возможно учавствовать кроме того в официальных соревнованиях.

Перед тем как приниматься за постройку модели, пристально посмотрите чертежи и разберитесь в конструкции всех узлов. Сохраняем надежду, что затем у вас не останется практически никаких вопросов и мы можем остановиться только на отдельных моментах.

База всей силовой части яхты — рама, собранная из древесных брусков. Обоюдная врезка продольных и поперечных элементов намерено запроектирована неполной, дабы не ослаблять наполовину силовые «балки». По окончании подгонки всех пазов и контроля размеров рама склеивается посредством эпоксидной смолы методом пропитки швов снаружи свежеразведенным составом. До полного отверждения связующего рама кладется на ровный стол.

Опорные сегменты приклеиваются сразу же, исходя из этого на столе каркас лучше размещать «вверх ногами».

По окончании склеивания рамы вы, возможно, испытаете то же чувство, что и мы: конструкция покажется переупрочненной. Взвешивание на весах продемонстрирует — масса каркаса равна приблизительно 100 г, если вы не переусердствовали с клеем и выбрали не самую плотную древесину для брусьев. Стоит ли в будущем снимать около 20 г массы методом перехода на рейки сечением 8X8 мм либо еще более узкие — решать вам самим.

Но необходимо предотвратить, что при данной схеме катамарана, где все нагрузки от такелажа и парусного вооружения воспримет лишь рама, данный путь связан с риском взять нежесткую на скручивание модель.

Завершив сборку каркаса, необходимо выполнить в рейках все отверстия и пазы, по окончании чего покрыть (два раза) древесину горячейолифой: это оптимальнеезащитит подробности от действия воды.

Просушенную раму увязывают с четырьмя баллонами с одновременным монтажом фанерных килевых балок.

По окончании контроля положения последних возможно залить нитяные обвязки эпоксидной смолой. Напоследок ставятся древесные оконечности, пропитанные той же тёплой олифой. Эти древесные «пробки» должны быть подогнаны весьма хорошо к горловинам баллонов — тут от точности зависит герметичность корпусов яхты.

Пропилы в кормовых оконечностях под перья рулей лучше выполнить только позже — так удастся поставить перья совершенно верно вертикально. Как смонтировать регулируемый плавник киля, видно на картинках. Кстати, главный киль возможно выполнить не из алюминия, а из авиационной фанеры соответствующей толщины, защитив и ее от действия жидкости пропиткой олифой.

Тут выигрыш по массе будет большим, но в один момент модель станет менее универсальной: при повышении скорости ветра более чем 5—6 м/с придется против опрокидывания догружать наветренный корпус свинцом. Но при не сильный ветрах всецело проявятся преимущества легкой яхты!

Возможно, у вас появился вопрос: для чего киль запроектирован регулируемым? Данный прием разрешает осуществлять узкую регулировку хода на заданном курсе относительно направления ветра.

В случае если модель проявляет выраженную тенденцию к уваливанию от ветра, плавник отводят вперед, смещая так центр бокового сопротивления кроме этого вперед. И напротив, в случае если яхта приводится к ветру, киль наклоняется назад. Дополнительная регулировка — за счет подгибания перьев обоих рулей. Углы их установки наряду с этим должны оставаться однообразными.

Узел стыковки рамы с баллонным корпусом:
1 — килевая балка (фанера 3—4 мм), 2 — оболочка полиэтиленового баллона, 3 — опорный сегмент рамы (фанера 3—5 мм), 4 — продольная балка рамы (сосна либо береза сечением 10Х10 мм), 5 — обвязка (капроновая нить с клеем).

Типовые узлы крепления такелажа на раме:
А — промежуточный, Б — носовой (вариант).

Материал — латунная проволока O 3 мм; на хвостовике резьба М3.

Нижняя часть мачты:
1— грот, 2 — мачта, 3 — нить принайтовки паруса, 4 — хомут (полоса полиэтилена толщиной около 1 мм), 5 — упорное кольцо (вырубить из листового полиэтилена и на клее хорошо насадить на мачту), 6 — шпор (латунная проволока O 3 мм), 7 — обвязка хомутика (капроновая нить с клеем), 8 — грота-гик.

Стоячий такелаж делается из капроновой лески либо стальной полужесткой проволоки.

На паруса лучше применять узкий материал типа «болонья», так как на пластиковой пленке весьма сложно оформить подвертки и усиление углов паруса. Перед выходом на соревновательные старты полезно еще раз познакомиться с правилами обмера площади парусов и проверить набор, планируемый для вашей микрояхты. Тогда, в случае если обмерная площадь не будет быть больше 20 дм2, не появится вопросов и у судей.

По вопросам отладки положения парусов на тех либо иных галсах полезно проконсультироваться с умелыми моделистами-спортсменами, не смотря на то, что много информации удастся почерпнуть из литературы, среди них и из издания «Моделист-конструктор».

Алексей ЮДИН


Случайные записи:

Катамаран на подводных регулируемых крыльях


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Сухопутные парусники стартуют

    В февральском номере «Моделиста-конструктора» нам встретилась статья, посвященная разработке нового класса автомоделей — неуправляемых ветроходов. Не…

  • Парусники… без парусов

    Немногим, возможно, приходилось видеть современный парусный корабль. Обширно распространено вывод, что в наш век замечательных больших скоростей и…

  • Наэфирных парусах: космический парусник

    В первый раз солнечный парусник показался на страницах фантастического романа Жоржа ле Фора и Анри де Граффиньи «Неординарные приключения русского…

  • Крылатый глиссер

    Скоростная радиояхта с парусом-крылом. Соревнования радиоуправляемых моделей яхт относятся к одним из самых захватывающих. Бесшумное скольжение…