Сухопутные парусники стартуют

29.12.2016 В мире моделей

В февральском номере «Моделиста-конструктора» нам встретилась статья, посвященная разработке нового класса автомоделей — неуправляемых ветроходов. Не знаем еще, как ответила на сверхинтересное предложение авторов зтой редакции и статьи издания Федерация автомодепьного спорта России, но в отечественном кружке оно было принято «на ура» — такой интересной, дешёвой и перспективной была эта тема.

Работу над новым типом автомобилей мы начали с того, что точно понадобится всем, ного заинтересует конструирование ветроходов — с разработки минимизированного подобия внутренних технических ограничений и правил соревнований, предъявляемых к необыкновенным моделям. По последнему пункту мы ограничились только максимально допустимой площадью движущего модель парусного оружия (не более 25 дм2) и неспециализированными габаритами автомобили (в подготовленном к старту состоянии она обязана вписываться в куб со сторонами не более 1000 мм).

При данных ограничениях ветроходы должны быть возможно очень быстроходными и достаточно «представительными» по формам, что отправится тольно на популярности соревнований и пользу привлекательности в новом классе. Наряду с этим нужно подчернуть, что прикидочные расчеты большой потенциальной скорости перемещения убедили нас еще и в том, что крайне полезной окажется дополнительная разработка уменьшенного «юниорсного» типа ветроходов. Тут отечественные предложения тановы: площадь парусности сократить 10—15 дм2, а габариты обрисованного нуба 500—600 мм.

Задуматься о создании «юниорского» подкласса нас вынудила информация, почерпнутая из весьма интересной и нужной книги Джозефа Норвуда «Быстроходные парусные суда» (выпущенная издательством «Судостроение» в Ленинграде в первой половине 80-ых годов XX века, это переводное издание мы рекомендуем полностью каждому, кто увлечен парусной тематикой). В том месте приводится последовательность графинов и расчётов, утверждающих, что потенциальная быстроходность парусных аппаратов типа буеров либо родных к ним по чертям отечественных ветроходов может быть около восьмикратной величины скорости ветра.

А это указывает, что в принципе при ветре 10 м/с на идеально спроектированной и сделанной

машине со особыми колесами на совершенной площадке достижима скорость хода 288 км/ч!!! Само собой разумеется, пока это скорее розовые грезы, но данную величину правомерно вычислять и уровнем, к которому не только возможно, но и необходимо стремиться.

Параллельные расчеты нагрузок на парусное оружие также дали очень занимательные результаты.

Оказалось, что при приведенной совершенной скорости хода ветровая нагрузка может быть около уровня.

100 кг. Все это думается легко фантастикой. Но опыт громадного буеростроения говорит о том, что все выкладни имеют под собой очень настоящую землю. И быть может, когда-то и отечественные модельные ветроходы подойдут к этим пределам.

Исходя из этого уже на данный момент необходимо очень без шуток относиться к их проектированию. Достаточно отыскать в памяти, что кроме того при скорости хода, равной всего одной скорости ветра (к примеру, 10 м/с либо, что то же самое, 36 км/ч) нагрузки на паруса смогут достигнуть величины около трех килограмм.

Сухопутные парусники стартуют

Рис. 1. Парусная автомодель с пирамидалъным парусным оружием:

1 — заднее поворотное колесо, 2 — качалка привода поворота, 3 — сгабилизаторная пластина самоустанавливающейся парусной совокупности, 4 — задняя оттяжка мачты, 5 — кронштейн стабилизаторной пластины, 6 — мягкий парус, 7 — мачта, 8 — передняя оттяжка мачты, 9 — подкосная стойка, служащая для остановки разогнанной модели, 10 — переднее колесо, 11 — рама основания шасси, 12 — кронштейн узла, управления задним колесом.

Рис. 2. Мачтовая совокупность пирамидального парусного оружия:

1 — гик паруса (латунная либо металлическая трубка, или древесная рейка d 6 мм), 2 — верхние подкосы трапеции (проволока ОВС и 2—2,5 мм), 3 — средняя оковка мачты (металлическая либо латунная трубка; ставить хорошо с эпоксидным клеем на мачте при сборке всей совокупности), 4 — тросовые кромки паруса (трос либо проволока ОВС d 0,6—0,8 мм; финиши надежно крепить по окончании натяжки на верхней и нижней оковках мачты с перегибом через углы трапеции), 5 — мачта (круглая рейка из плотной качественной сосны; сечение в нижней части d 12 мм, начиная с трети высоты мачты медлено утончающееся к верхнему финишу до d 6 мм), 6 — верхняя оковка (латунная либо металлическая трубка с припаянными проволочными крючками из ОВС 0 1,5 мм, или точеная подробность), 7 — нижняя оковка (точеная подробность из бронзы либо стали), 8 — нижний элемент растяжки, являющейся тросовой кромкой паруса, 9 — распорка трапеции (проволока ОВС 0 2-2,5 мм).

Рис.

3. Схема навески мягкого паруса:
1 — тросовая кромка паруса (входит в совокупность пирамидальной мачты), 2 — заделка кромки (качественная лента-скотч по всей высоте паруса), 3 — полотнище паруса (синтетическая пленка толщиной 0,05-0,08 мм).
«Пузо» паруса вычислено для сильных и средних скоростей ветра, и для не сильный при высокой быстроходности модели.

Рис.

4. Следящая совокупность самоустановки парусов:
1 — стабилизаторная пластина (плотный пенопласт толщиной 4 мм), 2,3 — элементы передней кромки (древесные рейки), 4 — кронштейн (сосновая рейка сечением 6×12 мм, утончающаяся к концу до 4×8 мм), 5 — подробности обжимного хомута (листовая сталь либо латунь толщиной около 1,5 мм), 6 — винт М4 с гайкой-«барашком» для зажима следящей совокупности на мачте (употребляется при регулировке угла установки стабилизаторной пластины относительно плоскости парусов, и при перестановке парусного оружия на другой борт при перемене направления ветра).

Рис. 5. Узел заднего поворотного колеса:
1 — вилка колеса, 2 — втулка, 3 — ось, 4 — зажимной регулируемый кабанчик для связи тягой с кабанчиком нижней оковки поворотной пирамидальной мачты, 5 — винт, 6 — трубка-подшипник, 7 — хомут, 8 — фанерный кронштейн рамы шасси.

Дополнительно продемонстрирован хороший вариант пирамидальной мачты, образованной только облегченной мачтой, четырьмя системой и наклонными распорками тросовых растяжек и кромок. есть самая лёгкой и прочной конструкцией (рекомендуется для парусных ветроходов большого класса), но более сложной в «настройке» если сравнивать с предложенной схемой.

Созданная и испытанная в отечественном кружке модель парусного ветрохода носит отработочный темперамент.

Не смотря на то, что и на ней уже возможно подметить показатели рвения к получению высокой быстроходности. Но первостепенной задачей у нас была все же отработка неспециализированной концепции и отдельных узлов незнакомой до тех пор пока техники. По конструкции она достаточно несложна, и, сохраняем надежду, приведенные картинки исключат вероятные вопросы.

По неспециализированной схеме модель близка к варианту номер два, приведенному в публикации в «Моделисте-конструкторе» № 2 за 1995 год (настоятельно рекомендуем дотянуться данный номер издания, где вы отыщете ответы на главные принципиальные вопросы конструирования ветроходов). На отечественной машине существенно упрощена рама шасси, представленная сборкой из древесных брусков сечением 25×25 мм, усиленной по всем стыкам двухсторонней оклейкой трехмиллиметровой фанерой.

Колеса-полупневматики диаметром 100 мм отечественной компании «Термик». Для отработочных целей они показались нам самые подходящими по универсальности и качеству, не смотря на то, что для соревновательных целей, наверное, потребуются совсем иные. По большому счету тема выбора колес думается не меньше серьёзной, чем кроме того проектирование движущей парусной совокупности.

Использовать ли подрессоривание подвески, применять колеса-ножи либо губчатые торообразные шины, или перейти к мягким колесам с дисковыми ножевидными вставками, удерживающими модель от сноса,— все это продемонстрирует лишь опыт и время эксплуатации соревновательных образцов. Само собой разумеется, выбор во многом будет обусловлен поверхностью гоночной автострады, и тут правилами не требуется ограничивать ничего из параметров используемых колес.

Отечественное же простейшее ответ с полупневматиками снабжает удовлетворительный по скорости устойчивый движение по кратко стриженной траве футбольного поля. Заметно хуже результаты, в особенности при скорости ветра более 5—6 м/с, на асфальтовых площадках. Тут заметен боковой снос, проявляющийся в чередующихся рывках модели с заданного курса. Совокупность автомата установки удержания курса и парусного вооружения трудится, пробуя вернуть заданный режим перемещения.

В следствии модель движется неровно, с изменяющимися этапами торможения и разгонов. И, не обращая внимания на неустойчивость, результаты заездов существенно выше, чем на грунте. Кстати: похоже, в самое ближайшее время появится неприятность точного хронометража результатов!

Как ее решить при известной потенциальной быстроходности, мы не воображаем, и тут вся надежда на более изощренных конструкторов (кто придумает что-либо занимательное, пускай сразу же присылает собственные предложения в редакцию издания!). Возвращаясь к характеру хода модели по асфальту, хочется подметить еще лишь одно.

Мы уверены, что неустойчивость — дело решаемое, и все зависит только от опыта балансировки аппарата и особенно — от умения верно разместить балластные грузы в территориях подвески колес. Таковой опыт при первой же возможности мы наработаем, а тогда и возьмемся за более «стильную» соревновательную машину. Это уже — весьма интересно.

А вы не опасаетесь от нас отстать?

В.

ПТИЦЫН.
начальник кружка автомоделизма


Случайные записи:

Обзор Ships 2017 | Про морских волков и сухопутных крыс | Первый взгляд


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Новый класс:сухопутные ветроходы

    Сознавая, что в современном массовом автомоделизме в силу весьма и не весьма объективных обстоятельств создалось критическое положение, предлагаем…

  • Стартует… картон

    Зайдя как-то в кружок «Техническое моделирование», мы заметили множество стендовых макетов и моделей, изготовленных из картона и бумаги Один из…

  • Катамаранный парусник

    Кроме того на настоящих гоночных яхтах идет постоянная борьба за понижение массы. Так как как мы знаем, что любой лишний килограмм хоть на крупицу, но…

  • Парусники… без парусов

    Немногим, возможно, приходилось видеть современный парусный корабль. Обширно распространено вывод, что в наш век замечательных больших скоростей и…