Катер-«снайпер»

05.09.2014 В мире моделей

Соревнования этих судомоделей на первый взгляд несложны, если не сообщить — примитивны. Чего уж несложнее: включил двигатель, прицелился и ожидай, в то время, когда «посудинка» проскочит в створ финишных ворот. Прямолинейность — вот все, что требуется от перемещения модели класса ЕХ.

Но попытайтесь спроектировать и выстроить такое микросудно, и вы заметите, что сделать это не верно легко. Не смотря на то, что до заветных двухметровых ворот «всего» пятьдесят метров дистанции да плюс еще дюжина до стартовой линии, любой юный спортсмен,хоть раз выступавший в классе ЕХ, знает, как на старте это расстояние возрастает, преобразовываясь в «целых» шестьдесят метров, какими мелкими видятся финишные ворота со стартового мостика.

Добавьте к сообщённому нежданно вставший ветер либо совсем некстати показавшуюся волну, приложив все возможные усилия пробующие сбить суденышко с курса, как сходу пройдет чувство простоты условий соревнований. И все же есть вероятность, что в один момент пара участников выполнят заезды на «превосходно». Тогда, дабы распознать победителей, будут совершены дополнительные старты, в этом случае ширина ворот уменьшится в два раза и станет равна одному метру!

Так какой же должна быть совершенная модель класса ЕХ! Давайте разберемся. Сходу отбросим глиссирующие обводы — корпусу «снайперского» катера они ни к чему, мельчайшая волна, ударившая под плоское дно, поменяет направление перемещения модели.

Глиссеры имеют незначительное удлинение, не больше «тройки». Нас же устроит большое удлинение, разрешенное правилами, равное десяти. Гнаться за высокими скоростями необходимости нет, значит, возможно за* пожить водоизмещающие обводы с большим углом килеватости, по сути перевоплотив модель в громадный единый киль.

Боковое сопротивление глубоко сидящего корпуса так громадно, что отклонить аппарат от заданного курса но сможет ни ветер, влияющий на надводный борт минимальной парусности, ни беспокойство на аквадроме.

Но условия далеко не всецело определяют вид модели. В их границах смогут быть спроектированы самые разные аппараты.

С одним из представителей «школы» маленьких моделей с сильно выраженной плоскостью килевой пластины мы познакомили вас в «М-К» № 2 зэ 1983 год. А сейчас предлагаем микрокатер совсем иного типа.

Катер-«снайпер»

Рис.

1. Самоходная судомодель свободной конструкции:

1 — носовой «прицел» — рым, 2 — носовая часть корпуса, 3 — брызгоотбойник, 4 — гнездо стыковки половин корпуса, 5 — линия разъема корпуса, 6 — задняя часть корпуса, 7 — кокпит, 8 — фигурка рулевого, 9 — кормовой «прицел»—антенна, 10 — имитация двигательной установки, 11 — руль поворота, 12 — кольцевая насадка гребного винта со спрямляющей решеткой, 13 — канал входа воды в насадку, 14 — килевая пластина, 15 — килевой узел стыка половин корпуса.

Рис. 2. Конструкция модели:

1 — форштевень (липа), 2 — пробка, 3 — трубка для засыпки дроби, 4 — носовая пластина (сосна), 5 — стена камеры носового балласта, 6 — носовой балласт (свинцовая дробь), 7 — килевая пластина передняя (сосна 8X50 мм), 8, 9,13,15, 31, 32 — шпангоуты (фанера толщиной 3—4 мм), 10 — стрингер (сосна 10Х10 мм), 11—бимс передний (сосна 8Х Х20 мм), 12, 14 — накладки шпангоутов разъема (сосна 5Х30 мм), 16 —килевая пластина задняя (сосна 8X50 мм), 17 — балласт задний (свинцовая дробь), 18 — стена задней балластной камеры, 19 — трубка для засыпки дроби, 20 — электродвигатель МУ-100, 21 — муфта карданная, 22 — гребной вал, 23 — дейдвудная труба, 24 — гребной винт, O 70 мм, 25 — транец (фанера толщиной 6 мм), 26 — накладка стрингера, 27 — стрингер задний (сосна 10Х10 мм), 28 — мотоциклетные аккумуляторная батареи 6МТС-9 (24 В, 9 А*ч), 29 — обрамление люка (сосна 8X8 мм), 30 —коробка аккумуляторного блока (фанера толщиной 3 мм), 33 — бимс задний (сосна 8X15 мм), 34, 35 — бобышка окантовки разъема, 37 — обшивка (фанера толщиной 2 мм), 38 — винт регулировки руля, 39 — крышка люка (на виде сверху продемонстрировано место ее установки).

Прежде обратим внимание на одно важное требование правил. В соответствии с ему модель класса ЕХ свободной конструкции должна иметь внешний вид, разрешающий точно выяснить, полукопией какого именно типа судна она есть. Наряду с этим оборудования и деталировка надстроек, характерных для данного типа судка, необходима.

Так вот, выбрав в качестве «прототипа» гоночный спортивный катер, несложно спроектировать очень занимательный аппарат. В упомянутом номере «М-К» мы говорили о влиянии парусности надстроек ка прямолинейность хода — в полукопии катера их нет. Выбор аналогичного типа судна занимателен и возможностью переместить большую ширину ватерлинии в корму.

В водоизмещающем режиме это на первый взгляд безтолку, потому, что такое смещение в большинстве случаев используется для улучшения глиссирования. Тут же клинообразный корпус, быстро обрывающийся по корме, имеет увеличенное сопротивление кормовой части, что дополнительно стабилизует движение модели.

о размерах. Как мы знаем, что отношение радиуса циркуляции судна к его длине имеется величина постоянная.

Исходя из сообщённого, думаем, что чем дольше корпус, тем меньше возможно вероятное отклонение от цели (кстати, и «прицеливаться» долгой моделью возможно существенно правильнее}. Правила допускают в классе ЕХ корпуса не более 2,5 м в длину — таковой размер мы и примем для нового «снайперского» катера.

Итак, по большей части параметры модели определились.

Большая килеватость, клинообразное сечение по ватерлинии с миделем, смещенным в корму, малая высота надводного борта, удлинение по ватерлинии около десяти, протяженность до 2,5 м. Осталось решить, какую форму будут пользоваться славой. Так как требований к быстроходности нет, примем самую несложную — треугольную. Изготовить подобный корпус несложнее любого другого, возможно осуществлять контроль симметричность обводов с высочайшей точностью посредством простой линейки на каждом этапе сборки.

А от точности обводов прежде всего зависит прямолинейность хода.

Р и с. 3. Конструкция разъема корпуса:

1 — носовая часть корпуса, 2 — латунные грибки с внутренней резьбой М6, 3 — латунные винты М6, 4 — задняя часть корпуса, 5 — стяжка.

А — подпалубная часть разъема, Б — килевая часть разъема.

Рис. 4. Кормовая кольцевой канал и часть модели со спрямляющей решеткой.

взглянуть на чертежи. Вы не усидите ни одной гнутой рейки стрингера либо киля, ни одной искривленной линии очертания шпангоутов, погибь имеет только палуба.

Пара слов о разъеме корпуса. В случае если транспортировка столь большой модели не ставит перед вами громадных неприятностей, лучше, само собой разумеется, обойтись без него.

Но в случае если все же нужен мость в разъеме покажется, применит« следующую разработку, снабжающую высокую точность стыковки готовых частей. Корпус необходимо собирать на стапеле как бы неразъемным, со «сквозными» рейками продольного комплекта. Между шпангоутами, ограничивающими носовую и кормовую части, зажимается струбцинами выверенная по толщине фанерная пластина толщиной 4—6 мм, и целый «бутерброд» заклеивается в собранном комплекте.

Дальше работа впредь до обшивки идет как с простым корпусом, разрезается он по окончании завершения всех операций сборки. Останется только опилить рейки и обшивку продольного комплекта до плоскости шпангоутов.

выделить побольше внимания отделке кокпита, макетам рулевого управления, силовой установки и приборов. Каждая небольшая деталировка «мотора», впредь до головок болтов и проводников, идущих к «свечам зажигания», отправится на пользу внешнему виду всей модели.

Макет двигателя — самое эффектное украшение достаточно несложного катера, — именно на него прежде всего обратят моделисты и внимание, и судьи, и болельщики.

Готовая модель загружается балластом до получения осадки, указанной на чертеже. Аккумуляторный блок намерено сдвинут в корму — громаднейший водоизмещающий количество корпуса как раз тут.

А размещение балласта по финишам корпуса увеличивает момент инерции катера, снижая тем самым влияние случайных возмущений на ход модели.

Рис. 5. Конструкция совокупности регулировки положения руля:

1 — шестерня, 2 — винт М3, 3 — ось руля, 4 — перо руля, 5 — нижний подшипник, 6 — верхний подшипник с сальником, 7 — бобышка крепления шпильки, 8 — шпилька-фиксатор.

Рис.

6. Конструкция дейдвудного сальника:

1 — зажимная гайка, 2 — корпус-подшипник (латунь), 3 — уплотнительное кольцо (фетр либо войлок), 4 — дейдвудная труба, 5 — гребной вал.

На пользу прямолинейности перемещения отправится установка кольцевого канала гребного винта с решеткой, спрямляющей закрученный поток воды.

Это устройство, в один раз отрегулированное (подгибаются вертикальные пластины решетки), обеспечит полную независимость курса от оборотов гребного винта кроме того при одновальной схеме движителя. В случае если изготовление канала для вас дело сложное, эксплуатируйте модель без него. Спрямляющий эффект околовинтовой территории корпуса большой, и удовлетворительных результатов возможно добиться регулировкой положения руля.

Тем, кому условия работы не разрешат создать столь большой аппарат, предлагаем следующее. Один вариант модели намного меньшего водоизмещения продемонстрирован на чертежах. Солидная боковая поверхность корпуса сохранена за счет выпуска килевой пластины максимально допустимой ширины (40 мм).

Второй — правильная копия главного, выполненная в масштабе 1:2 по всем размерам, впредь до толщины отдельных сечения и деталей реек, В таковой модели превосходно вписывается производимый отечественной индустрией судомодельный мотокомплект. Питание — от 3—4 круглых батареек типа «Марс», уложенных по дну на протяжении киля.

М.

АШКИН, инженер


Случайные записи:

СНАЙПЕР на Катере — Sniper on the Boat


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Полукопия рекордного катера

    Желание создать эффектную, но довольно несложную модель-полукопию катера привело по окончании продолжительных поисков чертежей судов-прототипов к…

  • Патрульный катер

    Эта модель запланирована на школьников 4—5-х классов, занимающихся в кружке второй год. На областных соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев, выступая с…

  • Речной катер

    Эту модель с успехом смогут выстроить обучающиеся 4—5-х классов. Затевать оптимальнее с изготовления корпуса. Его возможно сделать долбленным из бруска…

  • Паровой катер

    20010,0,3500, Модель, о которой пойдёт речь в этой статье, согрела душу не одному поколению юных мореходов. В далекие послевоенные годы, и даже ещё в…