«Орбита» студентов

15.09.2014 В мире моделей

В Столичном ордена Ленина авиационном университете имени Серго Орджоникидзе на факультете двигателей летательных аппаратов трудится студенческое конструкторское бюро (СКБ-2), которым командует кандидат технических наук доцент В. В. Сердюков. Громадное внимание тут уделяется двигателям малого рабочего количества, каковые активно применяются в разных видах моделизма. СКБ располагает большим опытом в конструировании таких двигателей.

Многие из них экспонировались на ВДНХ и интернациональных выставках, а авторы их награждены дипломами и медалями. На НТТМ-74 был продемонстрирован новый — «Орбита».

Разработки двигателей ведутся в инициативном порядке, и по заданию индустрии. Так, двигатели МАИ-25Р/У и МАИ-50Р У были сконструированы по заказу ЦКТБИ легкой промышленности. Ранее в СКБ были созданы двигатели с разным рабочим количеством: 2,5 см3, 5,0 см3.

По просьбе завода, производящего двигатели МД-5 «Комета», начаты работы над новым, с лучшими параметрами.

Расширение классов моделей стало причиной необходимости заняться созданием узкоспециализированных двигателей.

Так, двигатель для пилотажной модели самолета обязан развивать довольно малые обороты, устойчиво трудиться на переобогащенной смеси: для радиоуправляемой модели — широкий диапазон рабочих оборотов; для скоростной модели требуется большая мощность, в связи с чем сейчас применяют звуковой наддув.

В создании двигателя с рабочим количеством 5,0 см3, не считая авторов, деятельно принимали участие студенты В. С. Дубинин, В. В. Коноп. За основу взяли ранее созданный МАИ-5.

Его конструкция была существенно переработана, в следствии чего технические показатели двигателя значительнр улучшились. Назвали его «Орбита». На НТТМ-74 он позвал громадной интерес.

«Орбита» имеет трехканальную продувку, которая снабжает хорошее наполнение цилиндра при работе как с звуковым наддувом, так и без него.

Предлагаемый вариант двигателя приспособлен для работы без резонансной трубы, что дает возможность приобрести пологую внешнюю чёрта, удобную для эксплуатации спортсменами средней квалификации. Но, его легко переоборудовать для работы с резонансной выхлопной трубой, в этом случае высота выхлопного окна возрастает.

«Орбита» студентов

Картер — самая сложная деталь двигателя — изготовлен литьем, что дает возможность приобрести отливку с окончательным оформлением впускного, перепускных и выхлопного каналов. Материал картера — Д16, прошедший термическую обработку, поверхность его пескоструится.

Гильза цилиндра — из автоматной стали А-12.

Все окна выполнены двухперой цилиндрической фрезой O 5 мм. Перепускные окна находятся строго на одном уровне. При применении резонансной трубы высота выхлопного окна возрастает до 6,6 мм.

Овальность гильзы допускается не более 0,002 мм, нижняя часть ее (ниже верхних кромок перепускных окон) растирается на конус до 0,15 мм у основания гильзы.

Поршень изготовлен из серого чугуна типа СЧ 28-42, прошедшего долгий период естественного старения. Внутренние облегчения выполняются на токарном станке.

Верхняя часть поршня растирается на 0,025 мм на длину 2,5 мм.

Для предупреждения осевого перемещения поршневого пальца сделаны канавки, куда устанавливаются стопорные кольца.

Коленчатый вал из хромоникелевой стали 18Х2Н4ВА; для снижения объема и уменьшения картера вентиляционных утрат на щеку с балансировочными фрезеровками напрессовано латунное кольцо.

Для повышения прочности коленчатого вала на картере впускной патрубок смещен от оси ка 1,5 мм, что к тому же пара снижает газодинамические утраты. Кромки впускного окна шлифуются, это снижает концентрацию напряжений.

Шатун изготовлен из алюминиевого сплава Д16Т. Отверстия в нем обрабатываются на планшайбе токарного станка.

Головка цилиндра вытачивается из пруткового алюминиевого сплава Д16Т. В ней по кондуктору сверлят шесть отверстий O 3,2, на оправке растачивают до O 5,5, по окончании данной операции создают фрезерование токарную рёбер и окончательную обработку охлаждения. Имеющийся на головке поясок шириной 1 мм и высотой 1 мм употребляется как установочный при доводке двигателя, в то время, когда требуется поменять объём и форму камеры сгорания.

Выхлопной патрубок употребляется для резонансной выхлопной трубы, на финише ее имеется проточка для резинового уплотнительного кольца. Патрубок изменяет направление выброса на 90°. На него кроме этого может устанавливаться глушитель выброса.

В.

ЗУЕВ, Н. ПОЛИКАРКИН


Случайные записи:

Российские студенты и Роскосмос запускают на орбиту искусственную звезду


Похожие статьи, которые вам понравятся: