Летающая «воронка»

08.12.2014 В мире моделей

В одном из репортажей с соревнований ракетомоделистов я отметил необыкновенную модель спортивного класса S6А известного спортсмена Николая Сергеева из Белгорода. какое количество знаю его, а привычны мы уже более 30 лет, постоянно удивляюсьего творческой фантазии. Не было соревнований, дабы он не привёз на них собственную «фирменную» новинку.

Так было и в этом случае.

Время от времени задаю себе риторический вопрос: «Что возможно предложить нового в классе моделей с лентой (S6А)?» А Сергеев как будто бы отвечает: «Возможно!» И вправду, представил уникальную конструкцию, где в качестве тормозного устройства, уменьшающего скорость спуска модели, употребляется не только лента, но и корпус, сделанный раскрывающимся. Это новшество разрешает многократно расширить площадь тормозящей поверхности модели.

В раскрытом виде (на режиме спуска) она похожа на воронку либо на конус с верхним диаметром около 500 мм.

Нужно признать, что модели-«раскладушки» в первый раз я заметил ещё в далёких 1979 и 1981 годах на чемпионатах Европы. Их авторами были Хосе Игното (Испания) и Антон Репа (Чехословакия).

Корпуса тех моделей раскладывались лишь на две створки, и дополнительная тормозная поверхность появилась совсем небольшой, и не всегда действенной, не смотря на то, что конструкция усложнялась. По всей видимости, исходя из этого такая схема и не взяла широкого распространения.

«Воронка» же Н. Сергеева по части тормозящей поверхности намного превосходит прошлые.

Но и она не лишена некоторых «не сильный мест» — высокая технологичность изготовления, недостаточная отработка момента раскрытия корпуса и, наконец, громадная полётная масса — около 10,5 г (без ленты и МРД). Но в любом случае конструкция и схема данного летательного аппарата даёт хорошую пищу для размышлений ракетомоделистам-экспериментаторам.

Летающая «воронка»

Спускающаяся часть модели ракеты с раскрытой тормозной «воронкой»

Конструктивно модель Н. Сергеева складывается из головного обтекателя, хвостового блока и корпуса и по внешнему виду ничем не отличается от простой спортивной ракеты класса S6A.

Перед тем как приступить к её постройке, нужно подготовить оправки. Их — три: для головного обтекателя, корпуса и хвостового блока.

Для последнего годится оправка к простым моделям S3A и S6A.

Головной обтекатель выполняется из стеклопластика в таком порядке. Оправку легко нагревают и смазывают разделительной мастикой «Эдельвакс». Из стеклоткани толщиной 0,03 мм по выкройке вырезают заготовку на два слоя. Расстилают её на ровную ровную поверхность и смазывают эпоксидной смолой. Для лучшей пропитки стеклоткани возможно нагреть смазанную заготовку простым феном.

Затем, зажав оправку в патрон токарного станка либо в тиски, обернуть стеклоткань около оправки, а вершину обвязать ниткой, исключив возможность её развёртывания.

По окончании затверждения связующего обрабатывают наружную поверхность взятого обтекателя и торцуют по длине до нужного размера — 110 мм. На расстоянии 12 мм от нижнего среза вклеивают шпангоут из бальзы толщиной 1,2 — 1,5 мм.

После этого вовнутрь обтекателя, к шпангоуту приклеивают кольцо из стеклопластика диаметром 35 мм и длиной 25 мм. К внутренней его поверхности прикрепляют отрезок крепкой нити длиной 250 — 300 мм для соединения с тормозной лентой и основным корпусом.

Модель ракеты класса S6А Н. Сергеева:

1 — головной обтекатель; 2 — шпангоут; 3 — фиксирующее кольцо; 4 — внешняя створка; 5 — внутренняя створка; 6 — нить подвески тормозной ленты; 7 — тормозная лента; 8 — пыж; 9 — хвостовой блок; 10 — стабилизатор; 11 — фиксатор МРД

По такой же разработки выклеивают и хвостовой блок. Лишь место перехода конуса в цилиндрическую часть усиливают дополнительным слоем стеклоткани.

По окончании зашкуривания поверхности заготовку обрезают на длину 185 мм и крепят стабилизаторы. Их — три, они вырезаются из бальзовой пластины толщиной 0,9 мм, боковые поверхности армируют эпоксидной смолой. В месте крепления одного из стабилизаторов клеят защёлку — фиксатор МРД, выгнутый из металлической проволоки диаметром 0,8 мм.

Корпус модели складывается из двух слоёв створок — внутреннего и внешнего.

Любой слой включает в себя четыре створки, шарнирно подвешенные к хвостовому блоку (к цилиндрической части). Изготовлены створки из бальзового шпона толщиной 0,8 — 0,9 мм на простой оправке диаметром 39,5 мм.

Пластину шпона предварительно распаривают, накладывают на оправку и обматывают резиновым жгутом. По окончании подсыхания створки покрывают нитролаком — для сохранения заданной вогнутости. Потом обрезают их на нужную длину, подрабатывают боковые стороны, делая их прилегание друг к другу плотным, и также покрывают нитролаком. Наряду с этим нужно иметь в виду, что створки для внешнего слоя должны быть на 5 мм дольше и на 3 — 4 мм шире, чем для внутреннего.

Крепление створок к хвостовому блоку — на шарнирах, из полос капрона шириной 6 мм. Сначала клеят внутренние створки. На наружной поверхности закрепляют резинки для их раскрытия. Один финиш резинки — к месту усиления хвостового блока, второй — к створке на расстоянии 40 мм от нижнего края.

Для ограничения угла раскрытия створок (75° от вертикальной оси модели) на внутренней стороне лопасти закрепляют нить-ограничитель из кевлара.

Второй её финиш крепят к верхнему краю хвостового блока. К нему же клеят и нить подвески тормозной ленты длиной 800 мм. Таким же образом навешивают и внешние створки. Они не имеют резинок раскрытия и отклоняются под действием внутренних, но нить-ограничитель к ним крепят.

И ещё, внешние створки располагают по окружности со смещением на 45° довольно внутренних, дабы их стыки не совмещались — из-за разрушения ракеты и возможного возникновения завихрений в полёте.

Оправки для того чтобы класса S6А:

а — головного обтекателя; б — хвостового блока

В раскрытом виде модель, правильнее её корпус, похожа на воронку либо конус с внутренним углом 150°.

Увеличивать площадь торможения путём большего угла раскрытия створок не нужно. Эта конусность снабжает устойчивое положение модели при спуске.

Модель снабжена тормозной лентой размерами 150×1550 мм из плёнки толщиной 0,03 мм.

Подготовку ракеты к старту создают в таковой последовательности.

Соединяют нитью головной обтекатель с хвостовым отсеком и привязывают к ней тормозную ленту. В хвостовой отсек вставляют МРД, фиксируя его защёлкой от случайного отстрела, и закрывают сверху пыжом из пенопласта. После этого складывают внутренние створки, образуя из них цилиндр, на вольный финиш которого надевают (на 10 мм) головной обтекатель, правильнее его фиксирующее кольцо, предварительно положив вовнутрь тормозную ленту.

После этого складывают в цилиндр внешние створки, прижимая их к внутренним, и до упора надевают сверху головной обтекатель, что и фиксирует их от раскрытия. Модель к старту готова.

В полёте, на высоте 180 — 190 м срабатывает вышибной заряд МРД, что «отстреливает» головной обтекатель, освобождающий створки корпуса. Они под действием резинок раскрываются, образуя необычную воронку.

В один момент раскрывается модель и — тормозная лента приземляется.
В. РОЖКОВ


Случайные записи:

Клуб Винкс — Сезон 6 Серия 3 — Летающая школа | Мультики про фей


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Летающее крыло» в контейнере

    Во второй половине 60-ых годов двадцатого века рабочая группа по ракетно-космическим моделям Интернациональной авиационной федерации (ФАИ) создала…

  • Над акваторией — летающая лодка

    В литературе по авиамоделизму не столь уж большое количество внимания уделяется радиоуправляемым моделям гидросамолетов, не смотря на то, что, как…

  • Летающие «тарелки»

    Виктор Ефимович Маринов из Ростова-на-Дону с юных лет занимается постройкой моделей свободного полета. Сейчас, руководя кружком авиамоделизма на облСЮТ,…

  • «Оружие» победителя

    Спортивная модель ракеты класса S6В чемпиона России С.Романюка (г. Урай) — наглядный представитель летательных аппаратов так называемой «уральской»…