«Ротор» победителей

12.12.2014 В мире моделей

Модель ротошюта. На чемпионате России по ракетомодельному спорту первыми призёрами в классе моделей ротошютов стали Лариса Иванова и Алексей Грязев. Сейчас отечественный материал об этом спортивном «боеприпасе».

Предлагаемая конструкция ротошюта класса S9А — предстоящее развитие обрисованной ранее модели (см. «М-К» № 10, 2010 г.) Нужно подчернуть, что ротошюты — любимая спортивная специализация Алексея Грязева.

Модель ротошюта класса S9А А. Грязева — контейнерного типа. Ротор (совокупность спасения модели) перед пуском складывают и помещают в корпус. Из него он выстреливается по окончании срабатывания вышибного заряда МРД. Ротор выполнен по простой схеме: лопасти — складывающиеся стреловидные (угол — 27°), направление вращения при авторотации — против часовой стрелки, угол «V» лопастей — одинарный (в месте подвески) -4°.

Уникально выполнен узел подвески лопастей. Он оформлен из пластика Lехаn толщиной 0,5 мм и напоминает сверху треугольник с усечёнными вершинами, в которых на расстоянии 3,5 мм от среза просверлены отверстия диаметром 0,6 мм. В них закрепляют отрезки металлической проволоки для подвешивания скобы навески лопастей.

Узел подвески приклеивают снизу к бальзовому шпангоуту. Он является диском толщиной 4 мм и наружным диаметром 39,5 мм.

Сверху к нему крепят цилиндр — фиксирующий стакан из пенопласта высотой 25 мм с шестью отверстиями диаметром 10 мм, просверлёнными на боковой поверхности. Они облегчают доступ при монтаже резинок возврата лопастей. В центре в шпангоуте сверлят отверстие и вклеивают в него трубку — опору длиной 20 мм и внешним диаметром 6 мм и внутренним отверстием 3,5 мм, в которое при сборке вставляют полиэтиленовую трубку диаметром 1,5 мм и длиной 160 мм, в которую продевают нить подвески корпуса модели.

Сверху на фиксирующий стакан надевают головной обтекатель, изготовленный способом штамповки из пластика Lехаn, что закрепляют лишь по окончании сборки всей модели.

В одной из отечественных статей было поведано о технологии штамповки головных обтекателей из пластика. Не будет лишним напомнить об этом ещё раз.

Сперва нужно изготовить оправку (пуансон) и матрицу.

Оправку лучше выточить из оргстекла (эбонита), её «макушку» нужно в обязательном порядке закруглить (в другом случае вероятен разрыв пластика при работе). Матрицу возможно вырезать из фанеры толщиной 8-10 мм, внутренний диаметр — 40 — 40,2 мм, изнутри поверхность должна быть ровной. Порядок штамповки таковой: заготовку из пластика легко нагревают и кладут матрицу, прижимают сверху накладкой и стягивают их болтами.

Лёгким упрочнением вдавливают пуансон (оправку) в пластик и удерживают её в таком положении до остывания пластика. Затем на токарном станке (на древесной оправке) обрезают обтекатель по наружной длине — 92 мм. Крепят головной обтекатель к фиксирующему стакану по окончании её отладки и сборки модели.

«Ротор» победителей

Модель роторного класса S9A:

1 — головной обтекатель; 2 — трубка-опора для резинок возврата; 3 — фиксирующий стакан; 4 — шпангоут; 5 — узел подвески лопастей; 6 — ось навески лопастей; 7 — упор подвески лопасти; 8—лопасть; 9 — корпус модели (контейнер); 10-пыж; 11 — хвостовой конус; 12-стабилизатор; 13 — резинка возврата лопасти; 14 — накладка; 15 -резинка раскрытия консоли; 16-консоль; 17—шайба (ограничитель); 18-трубка для нити подвески; 19-нить подвески контейнера ротора

Ротор модели — трёхлопастный, диаметр ометаемой поверхности — 750 мм. Лопасти вырезают из бальзовой пластины 370x30x3 мм и профилируют. Верхнюю поверхность делают выпуклой, нижнюю — легко вогнутой. С одного финиша пластину на длине 60 мм сужают до 14 мм, а с другого — закругляют.

После этого покрывают слоем нитролака. По окончании шлифовки лопасти покрывают нитролаком, просушивают, а после этого разрезают на две части: корневую часть лопасти (зауженную на финише) — длиной 190 мм, и консоль (с закруглённым краем) -длиной 180 мм. Торцевые поверхности обеих частей подрабатывают на угол 13,5 градуса от передней кромки, дабы при их совмещении угол стреловидности составлял 27°.

Для шаровидного соединения обоих элементов снизу наклеивают полосу шёлковой ткани шириной 20 мм, а на расстоянии 24 мм, от линии их соединения в середине сверлят отверстия диаметром 1 мм — для продевания резинки. Протяженность её подбирается практическим путём. Удерживается резинка за счёт узелков на финишах. Снизу их (узелки) усиливают шайбами из целлулоида, а сверху на корневую часть наклеивают накладку из целлулоида длиной 13 мм и шириной 4 мм.

Наряду с этим она (накладка) обязана поддерживатькрай элемента на 4 мм для нужного рычага для резинки, натянутой при раскрытии элементов лопасти. В противном случае может появиться «консоль лопасти» и мёртвая зона не раскроется.

В зауженную часть корневого элемента лопасти вклеивают скобу из пластика (имеющую п-образное сечение) шириной 7 мм и длиной 32 мм. «Ушки» для навески к узлу подвески должны поддерживатьторец лопасти на 6 мм и иметь отверстие диаметром 0,5 мм.

С противоположного края скобы сверлят отверстие диаметром 1,2 мм для резинки раскрытия всей лопасти.

крепление и Сборка лопастей

По окончании изготовления всего набора лопастей (3 шт.) их взвешивают по отдельности — масса должна быть однообразной.

В случае если нет — более лёгкую возможно покрыть слоем нитролака. Потом контролируют усилие натяжения и углы стреловидности резинок раскрытия консолей лопастей. Затем подстыковывают лопасти к узлу подвески, вставляя в соответствующие отверстия оси (отрезки проволоки диаметром 0,5 мм и длиной 7,5 мм) и фиксируют их каплей суперклея.

После этого продевают двойные резинки в отверстия на консолях (на скобах) и в отверстия фиксирующего «стакана» надевают на трубку-опору. Потом контролируют угол «V» каждой лопасти. Отклонения от вертикали у всех трёх должны быть однообразные. В случае если нет — уменьшить либо расширить зазор между шпангоутом и скобой.

Угол «V» должен быть порядка 4° — 5°.

В трубку-опору вставляют полиэтиленовую трубку диаметром 1,5 мм и длиной 160 мм, после этого продевают вовнутрь нить подвески контейнера длиной около 1 м и фиксируют её сверху шайбой диаметром 4 мм. На вольный финиш нити подвески закрепляют узкий тросик длиной 480 мм с крючком для фиксации его в корпусе. Затем ставят на фиксирующий стакан головной обтекатель.

Контейнер ротошюта призёров чемпионата России изготовлен по простой разработке — выклеен из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм. Оправка — железная, подкалиберная; громаднейший диаметр — 40 мм, мельчайший (в хвостовой части) — 10,3 мм. В начале работы оправку легко нагревают и смазывают разделительной мастикой.

До тех пор пока она остывает, заготовку из стеклоткани расстилают на ровной поверхности и смазывают эпоксидной смолой, добавив в неё красящего пигмента. Для лучшего впитывания смолы заготовку нагревают простым феном. Накладывают оправку на заготовку и бережно, с маленьким упрочнением наматывают на оправку.

Разрешив немного застыть смоле, наматывают на оправку магнитофонную ленту (для лучшего прилегания слоев) и помещают изделие в сушильный шкаф либо располагают вблизи батареи отопления.

Разрешив затвердеть смоле, снимают с оправки ленту и обтачивают неровности напильником. Позже, зажав оправку в патрон токарного станка, на малых оборотах (60 — 70 об/мин) шлифуют взятую заготовку небольшой наждачной бумагой, и торцуют на длину — 415 мм.

После этого, вынув заготовку из патрона станка, её нагревают и снимают готовый корпус (контейнер).

Стабилизаторы (их три) вырезают из базальтового шпона толщиной 0,7 мм, обрабатывают по контуру и оклеивают узкой металлизированной плёнкой. К хвостовой части корпуса их клеят встык на смоле ВК-9.

Подготовка к старту

Сначала складывают ротор: подгибают консоли к лопастям и укладывают на протяжении вертикальной оси.

Нить подвески вставляют в корпус, вольный финиш (с тросиком) фиксируют, закрепляют МРО в хвостовой части. После этого ставят пыж, а затем в контейнер помещают сложенный ротор. Сейчас — старт.

Полётная масса модели без МРО — около 17 г.

Виктор РОЖКОВ


Случайные записи:

Академия Ротор 2006


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Ротор» складывает «крылья»

    Модель ротошюта чемпиона России 2003 г. А.Решетникова — предстоящее совершенствование «сергиевопосадской» схемы, созданной в ЦТТ «молодость» под…

  • Ротор вместо парашюта

    Общий интерес на соревнованиях ракетомоделистов (первый чемпионат России и открытый чемпионат Азии) привела к модели ротошюта (класс S9А) российского…

  • Система спасения — «ротор»

    Всего четыре класса включает в себя одна из самых свежих категорий ракетных моделейна длительность полёта с роторомS9. В соревнованиях данной категории…

  • Соосный «ротор» чемпиона

    участники и Всеобщий интерес, и эксперты прошедшего чемпионата России по ракетомодельному спорту показали к модели победителя в классе ротошютов (S9A)…