Летающий «тренер»

16.08.2013 В мире моделей

Учебная кордовая модель самолета. Эта кордовая модель — тренировочная, равно как для авиамоделиста-конструктора, так и для авиамоделиста-пилота. Создателю ее нужно будет освоить сборки и классические технологии изготовления летательного аппарата, а пилоту — обучиться им управлять, не опасаясь при неосторожных посадках «разложить» модель на составные элементы.

Модель запланирована на двигатель с рабочим количеством 1,5 — 2,5 см3 (МК-17, КМД-2,5 и т.п.) и предназначена по большей части для тренировок в запуске, посадках и несложном пилотаже. Модель достаточно прочна и живуча, что разрешает руководить ею кроме того начинающему пилоту-авиамоделисту. Размах крыла модели — 800 мм, площадь крыла — 23,6 дм2, масса — около 800 г.

Фюзеляж модели — объемный, с наборным каркасом из стрингеров реек — и сосновых лонжеронов, и пяти липовых шпангоутов.

Моторама, вырезанная из буковой пластины толщиной 8 мм, завязана на шпангоут и лонжероны фюзеляжа № 1.

Сборку фюзеляжа эргономичнее всего создавать в несложном стапеле, воображающем собой ровную доску сечением около 150х30 мм, на которой размечены оси симметрии шпангоутов и плоскость фюзеляжа.

Для крепления на стапеле шпангоутов употребляются отрезки реек сечением 20х20 мм и длиной около 40 мм, прибитые гвоздиками к стапелю так, дабы между каждой парой хорошо входил соответствующий шпангоут. Наряду с этим шпангоуты нужно расположить так, дабы их оси симметрии были вертикальными и совмещенными с линией плоскости симметрии стапеля, а пазы под лонжерон — параллельны плоскости стапеля.

Потом к зафиксированным так шпангоутам прикрепляются зажимами и булавками (бельевыми либо канцелярскими) моторама, стрингеры и лонжероны. В завершение в задней оконечности фюзеляжа к стрингерам и лонжеронам прикрепляются киль и липовая бобышка, вырезанный из бальзовой пластины толщиной 4 мм.

Летающий «тренер»

Геометрическая схема тренировочной кордовой модели самолета с двигателем рабочим количеством 1,5 — 2,5 см3

Конструкция кордовой модели (на плановой проекции крыло и двигатель условно не продемонстрированы):

1 — капот двигателя (выклейка из стеклоткани и эпоксидной смолы); 2 — шпангоут № 1 (липа, пластина s5); 3 — топливный бак; 4 — шпангоут № 2 (липа, пластина s3); 5 — лонжерон фюзеляжа (сосна, рейка 8×3); 6 — шпангоут № 3 (липа, пластина s3); 7,9 — боковые стрингеры (сосна, рейка 6×3); 8 — шпангоут № 4 (липа, пластина s3); 10 — шпангоут № 5 (липа, пластина s3); 11 — киль (бальза, пластина s4); 12 — хвостовой костыль (сталь, проволока ОВС O2,5); 13 — горизонтальное оперение (бальза, пластина s5); 14 — нижние стрингеры (сосна, рейка 5×5 мм); 15 — винт крепления крыла (винт-саморез O4); 16 — крыло; 17 — рессора шасси (дюралюминий, лист s3); 18 — дно отсека топливного бака (липа, шпон s2); 19 — колесо шасси (пластмассовое, обрезиненное, с внешним диаметром 35 мм); 20 — двигатель рабочим количеством 1,5 — 2,5 см3; 21 — моторама (бук, пластина s8); 22 — перемычка моторамы (бук, пластина s8); 23 — бобышка крепления крыла (бук); 24 — обшивка фюзеляжа (липа, шпон s1,5); 25 — винт крепления рессоры шасси (винт-саморез O4); 26 — бобышка (липа); 27 — основание ложемента крыла (липа, шпон s1,5)

По окончании тщательной элементов проверки и подгонки каркаса правильности его симметричности и сборки все стыки заливаются пластифицированным эпоксидным клеем — если он окажется излишне густым, его возможно легко разбавить ацетоном либо растворителем № 646.

По окончании отверждения эпоксидки каркас выравнивается посредством шкурки, наклеенной на ровную пластину, а после этого к нему приклеиваются: основание ложемента крыла, сделанное из липового шпона толщиной около 1,5 мм, буковая бобышка с отверстием диаметром 3 мм, предназначенная для крепления крыла, и фанерное (толщиной 1 мм) донышко отсека топливного бака.

Сам же бак спаян из белой жести толщиной 0,3 мм. Заправочная и дренажная трубки выводятся через левую боковину фюзеляжа. Эластичная трубка питания двигателя пропускается в моторный отсек через первый шпангоут фюзеляжа.

Фиксация бака в отсеке производится посредством пенопластовых пластин, вставляемых между шпангоутами и баком.

Потом каркас оклеивается 1,5-мм липовым шпоном — любая из пластин наряду с этим сперва подгоняется к каркасу по месту, после этого закрепляется булавками на шпангоутах, по окончании чего стыки заливаются эпоксидным клеем.

Имейте в виду, что эпоксидный клей (кроме того достаточно густой) владеет красивой текучестью, исходя из этого наносить его на стыки имеет суть в пара приемов, ждя, в то время, когда в зазоры стыков впитается очередная порция эпоксидки. Готовый фюзеляж вышкуривается и в хвостовой его части прорезается паз под стабилизатор.

Горизонтальное оперение вырезано из бальзовой пластины толщиной 5 мм и заклеено в горизонтальном пазу в задней оконечности фюзеляжа.

Руль высоты (по окончании лопастей руля и окраски фюзеляжа) крепится к стабилизатору на петлях-«восьмерках» из капроновой нити, лопасти руля соединяются торсионом из металлической проволоки диаметром 1,5 — 2 мм. Кабанчик руля высоты согнут в виде буквы «Г» из дюралюминиевой полосы толщиной 1 мм.

Завершающим этапом отделки фюзеляжа есть его покрытие двухкомпонентным паркетным лаком, защищающим окрашенную поверхность от растворения ее горючим.

Стеклопластиковый капот двигателя выклеивается по болванке из трех слоев стеклоткани на эпоксидном связующем. Болванка вырезана из пенопласта, прошпаклевана пластилином и покрыта разделителем — супертонкой пищевой пленкой, применяемой для упаковки продуктов.

Конструкция крыла:

1 — законцовка (бальза); 2 — концевая нервюра (школьная линейка s3); 3,5,6,9,24 — промежуточные нервюры (школьная линейка s3); 4 — задняя кромка (сосна, рейка 10×4); 7 — закрылок (бальза, рейка 40×12); 8 — задняя стена (липа, пластина s4); 10,18 — полки лонжерона (сосна, рейка 8×3); 11 — петля закрылка (капроновая нить); 12,16 — зашивка центральной части крыла (липа, шпон s1,5); 13 — кабанчик управления закрылком (дюралюминий, лист s1,5); 14 — передняя кромка (сосна, рейка 5×5); 15 — качалка управления (дюралюминий, лист s2); 17 — штырь фиксации крыла (бук, стержень O6); 19 -передняя бобышка (бук); 20 — центральная бобышка (бук); 21 — задняя бобышка (бук); 22 — планки крепления качалки управления (бук); 23 — ось качалки управления (сталь, проволока O3); 25 — центральная нервюра (школьная линейка s4); 26 — торсион (проволока ОВС O1,5 — 2)

По окончании полимеризации смолы капот вышкуривается и покрывается автоэмалью.

Для крепления употребляется упругость стеклопластиковой оболочки — подробность надежно «защелкивается» на фюзеляже, в то время, когда отверстия на капоте совпадают с полукруглыми выступами (головками винтов-саморезов) на фюзеляже.

Каркас крыла планирует из 14 нервюр, выпиленных из школьных линеек толщиной около 3 мм, соснового двухполочного лонжерона, липовой задней стены, двух бальзовых законцовок, и из задней кромок и передней.

Собирать крыло оптимальнеев стапеле, складывающемся из ровной доски-основания, на которой изображена плановая поверхность крыла с осями лонжеронов и нервюр, и двух реек, расположенных на протяжении задней кромок и передней; толщина их выбирается так, дабы хорды нервюр, опирающихся на эти рейки, и плоскость хорд крыла, были параллельны плоскости стапельной доски.

По окончании временного крепления и подгонки деталей их посредством булавок и зажимов стыки подробностей заливаются эпоксидным клеем.

По оси симметрии крыла вклеиваются три буковые бобышки; одна из них, предназначенная для фиксации крыла под фюзеляжем посредством винта-самореза, закрепляется в задней части крыла: вторая, являющаяся опорой рессоры шасси, устанавливается между полками лонжерона; и третья, служащая для установки букового штыря-фиксатора диаметром 6 мм, — в передней части крыла. По окончании заклейки в крыло указанных бобышек центральная часть крыла зашивается липовым шпоном толщиной 1,5 мм.

Собранное крыло малкуется (выравнивается) посредством шкурки, наклеенной на древесную рейку длиной около 1 м, по окончании чего между полками лонжерона эпоксидным клеем фиксируется узел качалки управления, складывающийся из двух липовых планок, стальной оси, пары фторопластовых дистанционных шайб и фактически качалки, вырезанной из листового дюралюминия толщиной 2 мм. Между полками лонжерона прикасаясь к концевой нервюре правого полукрыла закрепляется свинцовый груз массой около 30 г.

Потом на качалке закрепляются тросики управления, каковые выводятся через отверстия в нервюрах к бальзовой законцовке крыла.

Готовое крыло обтягивается лавсановой пленкой толщиной 25 мкм посредством клея «Момент» и простого утюга либо фена по стандартной разработке, неоднократно обрисованной в издании «Моделист-конструктор».

Теоретические контуры профиля крыла

Совокупность управления моделью:

1 — тросики управления; 2 — качалка; 3 — тяга управления закрылком; 4 — кабанчик привода закрылка; 5 — тяга управления рулем высоты; 6 — кабанчик привода руля высоты

Закрылки — цельнобальзовые; по окончании окраски и отделки они шарнирно закрепляются на крыле посредством петель-«восьмерок» из капроновой нити. При установке на крыло левый и правый закрылки соединяются торсионом из металлической проволоки диаметром 2 мм.

Кабанчик привода закрылком согнут из дюралюминиевой полосы толщиной 1,5 мм.

Крыло крепится на модели посредством букового штыря-фиксатора диаметром 6 мм, установленного по оси симметрии в передней части крыла, и винта-самореза с резьбой диаметром 4 мм в задней части крыла. Дабы обеспечить резьбовому соединению повышенную долговечность, в буковую бобышку имеет суть вклеить простой пластмассовый дюбель.

Шасси модели рессорное, с пластиковыми обрезиненными колесами диаметром 35 мм, позаимствованными от детского игрушечного автомобильчика. Рессора вырезается из листового дюралюминия толщиной 3 мм, на крыле она крепится посредством двух винтов-саморезов с внешним диаметром 4 мм. В буковую бобышку кроме этого нужно вклеить пластмассовые дюбели.

Хвостовой костыль, согнутый из 2,5-мм металлической проволоки марки ОВС, закреплен в хвостовой липовой бобышке эпоксидным клеем.

Модель хорошо летает на кордах длиной 10 — 12 м. Для первых полетов рекомендуемая центровка образовывает 15 — 20 процентов — эти значения снабжают управляемости и оптимальное сочетание устойчивости.

И.

СОРОКИН


Случайные записи:

Любимый анекдот тренера! Или тренеров!))) Анекдот про летающих крокодилов. МАТ!!!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Летающее крыло «юниор»

    В отечественном кружке новичкам-школьникам, каковые получили первичные навыки обращения с учебной кордовой моделью с двигателем МК-17, традиционно…

  • «Летающее крыло»: планер, таймерная

    Удачно выступила в Ижевске на Общероссийских соревнованиях (1978 г.) по экспериментальным моделям типа «летающее крыло» команда Ленинграда. Все ее…

  • Радиоуправляемый «тренер»

    Несложная, легко ремонтируемая, летучая, недорогая… Вот только часть требований к учебно-тренировочной радиоуправляемой модели самолета. Этим…

  • R/c тренер

    В первую очередь — об аппаратуре управления моделью. Использование прекрасно зарекомендовавшей себя совокупности типа «Пилот», «Старт» либо «РУМ» — это…