Люди неолита после смерти оставались в своей общине

06.05.2011 Наука и жизнь

Обитатели северной Испании эры нового каменного века хоронили собственных соседей и родственников в одной могиле более ста лет.

Эра неолита, завершающая стадия каменного века, была отмечена широким распространением и появлением сельского хозяйства. Европу сейчас захлёстывает волна миграций. Одним из её проявлений стали значительные трансформации в погребальных ритуалах.

Везде появляются так именуемые мегалитические гробницы – коллективные захоронения в больших каменных сооружениях. Возможно, они употреблялись не только «по прямому назначению», но и служили местом отправления малоизвестных нам ритуалов. Изучение аналогичных захоронений разрешает лучше осознать, какими были общества эры неолита.

Неолитический каирн – каменная «пирамида» – в Шотландии. (Фото Irenicrhonda / Flickr.com.) Останки неолитических людей в погребении в Альто де Рейносо. (Фото Manuel Rojo Guerra / Valladolid University.) Реконструкция коллективного погребения в Альто де Рейносо. Изображения: Hector Arcusa Magallon / www.heritagedaily.com/‹ ›

Люди неолита после смерти оставались в своей общине

В статье, размещённой в издании PLOS One, описывается одно из таких погребений, находящееся в Альто де Рейносо в северной Испании. В нём нашли останки по крайней мере 47 взрослых и подростков, живших около 6 тысяч лет назад. Захоронение применяли более ста лет. Изучение ДНК и изотопный анализ продемонстрировали, что тут хоронили участников нескольких семей, входивших в состав какой-то сплочённой группы.

Члены сообщества, вероятнее, занимались выращиванием зерновых культур и, быть может, разводили коз и овец. Как возможно делать выводы о диете и состоянии здоровья этих людей, они вели оседлый образ судьбы.

Захоронения в «усыпальнице» размешались в три слоя. Погребённые в нижнем слое были связаны родственными узами посильнее, в некоторых случаях участников одной семьи хоронили бок-о-бок. На останках из верхних слоёв возможно подметить следы каких-то манипуляций.

Так, у части скелетов не добывает отдельных частей (у большинства – черепов), что, возможно, говорит о происходящих в то время трансформациях в ритуалах.

Авторы статьи утверждают, что их работа – первая, где продемонстрировано, что неолитическая община существовала не только при жизни тех, кто в неё входил, но и по окончании смерти собственных участников. «То, что люди предпочитали “общинные” погребальные сооружения личным могилам, показывает на значительные трансформации в социальной идентичности», – вычисляет ведущий создатель изучения Курт В. Альт (Kurt W. Alt) из Дунайского частного университета.

По данным Heritage Daily.

Создатель: Егор Антонов

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

Клим Жуков про рождение революции: философия революции


Похожие статьи, которые вам понравятся: