-
Модель планера класса а-1
25.10.2013
В мире моделей
-
На соревнованиях школьников Москвы модель ученика 55-й школы Игоря Свистунова в непростых метеорологических условиях (ветер 6—10 м/с) собрала 501 очко. Только поломка модели на старте в одном из туров не разрешила Игорю добиться безотносительного победного результата во всех пяти турах.
Эта модель была намерено сконструирована дли «серийного» изготовления в кружке Дома пионеров Гагаринского района; в ней как бы воплотился обширный опыт участии в соревнованиях по чемпионатным моделям планеров. В первую очередь ставилась задача создать такую модель, которая была бы достаточно надежна при всех погодных условиях и стабильна в полете.
Для этого было нужно спроектировать крыло с геодетической конструкцией (с крестообразными нервюрами), что в полной мере себя оправдало в последующем.
Постройку модели планера начните с изготовления крыла. Оно смешанной конструкции, складывается из 30 типовых нервюр и одного двухполочного лонжерона. Причем из этого количества нервюр шесть корневых изготовляются из фанеры толщиной 1 мм. Две корневые нервюры составные (на клею) из липы толщиной 2 мм и фанеры толщиной 1 мм.
Остальные нервюры липовые, их толщина 1,5 мм. Консоли соединены через фюзеляж двумя штырями из проволоки ОВС O 2 мм.
Крыло собирают следующим образом.
Сперва закрепляют на стапеле переднюю кромку (сосна 5X5 мм до «уха», потом — бальза) и заднюю (бальза жёсткая 15X2 мм).
Между ними вклеивают все нервюры. Затем ставят крестообразные нервюры — бальзовые пластины толщиной 1,2 мм. В то время, когда вся конструкция просохнет, бритвой вырезают по месту пазы под верхнюю полку лонжерона, имеющего сечение 6×2 мм с одной стороны И 2×1 ММ — с другой. Наждачной бумагой обрабатывают заподлицо с профилем крыла вклеенные бальзовые пластины и полку.
Таким же методом ставят нижнюю полку второго лонжерона (сечением 6X1,5 мм с одной и 2X1 мм иначе) и дорабатывают профиль крыла. Носики полу-нервюры обрабатывают по месту. Готовую консоль разрезают узкой шлицов-кой на центроплан и законцовку—«ухо», последнее срезают под требуемый угол и приклеивают на эмалите к торцу центроплана.
По окончании просушки подгоняют и вклеивают соединительные пластинки — уголки, а между передней и задней лонжероном и кромками вклеивают бальзовую нервюру толщиной 5 мм.
Крыло обклеивают микалентной бумагой и покрывают 5—7 раз жидким эмалитом. Вес готового крыла — 56 г.
Стабилизатор бальзовый. Передняя кромка сечением 5×4 мм и задняя — 10×2 мм изготавливаются из жёсткой бальзы.
Нервюры — 0,8 мм. лонжероны и Стрингеры сосновые сечением 2X1 мм и 1X1 мм. Корневая нервюра склеена из двух липовых пластин толщиной 0,8 мм и бальзы толщиной 3 мм. В ней закрепляют крючок и бамбуковый штырь.
Стабилизатор обклеивают узкой микалентной бумагой. Вес стабилизатора 6 г.
Фюзеляж модели складывается из двух элементов: носовой части и хвостовой балочки. Первую вырезают из буковой доски сечением 250 x 60×11 мм. Снизу сверлят отверстия для фиксации и загрузки крючка. Полости для загрузки закрывают планкой из оргстекла на двух винтах М2.
По окончании окончательной обработки носовую часть протравливают водным раствором анилинового красителя и покрывают несколькими слоями эмалита либо лака АВ-4.
Хвостовая балка складывается из двух сосновых стрингеров сечением 8X2,5 мм у корня и 6X1 мм на финише и двух бальзовых боковых пластин толщиной 1,5 мм. Стрингеры приклеивают на эпоксидной смоле ЭД-5 к носовой части. После этого между ними на расстоянии 80 мм друг от друга устанавливают распорки из бальзы толщиной 2 мм. По окончании обработки балку зашивают бальзовыми пластинами на смоле ЭД-5 (пластины изнутри нужно также покрыть узким слоем смолы).
Совсем целый фюзеляж покрывают 3—4 слоями эмалита. Во всех подробностях бальзу возможно заменить липой, уменьшая их толщину в два раза.
Киль — бальзовый сечением 2 мм.
Кабанчик для крепления стабилизатора — из фанеры и граба толщиной 1 мм.
По окончании окончательной сборки модель догружают, для получения расчётного веса, и подгоняют центровку. Центр тяжести модели находится в 70 мм от передней кромки (53 процентов).
На крыле закрепите ниточный турбулизатор O 0,3 мм на расстоянии 7 мм от передней кромки.
А. АВЕРЬЯНОВ, мастер спорта
Случайные записи:
Модель планера SGP 1-1
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Перед тем как приступить к работе, пристально изучите описание и чертёж. После этого приготовьте инструмент: небольшой рубанок, остро отточенный нож,…
-
Это скоростная модель собственной конструкции, предназначенная для исполнения фигурного курса. Модель возможно изготовлена классическим способом, при…
-
Предлагаемая модель планера создана на базе идеи… не использовать в качестве стройматериала композиционные материалы и бальзу. Несущие плоскости…
-
Категория S4. Ракетоплан — летательный аппарат, что поднимается в атмосферу с применением тяги ракетного двигателя, а возвращается на землю, планируя с…
-