Моран массой… 9 граммов

06.11.2012 В мире моделей

Предлагаем вниманию читателей резиномоторную копию исторического самолета «Моран-Ж», на котором русский летчик П. Н. Нестеров в первый раз в мире совершил воздушный таран .Модель создана в двух вариантах — «полноценная» копия с объемным фюзеляжем и полукопия с контурным фюзеляжем. Дабы достигнуть удовлетворительных летных качеств, было нужно пойти на маленькие отклонения от пропорций самолета-прототипа.

Модели изготовлены полностью из распространенных материалов, главным из которых стал мелкошариковый упаковочный пенопласт плотностью 0,05—0,06 г/см3, нарезанный термолобзиком на пластины толщиной 0,5—1,5 мм. По весовым параметрам модели сопоставимы с лучшими бальзовыми примерами. Изготовить же их смогут обучающиеся 6—7-х классов.

Выбор несложного самолета в качестве прототипа для копирования разрешает сделать главный акцент в работе школьников не на имитации отдельных элементов, а на качестве изготовления самого аппарата.
Для резки пенопластовой тары на пластины употреблялся общеизвестный метод с применением нагреваемой электротоком проволоки длиной 150 мм, забранной от неисправного паяльника. Низковольтное напряжение подается от школьного реостата либо блока питания.

Заготовки шлифуются мелкозернистой шкуркой, предварительно наклеенной на ровные дощечки.

Пластины толщиной 0,5 мм образуют крыло модели. По окончании обрезки каждой заготовки по контуру ее окантовывают по кромкам и законцовкам стеблями трав d 0,7—1 мм (тут и потом приводится громаднейшая толщина конуса стебля, имеющего неизменно переменное сечение).

Перед приклейкой стеблей пенопластовое крыло, как, но, и все другие подробности из того же материала, целесообразно окрасить в светло-желтый цвет, окунув в анилиновый краситель, — для имитации цвета полотняной обшивки самолета. На верхнюю поверхность консолей наносятся акзарелью либо аппликацией опознавательные символы, после этого на клею монтируются нервюры. Сочетание пенопласта с каркасом из соломы при изогнутом профиле снабжает достаточную жесткость крыла на изгиб.

Жесткость же на кручениепридает совокупность растяжек из узких ниток, пропитываемых по окончании отладки модели клеем.

Моран массой... 9 граммов
Рис. 1. Резиномоторная свободнблетающая авиамодель — копня самолета «Моран-Ж».
Для элементов каркаса, делаемых из стеблей соломы, указана громаднейшая толщина (диаметр) стебля.

Для усиления стыков ниток с крылом в соответствующих углах между кромками и нервюрами пенопласт вырезается и в отверстия заклеиваются треугольные пластинки (сторона-катет равна 5 мм; толщина врезки соответствует толщине крыла — 0,5 мм; пенопласт, как и на всех других местах усилений, плотностью 0,15 г/см 3). Монтаж готовых консолей на фюзеляже — посредством бамбуковых штырьков, засунутых в трубчатые соломенные кромки.

Фюзеляж копии образуется двумя бо ковинами, верхней и нижней «обшивками». Все эти подробности вырезаются из легкого пенопласта толщиной 0,7—1 мм. На внутреннюю поверхность боковин наклеены раскосы из травы d 0,7 мм, а по контуру выкроек — стебли d 1 мм, причем «комель» стебля неизменно обязан размешаться со стороны носовой части фюзеляжа.

Внутренние стороны горизонтальных пластин фюзеляжа усиливаются подобными распорками. Они должны размешаться так, дабы по окончании сборки с боковинами точки схождения боковых раскосов совпали.

В носовой части коробки фюзеляжа вклеена бобышка из плотного пенопласта толщиной 5 мм с отверстием d 12 мм под втулку воздушного винта.

Последняя кроме этого пенопластовая, на се торцы клеятся пластмассовые шайбы с отверстиями для вала винта. Протяженность втулки — 6 мм при d 12 мм, толщина шайб 0,5 мм. Передняя выступает законтур втулки на 2 мм — для упора на бобышке.

Р и с. 2. Носовая часть фюзеляжа имитация капота двигателя.

В местах заделки резиномотора, установки крыла, оперения, шасси и «надстроек» фюзеляж улучшается приклейкой внутренних накладок из плотного пенопласта толщиной 1 мм. Сделать это направляться еще перед сборкой коробки фюзеляжа, причем вставки и накладки должны в обязательном порядке общаться с элементами соломенного каркаса. В местах фиксации кромок крыла через боковины проводятся соломины d 1 мм — в них будут входить штырьки кромок.

Конструкция оперения плоского профиля подобна крылу. Поворотный стабилизатор имеет лонжерон d 1 мм, применяемый для шарнирной навески консоли на соломенной трубке в хвосте фюзеляжа. Фиксация стабилизатора по углу атаки — за счет узкой бамбуковой лучинки, проходящей через кромки и дополнительную сквозную соломенную перемычку фюзеляжа.

Воздушный винт с лопастями толщиной около 1 мм выстроган из плотного пенопласта и вышкурен.

На ступицу наклеиваются пластиковые шайбы d 8 мм (толщина пластика 0,5 мм) для усиления под вал. Последний сгибается из канцелярской булавки с отожженным для загиба крючка резиномотора финишем. Подшипник пропеллера — две фторопластовые шайбы толщиной 1 мм, d 2 и d 4 мм.

Ближе к винту размещается меньшая. Фторопласт молено заменить вторыми пластмассами, к примеру, фотопленкой в пара слоев.

Благодаря высокой эластичности материала лопастей случаев поломки пропеллера при столкновениях с препятствиями не было.

Колеса вырезаются из пластины плотного пенопласта миллиметровой толщины.

В центре вклеивается соломина с внутренним диаметром около 0,5 мм, обрезаемая заподлицо с колесом. По окончании подсыхания клея она делает функции подшипника. На сквозной оси (также соломина с заклеенными в финишах проволочными вставками) колеса закрепляются маленькими пенопластовыми шайбами.

Стойки шасси (стебли d 1,5—2 мм) насаживаются на бамбуковые стержни, входящие во вставки фюзеляжа.

При изготовлении капота сначала вырезается лобовая часть из легкого пенопласта толщиной 4 мм. Встык к ней приклеивается предварительно согнутая обечайка из двухмиллиметровой пластины. Края лобовой части скругляются.

В передней стенке готового капота предусмотрен вырез по переднему торцу коробки фюзеляжа, на котором и монтируется на клею капот. Копийность модели возможно существенно повысить за счет установки бобышки с имитацией цилиндров двигателя. Один из вариантов таковой имитации — комплект чередующихся шайб различного диаметра из ватмана и пенопласта, окрашенных погружением в тушь.

Фюзеляж для модели-полукопии вырезан из пластины толщиной 1,5 мм с обрамлением пенопластовой заготовки стеблями d 1 мм. В вырез пластины вклеена трубка под резиномотор. Она взята спиральной навивкой «ленты» шириной 25 мм из легкого миллиметрового пенопласта. В нагруженных участках трубка улучшается вклейкой колец из плотного пенопласта (шириной 5 мм по финишам трубки и 10 мм в середине).

Рис.

3. Узел установки крыла на фюзеляже.

Для повышения жесткости контурного фюзеляжа в страницу легкой боковины в ряде мест врезаны элементы из пенопласта плотностью 0,15 г/см3 соответствующей толщины. А в зоне, нагруженной совокупностью расчалок крыла, устанавливается наборный шпангоут из отдельных уголков, обрамленных стеблями.

В остальном процесс постройки полукопии повторяет работу над копией.

Масса каждой модели (а они изготовлены с некоей излишней прочностью) составила 9 и 6 г (последняя величина относится к полукопии). Соответственно удельная нагрузка на несущие поверхности — 2,2 и 1,5 г/дм2. Нужно подчернуть, что по этим чертям копии близки к цельнобальзовым, обтянутым бумагой.

При данных весах резиномотор кроме того из отслужившей резиновой нити d 1,2 («венгерка») снабжает полет длительностью 15—20 с. На копии жгут составлен из четырех нитей длиной 200 мм, на полукоиии — из трех.

Р и с. 4. Вклейка штырей для монтажа надстроек на фюзеляже.

Ровную поверхность моделей (на ней легко наносить опознавательные символы) возможно взять, применяя конденсаторную бумагу, которой обтягивается каркас из соломы.

Но в таком варианте суммарная масса копий получается больше — приходится усиливать каркас для удержания натяжения бумажной обшивки. Да и относительная легкость бумаги если сравнивать с узким пенопластом не так уж велика (0,17 г/дм2 против 0,3 у пенопласта). Преимущество в массе исчезает по окончании покрытия бумаги эмалитом: по отечественным данным, окраска нитролаком увеличивает массу 1 дм2 обшивки на 6,2 г.

Предложенные конструктивные ответы разрешают выстроить и копии поднятого размера для полетов на открытом воздухе массой 15—20 г при масштабе копирования около 1 : 20.

Испытания ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ и ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ

Как уже говорилось, трубка фюзеляжа полукопии взята спиральной навивкой пенопластовой полосы на цилиндрический стержень.

Он предварительно оборачивается прокладочным слоем из двух витков конденсаторной бумаги. начало и Конец навивки трубки приматывают нитками, обрезаемыми по окончании полного подсыхания клея. Связующее наносится на края пенопластовой полосы по мере ее накручивания на стержень.

По окончании подсыхания клея стержень извлекается, в трубку вводится сложенная в два раза палочка с захватом — с ее помощью извлекают, неспешно наматывая, прокладочную бумагу. В местах прихвата бумагу отделяют долгой заостренной проволокой.

Р и с. 5.Воздушный винт модели

Раскосы по внутренним поверхностям боковин модели-копии устанавливают с маленьким запасом по длине соломенных заготовок. По окончании подсыхания клея подкосы обрезают по контуру пенопластовых боковин. Подобно клеятся и распорки горизонтальных панелей.

Окаймление закругленных элементов и контуров крыльев хвостового оперения — задача не такая несложная. Крылья нужно перед тем как приступить к работам прижать к обработанному по профилю пенопластовому шаблону-стапелю. Окантовка ведется методом постепенного поджатия к контуру крыла стебля соломы посредством булавок, втыкаемых в стапель (стебли прокалывать запрещено, булавки должны лишь поджимать солому с внешней стороны).

Полезно сперва придать стеблям приблизительный профиль изгиба на паяльнике.

Нервюры крыла приобретают изгибанием плоского пакета узких стеблей на нагретом паяльнике. Пакет легко образуется при промазке финишей заготовок клеем. По окончании придания требуемого профиля в местах пакета, соответствующих габаритной длине нервюр, делаются надрезы бритвой. Поочередно отделяязаготовки от пакета, их наклеивают на крыло.

Рис. 6. стабилизатор и Фюзеляж мо-дели-полукопии с контурным выполнением фюзеляжа.
обозначения элементов и Условные обозначения из соломы соответствуют рисунку 1.

Для выстругивания воздушного винта нужно использовать только остро заточенные ножи. Снимается за один раз стружка минимальной толщины. поверхности лопастей и Окончательная доводка размеров — шкурками со средним и небольшим абразивным покрытием.

Регулировку начинают с отладки планирования.

Наряду с этим вместо винта со втулкой монтируется равный по массе балласт из штыря и кусочка пластилина для удержания резиномотора. Модель обязана понижаться медлено, с виражом, обусловленным круткой крыла. Руль поворота на начальной стадии — в нейтральном положении. Качества планирования получают перестановкой стабилизатора (его консоли лучше не поворачивать в шарнирах, а любой раз вынимать из соломенных трубок фюзеляжа).

Р и с. 7. Шасси и силовой узел фюзеляжа модели-полукопии.

Следующий этап облета — пробные запуски с резиномотором, закручиваемым последовательно на 50, 100 и 150 оборотов и с воздушным винтом. Проявляющиеся в полете склонности к пикированию либо кабрированию ликвидируют подбором положения оси воздушного винта, подрезая верх либо низ посадочного торца бобышки фюзеляжа. Верно отлаженная модель идет с виражом радиусом около трех метров (регулировка посредством перестановки руля направления).

По окончании закрутки резиио-мотора на 100 оборотов и больше вероятно происхождение тенденции к пикированию. Ее ликвидируют подъемом вверх передних кромок стабилизатора либо маленькой передвижкой центра тяжести модели. Неспециализированное время полета полукопии больше, чем копии.

Дополнительного повышения длительности возможно добиться подбором винтомоторной группы с повышением диаметра воздушного винта. Но наряду с этим шасси получает чисто декоративное значение (как на многих зарубежных моделях). направляться подчернуть, что отладка полета копий без шасси намного проще и стремительнее.

* * *

Если вы сможете обеспечить очень бережное обращение с моделью, ее возможно уменьшить за счет перехода к узким соломенным элементам каркаса.

Так, окантовку оперения делают из стеблей d 0,5 мм и менее, нервюры крыла — кроме этого солома d 0,5 мм. Толщина пенопластовых панелей доводится до 0,5 мм для копий и 1 мм для полукопий. При запуске облегченных аппаратов их удерживают за хвостовой штырь резиномотора посредством приспособления-«вилки».

Напоследок хотелось бы подчернуть, что подобные резииомоторные копии, как продемонстрировал богатый опыт кружковой работы, пользуются у мальчишек громадным успехом.

Не смотря на то, что классические комнатные летают существенно продолжительнее, они не похожи на настоящие самолеты. А копии и выглядят привлекательнее, и изготавливаются достаточно легко. Время постройки, к примеру, полукопии — около 4,5—6 часов.

0.

МАТИС,начальник кружка, г. Б о т к и и с к.


Случайные записи:

9 Грамм — По-настоящему


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Крылатый пенопласт

    «Вот уже пятьдесят лет, как я тружусь начальником авиамодельного кружка на СЮТ. на данный момент сталкиваемся С громадными трудностями: нет авиамодельных…

  • Прицел — чемпионский

    Издание «М-К» за последние пара лет опубликовал последовательность занимательных моделей с резиномотором, имеющих необыкновенные ответы технологических…

  • Резиномоторный паритель

    Недавномы познакомились с моделью планера класса A1. В конструкции его несущих стабилизатора и плоскостей активно использовался пенопласт, что…

  • Парта скоростника

    «Ух, прекрасная…» — таково было единодушное вывод участников соревнований о отечественной скоростной кордовой модели. По окончании маленького дискуссии…