Крылатый пенопласт

10.01.2012 В мире моделей

«Вот уже пятьдесят лет, как я тружусь начальником авиамодельного кружка на СЮТ. на данный момент сталкиваемся С громадными трудностями: нет авиамодельных материалов; в случае если комплекты и появляются в продаже, то в них заготовки ужасного качества, а сделанные модели не хорошо летают. Школьники стали мало интересоваться данным видом спорта.

У начинающих достаточно терпения только на начало постройки сложной модели…»
Положа руку на сердце, необходимо признать, что как минимум каждое второе письмо вторит этим словам Николая Александровича Чеснокова, начальника кружка из города Павловский Посад Столичной области. И в случае если обстановка, сложившаяся невдалеке от столицы, угрожающая, то в глубинке — легко катастрофическая.

Перечень болячек и «недостатков» массового юношеского моделизма имел возможность продолжить не только начальник, но и любой мальчишка-спортсмен (и список занял бы несколько машинописный лист).

Но редкое письмо несет в себе, не считая сетований, и конструктивные предложении, настоящие для сегодняшнего дня. Одно из ответов (правильнее сообщить, попытку ответа) неприятности удержания мальчишек в кружке именно и предлагает Н. А. Чесноков.

Он уверен в том, что при наличии пенопласта имеет суть предлагать новичкам нарезанные чертежи и заготовки малых внеклассных моделей размахом около полуметра. На изготовление для того чтобы микропланера у школьника уходит, в большинстве случаев, не более четырех часов времени. А потом… ни большое количество ни мало — межшкольная олимпиада города по несложным авиамоделям!

Так мальчишки через неоспоримую привлекательность спорта «притягиваются» в увлекательнейший мир моделизма, не успев охладеть из-за полугодовых ожиданий первого старта.

Для тех, кто имеет доступ к пенопласту, мы рекомендуем постараться пойти по предлагаемому пути. В качестве успешных примеров несложных пенопластовых моделей даем и описания двух микросамолетов, созданных в городе Воткинске (Удмуртия) под управлением Анатолия Николаевича Чиркова.

Им спроектирована целая серия таких моделей для новичков, представленная чертежами-плакатами семи очень занятных пенопластовых автомобилей. В Удмуртии большая часть кружков трудится с в первый раз пришедшими ребятами по идеям Чиркова. Энтузиаст пенопластового самолетостроения предлагает включить аппараты, создаваемые на первом году обучения, в программу соревнований низшего и среднего ранга.

Итак, сначала предлагаем описания двух несложных авиамоделей, созданных А. Чирковым. Первая из них —

Планер-самолет

Главные подробности изготовлены из пенопласта типа ПС-4-40, нарезанного на терморезаке на пластины разной толщины. Из этих заготовок и выкраивают крыло, пилон, стабилизатор с килем и лопасти воздушного винта. Кромки всех подробностей посредством наждачной бумаги скругляются. Профиль крыла — плоская пластина.

Но более умелым мальчишкам возможно предложить отформоватьзаготовки до получения профиля «изогнутая пластина» — материал прекрасно удерживает форму по окончании маленьких деформаций, а крыло в целом окажется более твёрдым.

Фюзеляж модели — мелкослойная сосна сечением 4×4 мм. К хвосту сечение медлено значительно уменьшается до 1,5×1,5 мм. Сборка узлов ведется на клее ПВА либо канцелярском.

При монтаже плоскостей необходимо пристально смотреть за правильностью их обоюдного положения и за установочными углами атаки.

Крылатый пенопласт
Малая модель «планер-самолет».

Место стыковки пилона с крыломусиливается уголками из ватманской бумаги, а борта пилона или украшаются наклейками с изображением кабины пилота, или контур кабины просекается полностью, и в пластины ставится плоская имитация летчика.

На переднем финише фюзеляжной рейки посредством древесного вкладыша 4x6x9 мм монтируется П-образный подшипник вала воздушного винта. Материал подшипника — толстая жесть либо кровельное железо. Вал винта сгибается из твёрдой проволоки O 1 мм.

Для легкости вращения на вал надевают набор шайб либо ставят стеклянную бусину, а к переднему загнутому финишу приматывают с клеем рейку — ступицу пропеллера. Готовые лопасти приклеивают на ступице под углом 35 — 40°. Задний крючок резиномотора представлен простой булавкой.

Без заведенного мотора такую модель запускать запрещено, поскольку она оснащена винтом громадного диаметра с широкими лопастями и имеет большое лобовое сопротивление. Вес модели не должен быть больше 15 г. Верно выполненная и отрегулированная, она способна пролететь около 50 м с комплектом высоты до 7—8 метров. Центровка, указанная на рисунке, достигается догрузкой кусочками свинца, а регулировка проводится изменением кромки угла и отгибанием стабилизатора установки вала воздушного винта.

Резиномотор складывается из четырех нитей резины сечением 2×1 мм. При жажде еще при сборке данную модель возможно заложить как планер: в таком варианте вместо подшипника винта ставится балансировочный грузик.

Подобную конструкцию имеет и

«Самолет-опыт»

Детально останавливаться на изюминках его постройки ненужно, поскольку все работы весьма близки к планеру-самолету. Исходя из этого познакомим только с регулировкой и характеристиками аппарата.

По окончании подсыхания клея, удерживающего лопасти воздушного винта на ступице под углом 35 — 40°, финиши лопастей закручивают в обратную сторону на 7—10° — это улучшит эффективность работы пропеллера.

Кстати, как и на первой модели, полезно для прочности оклеить территории стыка каждой лопасти со ступицей узкой бумагой.

Малая модель «самолет-опыт».

Приспособление дли терморезки пенопласта:
1 — ролик, регулируемый по высоте, 2 — угольник-стойка, 3 — ровный стол, 4 — нихромовая проволока O 0,3—0,4 мм, 5 — разрезаемый блок пенопласта.

Лопасть воздушного винта.

Регулировка начинается с пробных запусков с закруткой резиномотора, составленного из четырех нитей резины 2×1 мм, на 50 оборотов. Устойчивость полета обеспечивается подгибом поднятых кромок концевых участков крыла.

Шепетильно выполненная и прекрасно отрегулированная модель пролетает расстояние до 25 м.

Планер класса А1

Следующим этапом может стать спортивная модель школьного класса А1, созданная Н. Чесноковым. Для тех, кто освоил изготовление несложных аппаратов, сложности это уже не представит никакой.

Фюзеляж планера выполнен из рейки сечением 10×13 мм, утонченной к хвосту до 6×8 мм. Носовая часть выстругивается из липы либо осины и приклеивается к рейке. Под съемным, крепящимся на резиновых лентах, крылом к передней части фюзеляжа приклеивается опорная рейка-ложемент.

Хвостовое оперение цельнопенопластовое — только стабилизатор в центре передней части усилен бамбуком.

Модель спортивного планера.

Движок (древесная колодка, обработанная снизу по контрпрофилю крыла и оклеенная наждачной бумагой).

Приспособление для профилировки заготовок крыла.

Профили спортивной модели планера.

Сверху — профиль стабилизатора; снизу — профиль крыла, что наложен на сечение заготовки с прямыми образующими.

Заготовка крыла вырезается из полуплотного пенопласта. Профиль ромбовидной заготовки продемонстрирован на картинках, как и устройство, благодаря которому проводится окончательная допрофилировка.

Кстати: при жажде подобным способом возможно обработать и низ крыла, чтобы получить более несущий выпукло-вогнутый профиль (наряду с этим под заднюю кромку полезно подложить рейку толщиной 8 мм). «Шкурилки» необходимы две — с наждачной бумагой разной зернистости. Кромки крыла усилены сосновыми либо липовыми рейками, каковые по оси симметрии модели мало пропиливают для надежного удержания плоскостей силой прижима резины.

В случае если вероятны случаи применения данной модели в ветреную погоду, полезно в верхнюю поверхность пенопластового центроплана врезать и заклеить сосновую рейку-лонжерон сечением около 3×5 мм. Это дополнение быстро повысит жесткость крыла на изгиб, поскольку образуется необычная трехстержневая ферма из трех реек (обе кромки и лонжерон), скрепленная пенопластом.


Случайные записи:

Изготовление воблера из пенопласта часть 1


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Гребные винты из пенопласта

    Предлагаем проверенный на практике отечественного судомодельного кружка метод: делать гребные винты посредством электрического тока из пенопласта….

  • Планер из пенопласта

    Предлагаемые простые конструкции планеров созданы в кружке экспериментального конструирования СЮТ г.Костромы. Все они выполнены преимущественно из…

  • Моран массой… 9 граммов

    Предлагаем вниманию читателей резиномоторную копию исторического самолета «Моран-Ж», на котором русский летчик П. Н. Нестеров в первый раз в мире…

  • Яхта из пенопласта

    Для обучения младших школьников в судомодельном кружке города Каспийска ДагАССР под управлением В. Толченникова создана модель яхты из пенопласта. Она…