На одном редане

15.02.2017 В мире моделей

Постоянное совершенствование схем и двигателей кордовых судомоделей разрешает им развивать все более высокие скорости. Вместе с конструкцией изменяется и внешний вид аппаратов Особенно резкие трансформации претерпели в последнии месяцы скоростные модели с аэродвижителями. А вот в классе А1 схема в течение многих лет остается, по сути дела, неизменной.

Большая часть спортсменов предпочитают выступать с надежной, ставшей уже классической схемой: вертикальное размещение двигателя при центральном корпусе, снабженном двумя дополнительными поплавками. Самое же внимание уделяется мотоустановкам.

Нужно признать — прогресс в данной области огромен. Мощности двигателей за маленький срок возросли в 2—3 раза, что дало ощутимый прирост скорости — другой раз модельки бегают стремительнее настоящих рекордных судов. Но не следует забывать, что самих аппаратов и возможности совершенствования далеко не исчерпаны.

Предлагаемая вниманию моделистов разработка отличается от классических как раз схемой глиссера. Необычно размещение цилиндра двигателя, непривычны и очертания всей модели. Кое-какие узлы новой скоростной пара усложнены. Так, к примеру, уникальное ответ носового редана разрешает изменять угол атаки в зависимости от конкретных условий заезда, условий работы мотоустановки.

Для данной модели возможно советовать изготовление нескольких сменных реданов с разной формой глиссирующей поверхности и на тренировочных заездах подобрать образцы с наилучшими стартовыми и ходовыми особенностями.

Пара более сложная конструкция выбрана на предлагаемой модели и для кронштейна гребного вала. Сейчас возможно регулировать расстояние между осью и кормовым реданом гребного винта, и наклон вала относительно поверхности воды.

Двигатель на новом аппарате крепится за заднюю стенку картера. Необходимо заметить, что большая часть спортсменов относится к этому методу крепления с опаской. Но бессчётные испытания продемонстрировали, что установка двигателя на задней стенке надежна и не дает понижения большой мощности.

Из двух выстроенных глиссеров первый выдалбливался из липы.

Очевидно, это было непросто, да и прочность существенно облегченной «скорлупки» была низкой. Лучше оказалась вторая модель, из стеклоткани и эпоксидного связующего.

На одном редане

Рис.

1. Модель кордового глиссера с гребным винтом:

1 — окно выброса, 2 — окна ввода пускового ремня, 3 — окно подключения питания калильной свечи, 4 — винт крепления крышки мотоотсека, 5 — винт регулировки угла атаки переднего редана, 6 — сменный регулируемый редан, 7 — топливный бачок, 8 — двигатель, 9 — самоцентрирующийсяподшипник с влагонепроницаемым сальником, 10 — дейдвудный колодец, 11 — гайка фиксации винта регулировки угла атаки редана, 12 — упорный диск, 13 — палец редана, 14 — наполнитель отсека непотопляемости, 15 — влагонепроницаемая переборка, 16 — кронштейн гребного винта с рамой.

Рис. 2. Верное (вверху) и неправильное (внизу) положение глиссера на протяжении заезда при разных высотах центрального стояка. Справа продемонстрирована модель новой схемы, слева — классической.

Рис.

3. Моторама с топливным баком.

Болванка для выклейки пластикового корпуса не использовалась — был использован уникальный метод изготовления оболочек сложной формы. Двигатель в сборе с резонансной выхлопной трубой устанавливался на мотораму, на ней же крепился и топливный бачок.

Целый мотоблок заворачивался в полиэтиленовую пленку и обмазывался пластилином, которому придавалась форма будущей модели.

По окончании полного отверждения стеклопластиковой выклейки крышку моторного отсека вырезают и мотоблок извлекают из корпуса. Бо время исполнения данной операции для полного удаления пластилина достаточно подогреть выклейку до 80—100°. В будущем производится отделка модели и навеска оборудования.

Потому, что модель возможно выстроена под любой имеющийся двигатель, конкретные размеры мотоотсека не указываются. Но при подборе мотора направляться дать предпочтение примерам с распределением впуска смеси полым коленвалом. Пенопластовые блоки непотопляемости снабжают хорошую плавучесть неподвижного глиссера, размещение заборника охлаждающего окна выхода и двигатель воздуха выхлопных газов на верхней стороне корпуса предотвращает попадание воды в мотоотсек.

На первой модели для крепления двигателя вклеивалась подмоторная плита. Но неудобства эксплуатации (затрудненный демонтаж и монтаж мотора) вынудили отказаться от таковой конструкции. Для крепления мотора была изготовлена рама из дюралюминия, на которой в один момент монтировался и топливный бак схемы «однокамерная поилка».

Нужно подчернуть, что предлагаемое горизонтальное размещение мотора пара стабилизирует положение модели на протяжении заезда. Потому, что центр тяжести пытается занять место на одной оси с кордовой нитью, его удаление от точки соединения кордовых планок с уздечкой увеличивает сглаживающую силу, появляющуюся при перемещении глиссера и увеличивающуюся с ростом скорости.

Регулировка модели на уздечке имеет собственные особенности и обязана проводиться заново при трансформации высоты центрального стояка аквадрома. Так как она в соответствии с правилам проведения соревнований может устанавливаться в достаточно широких пределах. В случае если модель отрегулирована на определенную высоту стояка, а запуск проводится, к примеру, при увеличенной, это приводит к отрыву внутреннего поплавка при простой схеме глиссера.

В следствии будет увеличено сопротивление перемещению скоростной, в один момент наклон модели поменяет условия работы гребного винта в нехорошую сторону. Модель же, лишенная поплавков, в намного меньшей степени подвержена влиянию неточностей установки высоты стояка. Но и она требует регулировки данной высоты.

Р и с. 4. Регулировка положення оси гребного вала.

Р и с. 5. Происхождение вертикального момента при несовпадении оси гребного винта с центром тяжести модели.

Рис.

6. Обтекание поплавка, имеющего классические обводы (слева), и тела с продольными ступенчатыми реданами (справа — три последовательные стадии выхода на режим).

Необходимость установки положения оси гребного винта по высоте обусловлена трансформациями высоты носового регулируемого редана. Так как протяженность промежуточного гребного вала постоянна, то для компенсации трансформаций длины помогает комплект шайб, переставляемых с переднего носка вала гребного винта на задний, и напротив.

Конструкция кронштейна разрешает регулировать и положение оси вращения винта относительно центра тяжести аппарата. В некоей степени она оказывает помощь добиться повышения стабильности перемещения скоростного глиссера при разных состояниях поверхности воды.

В. КАЛМЫКОВ, г. Комсомольск, Полтавская обл.


Случайные записи:

Редан


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • История одного заблуждения

    В то время, когда перед отечественными мальчишками поднялась неприятность выбора техники к новому спортивному сезону, разногласий не было. Все, кто…

  • Четыре профессии одного модуля

    Приверженцы определенных видов моделизма достаточно редко применяют технологические приёмы и конструкторские решения, свойственные вторым направлениям…

  • На одном колесе

    какое количество точек опоры необходимо аэромобилю! Правила соревнований разрешают минимум три. Раньше по большей части отдавалось предпочтение как раз…

  • На одном крыле

    Уже не первый дюжина лет существует класс экспериментальных авиамоделей. Казалось бы, этого времени вполне достаточно для четкого определения лучшей…