-
На одном крыле
05.05.2014 В мире моделей
-
Уже не первый дюжина лет существует класс экспериментальных авиамоделей. Казалось бы, этого времени вполне достаточно для четкого определения лучшей схемы влетающего крыла», типов балансировки и наивыгоднейших профилей. Но каждые новые соревнования на Тушинском аэропорте, собирающие экспериментаторов-энтузиастов со всех финишей нашей страны, убеждают, что поиск еще не закончен.
Да это и не страно — добиться стабильных полетов модели «летающее крыло» в отличие от хороших аппаратов весьма сложно. Исходя из этого так редки «максимумы» в таблицах результатов экспериментальных, не смотря на то, что на первый взгляд преимущества бесхвостки кажутся очевидными.
Сейчас мы знакомим вас с одной из последних конструкций ленинградского моделиста Ю. Петрова.
В неспециализированном-то не новая схема таймерной экспериментальной модели с тянущим прямой винтом и крылом стреловидности при скрупулезной доводке разрешила добиться главного — стабильности результатов полетов.
Фюзеляж таймерной складывается из двух частей — передней, силовой, и хвостовой балки. База первой — пилон, на нем монтируются все элементы фюзеляжа. Изготовлен он из фанеры толщиной 8 мм, по окончании обработки в заготовке окон облегчения оклеен с обеих сторон миллиметровой фанерой.
После этого заготовка опиливается по контуру и в ней на клею закрепляются сосновые рейки сечением 10X4 мм — лонжероны хвостовой балки. Она вместе с нижней частью пилона обшивается плотной бальзой толщиной 3 мм. В задней части балки установлен бальзовый киль с маленьким регулировочным рулем поворота. В верхней же части пилона вклеены два штыря крепления консолей крыла.
Маленький передний (вспомогательный) — из бука O 4 мм; задний, принимающий на себя все нагрузки от изгиба крыла, — отрезок металлической проволоки марки ОВС O 5 мм. Перед вклеиванием в пилон он изгибается так, дабы у надетых на него консолей поперечное V было равным 8°, после этого его середина обматывается нитками, пропитанными эпоксидной смолой, штырь на смоле хорошо вставляется в соответствующее отверстие пилона.
верхних рогах носовой части посредством «эпоксидки», смешанной с древесными опилками, закреплена тонкостенная железная труба (Т40Х1).
Она разрешит легко и надеж« но смонтировать на модели двигатель вместе с дюралюминиевой моторамой и топливным бачком. Хвостовая оконечность трубы закрыта бальзовой пробкой-обтекателем.
Крыло имеет необыкновенные нервюры — стеклотекстолитовые.
Из этого материала толщиной 0,3 мм по железным шаблонам профиля, зауженным по контуру на 1 мм, вырезаются пачки нервюр для ушей и «консолей» крыла. Использование стеклотекстолита (по весу его лист равен такому же фанерному толщиной 0,5—0,6 мм) разрешает образовать твёрдое, легкое и прочное крыло. В крайнем случае нервюры возможно выпилить и из миллиметровой фанеры. Профиль консолей хороший плосковыпуклый, «уши» же имеют профиль с модифицированной хвостовой частью.
Верхняя его образующая совершена параллельно низу, сопряжение хвостика с носком снизу выполнено лекальной кривой.
Рис.
1. Таймерная экспериментальная авиамодель:
1 — двигатель, 2 — моторама, 3 — трубка пилона, 4 — пилон, 5 — хвостовая балка фюзеляжа, 6 — таймер, 7 — руль поворота, 8 — киль, 9 — задний узел навески крыла, 10 — передний узел навески крыла, 11 — консоль, 12 — шарнир, 13 — ребро, 14 — «ухо».
Рис. 2. Носовая часть фюзеляжа:
1 — пилом, 2 — труба пилона, 3 — корневая нервюра консоли, 4 — задний штырь навески крыла, 5 — трубка навески консоли, 6 — нервюра, 7 — обтекатель, 8 — лонжероны хвостовой балки, 9 — обшивка балки, 10 — проволочная лыжа, 11 — обшивка пилона, 12 — передний штырь навески крыла.
Рис. 3. Навеска «уха» на консоли:
1 — передняя кромка, 2 — крючок резинового жгута, 3 — нервюра, 4 — полка нервюры, 5 — резиновый жгут, 6 — трубка-ось, 7 — полка лонжерона, 8 — стена лонжерона, 9 — ребро, 10 — крючок автомата, 11 — капроновая леска автомата, 12 — задняя кромка, 13 — регулировочный винт, 14 — сухарь, 15 — задний крючок резинового жгута, 16 — трубка-подшипник, 17 — консоль, 18 — «ухо».
Необыкновенна и передняя кромка, воображающая собой дюралюминиевую трубку с внешним O 3 мм.
Лонжероны сосновые (5X4 мм) с бальзовой стенкой по всему размаху, задняя бальзовая кромка имеет постоянное сечение 20X6 мм. По окончании сборки на плоских досках-стапелях ушей и каркасов «консолей» на все стеклотекстолитовые нервюры наложены полки — полосы бальзы сечением 5X1 мм. В заблаговременно просверленные отверстия вклеиваются дюралюминиевые трубки: O 7X1 в корневые части консолей для установки крыла на пилоне, O 8×1 в финиши консолей — это будут шарниры навески «ушей», в последние же — O 6X1.
Все торцевые нервюры из бальзы, только коренные — липовые, толщиной 4 мм. Из бальзовой пластинки той же толщины изготовлены ребра, мешающие перетеканию воздушного потока с с центроплана на финиши крыла. На этих ребрах крепятся сухари под регулировочные винты М3, служащие для установки углов атаки «ушей», и крючки навески резиновых жгутов, поднимающих хвостики концевых участков крыла при срабатывании автомата принудительной посадки.
В корневые нервюры «ушей» вклеиваются ка смоле по два таких же крючка из листового дюралюминия — для второго финиша резинового жгута и для крепления капроновой лески автомата посадки. Готовое крыло оклеивается на эмалите микалентной бумагой, до лонжерона по лобику — в два слоя. У разъема центроплана в кромки вклейте проволочные крючки, на каковые при сборке модели наматывается резиновая нить.
Силовая установка.
На дюралюминиевой мотораме четырьмя винтами крепится двигатель с рабочим количеством 2,5 см3 (хорошо зарекомендовал себя компрессионный вариант «Метеора»), Правильный угол наклона оси воздушного винта вниз нужно будет подобрать на протяжении тренировок, подкладывая под лапки мотора клиновые прокладки.
Моторама крепится на трубе фюзеляжа тремя винтами М3 с потайными головками. Отверстия под них в этих двух подробностях лучше размечать, сверлить и нарезать в сборе.
Сходу за моторамой в полости трубы расположен круглый жестяной топливный бак. От смещения его назад предохраняет рог пилона.
Рис.
4. Положение «уха» по окончании срабатывания автомата принудительной посадки.
Рис. 5. Носовая часть фюзеляжа:
1 — моторама, 2 — труба пилона, 3 — трубка наддува, 4 — топливный бачок, 5 — заправочная трубка, 6 — питающая трубка, 7 — крепежный винт (3 шт.).
Попытайтесь собрать модель. Необходимо проверить, хорошо ли садятся на штыри консоли и достаточно ли вольно поворачиваются на шарнирах «уши».
Для исполнения последнего требования между корневыми нервюрами и рёбрами финишей крыла на трубку шарниров наденьте узкие шайбы. В хвостовой части балки фюзеляжа устанавливается часовой механизм — таймер, что руководит автоматом принудительной посадки и ограничивает время работы двигателя. Выбор места размещения таймера оправдан требованиями центровки всего аппарата. От часового механизма по фюзеляжу и задней кромки крыла к «ушам» необходимо совершить тяги.
Это капроновая леска O 0,5 мм.
пропущенная через направляющие, похожие на портняжные булавки с гнутыми головками. Подбирая длину тяг, получают того, дабы при сработавшем автомате «уши» отклонялись на отрицательный угол 70°, перемещение это осуществляется за счет сокращения упомянутых резиновых жгутов (6 нитей O 1 мм). В полете же финиши крыла прижаты к регулировочным винтам. Подворачивая их, получают требуемых планирования модели и параметров взлёта.
Перед первым же запуском по окончании проверки отсутствия круток крыльев устанавливается превышение задней кромки «ушей» над кромкой консолей (на чертеже — «а»), равное 28 мм. При отладке режимов полете может оказаться нужным и отгибаемый руль поворота.
ГЛАВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ:
сухой вес . . . . . . . . 850 гс
площадь крыла . . . 42,4 дм2
нагрузка удельная . 20 гс/дм2
удлинение крыла. . .9,6
Ю.ПЕТРОВ
Случайные записи:
Бомбардировщики — Песни военных лет — Лучшие фото — На честном слове и на одном крыле
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Среди начинающих авиамоделистов-кордовиков бытует вывод, что при изготовлении учебной модели чрезмерно затруднять себя не следует — все равно этому…
-
К сожалению, на данный момент имеется много мест у нас, где рядовой моделист не в состоянии обеспечить себя не только качественной лавсановой пленкой для…
-
какое количество точек опоры необходимо аэромобилю! Правила соревнований разрешают минимум три. Раньше по большей части отдавалось предпочтение как раз…
-
Стоит начинающему авиамоделисту хотя бы раз заметить соревнования по воздушному бою, как он тут же заявляет: «Желаю строить бойцовку!» И его можно…
-