Надежный регулятор хода

31.05.2012 В мире моделей

Практически девять лет веду судомодельный кружок, последние три года — в муниципальном Центре детского творчества. Но радиоуправляемыми моделями до недавнего времени заниматься не приходилось из-за трудностей в приобретении должной аппаратуры. Но вот удалось раздобыть старенький «Супронар-838», и сразу же появились неприятности со реверсом и штатным регулятором оборотов ходового двигателя.

По опыту областных соревнований знаю, что большая часть спортсменов, столкнувшись с подобными трудностями, прибегают к дополнительной рулевой машинке (РМ), благодаря которой коммутируют требуемые контакты. Лишь приемлемо это только на больших моделях, а на небольших (Ф-2Ю, Ф-4А/Б), где борьба идет за любой сэкономленный грамм, разместить еще одну РМ от ветхой и громоздкой отечественной аппаратуры — дело очень проблематичное.

В этот самый момент как запрещено кстати показалась статья В.Жорника «Электронные регуляторы оборотов электродвигателей» («Моделист-конструктор» № 8 за 1998 год). Особенно привлекательным смотрелось техническое ответ с применением импортной микросхемы ТА7291.

Но в действительности таковой регулятор был достаточно капризным.

Вместо плавной работы электродвигателя, потребляющего от 8-вольтной аккумуляторной батареи ток 0,4 А, начались целые рывки, а микросхема ТА7291Р (установленная на теплоотводе-радиаторе) достаточно очень сильно нагревалась. Действительно, при понижении напряжения питания до 6,5 В (для этого было нужно из батареи удалить один Д-0,5) претензий к мотору поубавилось. Но скорость упала так, что четырех мин., отведенных правилами на прохождение моделью требуемой расстоянии, стало не хватать.

Не оправдались кроме этого надежды на ТА7291Б — кроме того с двумя микросхемами этого типа, включенными параллельно, электродвигатель не смог трудиться надежно.

Показалось предположение, что виной всему через чур не сильный сигнал, поступающий с интеграторов на управляющие выводы микросхемы, а потому, дескать, нужно ввести буферные ключи для поднятия его до ТТЛ-уровня управления. Но проверить справедливость этого предположения на практике не получилось.

Значительно плодотворнее был другой путь: с заменой дорогостоящей импортной ТА7291 недорогими и дешёвыми транзисторными ключами. В следствии удалось, применяв фрагменты уже неоднократно публиковавшихся технических ответов, объединить все в надежно трудящуюся конструкцию. В частности, в нее практически без трансформаций вошли предлагавшиеся В. Жорником ожидающий мультивибратор, интеграторы и схема сравнения.

Надежный регулятор хода

Принципиальные электрические схемы надежного регулятора хода (а) и его модификации для больших судомоделей (б)

От интеграторов управляющие сигналы поступают сейчас на К561ЛА7, включенную по триггерной схеме. Это разрешает не только защищать устройство от одновременного прохождения управляющего сигнала к обоим плечам транзисторных ключей (соответственно, избегать замыкания в цепи питания ходового электромотора), но и повышать управляющий сигнал до ТТЛ-уровня.

При подключении регулятора к приемнику направляться учесть, что штатное напряжение питания последнего может оказаться больше Uпит дешифратора командных сигналов, выполненного в «Супронаре» на двух микросхемах К155ТМ2. И нельзя исключать, что при подсоединении регулятора напрямую к источнику электричества приемника уровень сигнала, созданный ожидающим мультивибратором, превысит командный сигнал. А это может привести к сбоям в работе схемы сравнения.

Избежать появления для того чтобы рода последствий разрешит ввод 5-вольтного стабилитрона (через токоограничивающий резистор) в цепь питания микросхем регулятора. Но имеется и более уникальное, проверенное практикой ответ. Сущность его в подключении «плюсовой» шины питания конкретно к выводу 14 микросхемы К155ТМ2 приемника «Супронара».

Отладку регулятора делают в такой последовательности.

Временно заменяют резистор 131 «подстроечником» на 33 — 68 кОм, а ползунок переменного резистора 132 устанавливают в среднее положение. Включают приёмник и передатчик (ручки управления находятся в нейтральном положении), получают регулировкой 131 одновременного исчезновения сигнала на 10-м и 11-м выводах микросхемы DD1.

Печатная плата устройства с размещением радиодеталей (полупроводниковые диоды и резисторы смонтированы вертикально; чтобы не было нагрева транзисторы нужно установить на радиаторы — алюминиевые пластины от детского «Конструктора»)

После этого временный «подстроечник» (31 выпаивают, измеряют его сопротивление и заменяют постоянным резистором уточненного номинала. Повторяют юстировку подстроенным резистором 132.

Потом посредством подстроенных резисторов 135 и 136 выставляют режим работы интеграторов. Да так, дабы при нейтральном положении ручки «газа» передатчика на выводах 10 и 11 микросхемы DD2 были логические нули. Но при полном отклонении ручки «газа» (в любом из направлений) на одном из указанных выводов оказалась бы логическая единица.

Подобрав номиналы подстроенных резисторов 135 и 136, и конденсаторов СЗ и С4 получают плавного трансформации скважности сигнала (от полного логического «0» до полной логической «1» на всем участке отклонения ручки «газа» передатчика) либо дискретного срабатывания. В будущем подстроенные 135 и 136 легко заменить на постоянные резисторы уточненных номиналов.

Но возможно покинуть эти «подстроечники», зафиксировав их ползунки от вероятного сдвига, вызываемого вибрацией корпуса модели, каплей нитрокраски либо клея.

Эта схема регулятора хода была установлена на пластиковую модель германского линейного корабля «Тирпиц» компании «Академия» (Республика Корея) в масштабе 1:350 (протяженность корпуса 717 мм) и на зимних городских судомодельных соревнованиях школьников «Золотое кольцо» стала второй в классе моделей F-4В, уступив всего пара очков фавориту (модели германского торпедного катера S-boot в масштабе 1:72, оснащенной импортной аппаратурой радиоуправления).

Судомоделистам увлекательна будет, по всей видимости, и модифицированная схема регулятора, удачно прошедшая самые строгие опробования. Она предназначена для установки на более больших моделях и отличается от рассмотренной тем, что вместо транзисторных ключей в ней применена релейная коммутация с полной развязкой ходового электромотора по цепи питания приемника.

В.

САВЕЛЬЕВ, г. Радужный, Владимирская обл.


Случайные записи:

Лобзиковый станок, регулятор хода пилки


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ручка с регулятором

    Как ни вымеряй длину проволочных корд, все равно размеры нитей точно не совпадут. Дабы нейтральное положение руля высоты соответствовало вертикальному…

  • Недорогой китайский паяльник с регулятором температуры

    Паяльники с регулятором температуры жала — нужный инструмент любого радиолюбителя, стремящегося к комфортной пайке. Сейчас мы будем говорить про один из…

  • Таймерная : чем проще, тем надежней

    Уже не первый год парни отечественного кружка занимаются свободнопетающими. Юные спортсмены успепи накопить большой опыт постройки легкокрылых парителей…

  • Надежная таймерная

    Таймерная «школьного» класса, размещённая в «М-К» № 12 за 1986 год, не имеет аналогов по сочетанию надежности, ресурса и хороших летных особенностей….