Надежная таймерная

03.02.2014 В мире моделей

Таймерная «школьного» класса, размещённая в «М-К» № 12 за 1986 год, не имеет аналогов по сочетанию надежности, ресурса и хороших летных особенностей. Сейчас, в то время, когда в отечественном кружке эксплуатируются две такие автомобили, мы можем смело утверждать это. Нужно подчернуть, что «утраты» спортивной техники, которые связаны с авариями таймерных, нам незнакомы.

Желаете верьте, желаете нет, но при аналогичной силовой схеме, аккуратной сборке каркаса на пластифицированной смоле и с лавсановой обшивкой разбить модель кроме того с очень сильно форсированным двигателем фактически нереально! Само собой разумеется, прочность — не самое основное. Но важна и экономия времени моделиста, в особенности растрачиваемого на «неприятные» ремонты. Так вот, сейчас все «ремонты» сведены только к состыковке разъемных узлов.

В один момент с неординарной прочностью достигнута и довольно высокая жесткость аппарата, что очень принципиально важно для моторной модели.

Но по окончании окончательной отладки у данной таймерной нет равных как по стабильности моторного взлета, так и по устойчивости на планировании (и это с ровной лавсановой обшивкой!). Модель некритична к направлению и силе броска и прощает кроме того неотёсанные неточности при запуске. Среднее время полета с доработанным мотором «Юниор» образовывает более 3 мин, так перекрывая самые строгие требования к «школьной» технике.

Результаты с серийным двигателем скромнее. В среднем МК-17 со штатным винтом стабильно «извлекает» таймерную на итог 1,5 мин. Не так уж большое количество, сообщите вы? Но в случае если вам по большому счету привычны неприятности юношеского моделизма, то как вы оцените факт, что с аналогичной моделью фактически ни при каких обстоятельствах не случается запусков «на ноль»?

Последняя модификация таймерки таковой схемы весьма близка к модели-прототипу, по крайней мере, не уступает ей по эксплуатационным чертям. А поменяно вот что. Основное, машина стала еще компактнее (кстати, и ещепрочнее). С уменьшением размаха возможно было ожидать понижения времени планирования. Но, как видно, положительно сказалось повышение хорды и соответственно чисел Рейнольдса: на планировании укороченная модель не уступает прототипу.

На пользу отправилась и установка двух турбулизаторов, дополняющих свойство проступающих ребер стрингеров турбулизировать воздушный поток. Увидим, что носки нервюр на новой модели смонтированы не из-за профилировки, а как средство передней жесткости кромки и повышения набора. Упростилось крепление крыла — сейчас оно четко фиксируется на пилоне за счет полушаровых выступов центральной нервюры, западающих в гнезда на верхнем торце пилона.

Резиновое кольцо проходит через хвостовой выступ и передний штырёк пилонной площадки. «Ушки» навешены на недлинных штырях из проволоки ОВС O 2,5 мм и притянуты резиновыми колечками (отрезки ниппельной трубки), надеваемыми на вклеенные в нервюры «центроплана» и ушек микрокрючки. Сами «ушки» стали меньше на одну секцию.

Надежная таймерная
Рис. 1. Таймерная модель.

Рис. 2. Шаблоны.

Рис. 3. Центральная часть крыла:
1 — передняя кромка (сосна 5X5 мм), 2 — законцовка (липа 5 мм), 3 — дополнительная стена (фанера 1 мм), 4 — полка лонжерона (сосна плотная 3X5 мм; на всей протяженности между полками ставить стенку из фанеры 1 мм), 5 — нервюра (липа 2 мм), 6 — задняя кромка (сосна 3X12 мм), 7 — нижняя вставка (липа 2 мм), 8 — усиление задней кромки (липа 2 мм), 9 — косая нервюра (липа 2 мм), 10 — обшивка (лавсановая пленка толщиной 0,020…0,025 мм), 11 — турбулизаторы (пленка типа «арокал» в два слоя), 12 — носик (липа 2 мм), 13 — усиление (липа 3 мм), 14 — накладка полки (липа 3 мм), 15 — центральная нервюра (липа 8 мм), 16 — стрингеры (сосна 2X3 мм).

В концевых секциях лонжерона между дополнительными рейками вклеены трубки-«пеналы» для штырей, а снизу в законцовках недалеко от лонжерона — крючки для фиксирующих резиновых петель.

Рис. 4. «Ушко» крыла. Сечения и материалы подробностей совпадают с конструкцией крыла.

Рис. 5. Стабилизатор:
1 — обшивка (лавсановая пленка толщиной 0,015…0,02 мм), 2 — стрингер (сосна 2X3 мм), 3 — передняя кромка (сосна 3Х4 мм), 4 — передняя косынка (липа 2 мм), 5 — центральная нервюра (липа 4 мм), 6 — полка лонжерона (сосна 1,5Х3 мм; на всем размахе ставить стенку из липы 0,8 мм), 7 — нервюра (липа 1,2 мм), 8 — законцовка (липа 3 мм), 9 — косынка (липа 1,5 мм), 10 — задняя кромка (сосна 2Х10 мм).

Рис. 6. Хвостовая часть фюзеляжа:
1 — панель ромбовидной балки (сосна 3X15 мм, к концу сечение уменьшить до 2Х8 мм; при сборке в консольной части установить с шагом 120 мм шпангоуты из пенопласта ПХВ толщиной 2 мм; обтяжка балки — лавсановая толстая пленка на эластичном клее типа БФ-6 либо «Момент»), 2, 3, 7, 8 — элементы силового контура киля (липа 3 мм), 4 — штырек (алюминиевая спица O 2 мм), 5 — раскос (липа 2Х2 мм), 6 — проволочная лыжа, 9 — руль, 10 — крючки фитиля (проволока ОВС O 0,8 мм; заклеиваемые хвостовики зачистить надфилем и обмотать узкой ниткой), 11 — бобышка регулировки угла атаки, 12 — подставка (фанера 1,5 мм и липовая рейка), 13 — ребро фиксации откинутого стабилизатора (фанера 1,5 мм с резиновым наконечником).

Рис. 7. Носовая часть фюзеляжа.

Не обращая внимания на понижение удлинения крыла, мы ушли от «актуальных» сверхдлинных фюзеляжей в пользу более маленьких, но более твёрдых на кручение вариантов. Коэффициент эффективности горизонтального оперения остался во в полной мере приемлемых границах и сейчас равен 1,1.

Эта величина характерна для современных таймерных и возможно рекомендована при плосковыпуклой профилировке крыла. В один момент со понижением габаритов модели выигрыш по массе (прототип приходилось догружать свинцом числом приблизительно 50 г) стал еще более ощутим, исходя из этого вместо балласта «лишний» вес переведен в увеличенное сечение всех подробностей.

А также в таком виде новая таймерная оказалась очень коротконосой, что неоднократно изумляло отечественных соперников — на стандартных моделях носовое плечо при установке двигателя «Юниор» не ниже 120 мм. А у нас еще и мотор облегчен!

Напоследок напомним, что предлагаемая техника запланирована на школьников, уже купивших некий стаж работы с модельными материалами.

Знание тонкостей разработок работы с древесиной, лавсановой плёнкой и смолами во многом определяет и прочность, и надежность аппарата, и его будущие летные особенности. Принципиально важно и умение дорабатывать отечественные образцы микродвигателей типа «Юниор».

Полная несущая площадь — 22,50 дм2;

Взлетная масса — 460 г;

Коэффициент эффективности горизонтального оперения — 1,10.

А. БОРИСОВ, спортсмен 1-го разряда


Случайные записи:

Старая, но надежная техника. Профилактика …


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Таймерная : чем проще, тем надежней

    Уже не первый год парни отечественного кружка занимаются свободнопетающими. Юные спортсмены успепи накопить большой опыт постройки легкокрылых парителей…

  • Таймерная «юниор»

    Парящая таймерная… Один из самых сложных и противоречивых по предъявляемым к технике требованиям класс моделей свободного полета. Непростая…

  • «Школьная» таймерная

    При проектировании техники для нового спортивного сезона перед отечественными кружковцами в очередной раз встал вопрос о поиске золотой середины между…

  • Таймерная в стиле «ретро»

    Хорошая простота конструкции, высокая технологичность и лёгкость постройки — вот преимущества предлагаемой таймерной свободнолетающей модели с двигателем…