«Пайпер»: контурная копия

06.04.2010 В мире моделей

Соревнования самого разного ранга продемонстрировали, что в качестве прототипов для изготовления контурных моделей-копий употребляются только десяток-второй типов самолетов. И для участия отечественного авиамодельного кружка в очередных соревнованиях было решено сделать модель по нечасто видящемуся прототипу. Отечественный выбор пал на PIPER CAB, один из самые удачных легких самолетов, выпускавшихся в массовых количествах еще с довоенного (1935 года) времени.

Аэродинамическая схема этого самолета — подкосный высокоплан. Крыло двухлонжеронное, с V-образными подкосами, каковые компенсируют не только изгибающий, но и крутящий момент крыла. Такие крылья для самолетов-монопланов считаются самыми легкими и несложными.

Легкомоторный самолет-высокоплан PIPER CAB

Геометрическая схема кордовой контурной модели-полукопии самолета PIPER CAB

Таблица контрольных сечений профиля крыла

Схема построения профиля крыла

Лонжероны крыла — древесные, коробчатой конструкции.«Пайпер»: контурная копия Нервюры изготавливались из гнутых дюралюминиевых профилей.

Обшивка крыла, за исключением узкого фанерного носка, полотняная.

Фюзеляж ферменный, сваривался из тонкостенных металлических труб. Обшивка полотняная, крепилась на древесных стрингерах, установленных на металлическом каркасе для придания фюзеляжу ровной обтекаемой формы.

Кабина, рассчитанная на двух пилотов, сидящих приятель за втором, размешалась в передней части фюзеляжа. Приборной доской оснащалосьтолько рабочее место переднего пилота.

Вход в кабину — через двухстворчатую дверь в правом борту фюзеляжа.

Хвостовое оперение несложной конструкции. Каркасы киля, рулей и стабилизатора сваривались из металлических труб, по окончании чего эти узлы обтягивались полотном.

жёсткость и Прочность оперения обеспечивались расчалками.

Стойки шасси — трубчатые, сварные. Амортизация осуществлялась резиновым шнуром, заплетенным на среднем подкосе. Боковые плоские фермы шасси для понижения аэродинамического сопротивления обтягивались полотном.

Самолет оснащался минимальным комплектом пилотажно-навигационного оборудования, складывающимся из указателя скорости, высотомера, полукомпаса, тахометра, и датчиков температуры головок цилиндров температуры и двигателя масла.

Компоновка модели:

1 — крепление топливного бака (винт-саморез d3);2 — крепление подкоса к крылу (болт М2 с шайбами и гайками); 3 — имитация фонаря (органическое стекло, лист s4); 4 — верхний и нижний контуры фюзеляжа (кедр, рейка 12×7);5 — внутренние раскосы хвостовой части фюзеляжа (кедр, рейка 10×4);6 — каркас киля (кедр, рейка 10×5);7 — нервюры киля (кедр, рейка 5×5);8 — кромка руля направления (выкпейка из семи слоев елового шпона s0.8);9 — нервюры руля направления (кедр, рейка 5×5); 10 — каркас руля направления (кедр, рейка 10×5); 11 — хвостовое колесо (пластик, d20);12 — хвостовая опора (проволока ОВС d1,5);13 — кабанчик руля высоты (дюралюминий, лист s2);14 — стрингеры хвостовой части фюзеляжа (кедр, рейка 4×4);15 — крепление подкосов к фюзеляжу (болт М2 с шайбами и гайкой); 16 — крепление консолей крыла к фюзеляж)’ (сталь, шпилька М4 с шайбами и гайками);17 — главная стойка шасси (дюралюминий, лист s2);18 — колесо («Термик», d50);19 — носовая часть фюзеляжа (фанера s12); 20 — топливный шланг;21 — накладка (фанера s3);22 — двигатель КМД-2,5;23 — моторама (береза, брусок 15×15);24 — тяга управления;25 — топливный бак; 26 — корневая нервюра (кедр s8, облицованный фанерой s1,2); 27,32 — лонжероны (сосна, рейка 8×4);28 — нервюры (фанера s1,2);29 — задняя кромка (кедр, рейка 10×5);30 — подкос;31 — передняя кромка (липа, рейка 6×6);33 — вставки (стеклопластик);34 — концевая нервюра (фанера s1,2); 35 — законцовка крыла (выклейка из семи слоев елового шпона s0,8); 36 — кронштейны крепления подкосов (дюралюминий, лист s2); 37 — крепление главных стоек шасси(болт МЗ с шайбой и гайкой);38 — кронштейн крепления подкосов к фюзеляж)’ (дюралюминий, уголок с полкой s2);39 — крепление кронштейна качалки к фюзеляжу (болт М4 с шайбами и гайкой);40 — кронштейн с качалкой управления;41 — нервюры руля высоты (кедр, рейка 5×5);42 — шарнир руля высоты (леска d0,15, заплетенная «восьмеркой»);43 — передняя кромка стабилизатора (выклейка из семи слоев елового шпона s0,8);44 — нервюры стабилизатора (кедр, рейка 5×5); 45 — торсион (проволока ОВС d2);46 — задняя кромка стабилизатора (кедр, рейка 10×5);47 — передняя кромка руля высоты (кедр, рейка 10×5);48 — задняя кромка руля высоты (выклейка из семи слоев елового шпона s0,8);49 — вставка (липа); 50 — ось колеса шасси

Характеристики самолета PIPER CAB: протяженность 6710 мм, размах крыла 10 740 мм, площадь крыла 16,55 м2, мощность двигателя 65 л.е., взлетная масса 554 кг, масса безлюдного 339 кг, большая скорость 137 км/ч, дальность полета 400 км, потолок 3500 м, разбег 107 м, пробег 125 м.

По отечественному опыту, PIPER CAB — прекрасный прототип моделей-копий любого класса благодаря успешной аэродинамической схеме высокоплана с крылом большой площади. Последнее уровень качества разрешало строить модели из недефицитных материалов без применения малодоступной для кружковцев бальзы.

Предлагаем кордовую модель-полукопию этого самолета — эффектную в полете, прочную, летучую, в полной мере доступную для изготовления кружковцам второго года обучения.

Постройка контурных «пайперов» в отечественном кружке ведется с 1997 года. Выстроено двенадцать вариантов данной модели, замечаний по их управляемости и прочности фактически не было. С хорошим двигателем типа КМД-2,5 модель легко делает крены и виражи кроме того при свежем ветре.

Начать работу по изготовлению модели рекомендуем с фюзеляжа.

Носовая его часть выпиливается из отличной 12-мм фанеры, центральная же представляет собой плоскую ферму, выклеенную из кедра — верхний и нижний контуры из реек сечением 12×7 мм, внутренние раскосы — из реек сечением 10×4 мм. Поверх раскосов монтируются стрингеры из брусочков сечением 4×4 мм. Сборка фюзеляжа ведется посредством эпоксидного клея.

По окончании отверждения связующего центральная часть фюзеляжа сошлифовывается на клин — толщина его образовывает 12 мм в зоне крыла и 4 мм у киля, а в хвостовую часть вклеиваются пластины из фанеры толщиной 1,2 мм с пазом под стабилизатор. Потом на носовую часть фюзеляжа наклеиваются накладки из 3-мм фанеры — справа с пазом под двигатель и слева — без паза.

Моторама выполняется из пары березовых брусков так, дабы обеспечивался выкос двигателя — три градуса во внешнюю (из полетного круга) сторону.

Топливный бак (оболочка — белая жесть s0,3, трубка питания, заправочная и дренажная — бронзовые, 4×0,5)

Тяга управления рулем высоты в сборе:

1 — тяга (береза, рейка 6×6); 2 — оконцов-ка (проволока ОВС d1,5).

Узел управления моделью:

1 —кронштейн (дюралюминий, уголок с колкой s2); 2 — шарнир качалки управления (болт МЗ с гайками); 3 — качалка управления (дюралюминий, лист s3)

Подкос в сборе:

1 — подкос (береза, рейка 8×6); 2 — узел крепления подкоса (дюралюминий, лист s2)

Имитация фонаря является пластинойиз органического стекла толщиной 4 мм. Для фиксации ее в носовой части фюзеляжа по линии стыка выдалбливается паз глубиной и шириной 4 мм, а по низу «фонаря» насверливаются горизонтальные отверстия диаметром 2 мм для клея, по окончании чего пластина вводится в паз фюзеляжа и фиксируется в нем эпоксидным клеем.

направляться предотвратить юных конструкторов, что фонарь направляться вклеивать лишь по окончании проверки и предварительной сборки модели ее правильности и симметричности размещения крыла и подкосов

Крыло модели имеет плосковыпуклый профиль с относительной толщиной 12 процентов. Лонжероны — из сосновых реек сечением 8×4 мм, передняя кромка — липовый брусок сечением 6×6 мм, задняя кромка — кедровая рейка сечением 10×5 мм.

Нервюры вырезаны из фанеры толщиной 1,2 мм, размещение нервюр по размаху крыла соответствует размещению их на самолете-прототипе. Корневые нервюры консолей — кедровые, толщиной 8 мм, облицованные снаружи фанерной пластиной толщиной 1,2 мм без вырезов под кромки и лонжероны. Законцовки крыла выклеены на фанерной оправке из семи слоев елового шпона толщиной 0,8 мм с применением эпоксидного связующего.

Консоли крепятся к «фонарю» парой резьбовых шпилек М4 с шайбами и гайками, для чего в корневых нервюрах и в «фонаре» сверлятся отверстия диаметром 4 мм.

Подкосы из березовых реек 8×6 мм круглого сечения; узлы крепления — из вклеенных на эпоксидной смоле в пазы на подкосах полос дюралюминия толщиной 2 мм. Кронштейны крепления подкосов к крылу вырезаны из 2-мм листового дюралюминия; к лонжеронам они крепятся болтиками с резьбой М2.

Кронштейны-уголки крепления подкосов к фюзеляжу вырезаны из соответствующего дюралюминиевого профиля с толщиной полок 2 мм — к фюзеляжу они кроме этого крепятся болтиками с резьбой М2 и гайками с шайбами.

Киль, руль направления, рули и стабилизатор высоты — наборные, из кедра. Задняя кромка стабилизатора, передняя кромка руля направления и руля высоты, и контур киля — из рейки сечением 10×5 мм; поперечный комплект оперения — бруски сечением 5×5 мм.

Руль направленияустанавливается на киле посредством штырьков из мягкой металлической проволоки (от простой канцелярской скрепки) — это разрешает поменять угол отклонения руля при испытательных полетах модели. Половинки руля высоты соединяются торсионом из твёрдой металлической проволоки типа ОВС диаметром 2 мм. Петли навески рулей высоты сделаны из лески диаметром 0,15 мм, заплетенной на рулях и стабилизаторе «восьмеркой».

Главные стойки шасси вырезаны и согнуты из листового дюралюминия толщиной 2 мм. К фюзеляжу они крепятся парой болтиков МЗ с шайбами и гайками. Колеса диаметром 50 мм — типа «Термик», оси — резьбовые шпильки МЗ, крепление колес — гайками с контровкой их нитрокраской Хвостовое колесо пластиковое, диаметром 20 мм; стойка из проволоки типа ОВС диаметром 1,5 мм закреплена в фюзеляже эпоксидным клеем. Колесо фиксируется на стойке припаянной к ней жестяной шайбой.

Совокупность управления — простая для кордовых моделей для того чтобы типа. Тяга управления, соединяющая качалку с кабанчиком руля высоты — это круглая сосновая рейка диаметром 6 мм с проволочными оконцовками диаметром 1,5 мм. Кронштейн крепления качалки — дюралюминиевый «уголок» с толщиной стены 2 мм; к фюзеляжу он крепится болтиками М4 с шайбами и гайками. Сама же качалка — из листового дюралюминия толщиной 3 мм.

Топливный бак модели емкостью около 60 мл — жестяной, паяный, к фюзеляжу он крепится двумя винтами-са-морезами диаметром 3 мм.

Отделка модели содержится в оклейке ее микалентной бумагой на эмалите и окраске нитроэмалями в соответствии с окраской самолета-прототипа.

Нужно заявить, что модель оказалась на удивление прочной. С одной из двенадцати сделанных нами копий по окончании пятидесяти полетов мы удалили обшивку и удостоверились в надежности все прочность конструкции и клеевые швы в целом.

Как выяснилось, каркас не имел ни одной трещины, ни одного лопнувшего клеевого шва.
В.КОЗИН,начальник авиамодельного кружка, г. Магадан


Случайные записи:

\


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Копия pixie с электроприводом

    Эффектная, несложная и, что важно, «летучая» модель-копия окажется, если вы выберете в качестве прототипа неизвестный лёгкомоторный самолёт серии Pixie….

  • Безмоторный акробат

    Повышение числа спортсменов, создающих модели с дистанционным управлением, происходит отнюдь не в ущерб приверженцам кордовых. Дело в том, что кроме того…

  • Учебные крылья пилотажника

    Среди начинающих авиамоделистов-кордовиков бытует вывод, что при изготовлении учебной модели чрезмерно затруднять себя не следует — все равно этому…

  • Учебная кордовая

    Эта модель уже много лет с успехом «тиражируется» моделистами. Секрет её популярности — в простоте конструкции и хороших лётных качествах. А также не…