Учебная кордовая

06.12.2012 В мире моделей

Эта модель уже много лет с успехом «тиражируется» моделистами. Секрет её популярности — в простоте конструкции и хороших лётных качествах. А также не обращая внимания на неизменность размеров «серийной» модели, на разных её экземплярах устанавливались микродвигатели рабочим количеством от 2,5 до 4 см3 в компрессионном и калильном вариантах.

Но чаще всего употреблялся широко известный КМД-2,5, оснащаемый воздушным винтом диаметром 220×120 мм. Протяженность корд, в большинстве случаев используемых для запусков, близка к стандартной величине -16 метров. Для изготовления подробностей модели по большей части используются недефицитные материалы.

Начинается постройка этого самолёта с фюзеляжа. В качестве заготовки для него подойдёт ровная доска из осины, липы, ольхи, тополя либо несмолистой ели. Боковые поверхности доски необходимо вышкурить либо начисто отстругать. Толщина заготовки по окончании обработки обязана появляться в пределах 6-7 мм. На одну из её сторон наносят карандашом контуры будущего фюзеляжа, по окончании чего лишний материал обрезается. После этого выпиливают окно облегчения в хвостовой части и вырез под картер двигателя.

Из миллиметровой фанеры вырезают две однообразные заготовки для обшивки носовой части фюзеляжа (на чертеже их контуры обозначены белыми треугольниками).

Эти фанерные подробности приклеивают справа и слева к фюзеляжу эпоксидной смолой. До тех пор пока клей полимеризуется, из бука, граба либо ясеня вырезают бруски моторамы.

К фюзеляжу их возможно приклеить кроме этого эпоксидкой либо же клеем ПВА. В окно облегчения хвостовой части вклеиваются распорки из кусочков рейки сечением 6×3 мм.

фальшкиль и Киль выпиливают из берёзовой фанеры 1,2 мм либо из фанеры толщиной 3 мм от фруктовых коробок (она лёгкая, фактически белого цвета, легко пилится и шкурится; предположительно её изготавливают из шпона осины на клее типа КМЦ).

Из такой же лёгкой осиновой фанеры выпиливаются рамка и «стабилизатор», образующая каркас руля высоты. В эту «рамку» по окончании её обработки необходимо будет ещё вклеить нервюры-распорки, сделанные из сосновой рейки сечением 4×3 мм.

Само собой разумеется, в случае если вам не удалось отыскать лёгкой осиновой фанеры от фруктовых коробок, для горизонтального оперения подойдут и другие материалы.

Так, стабилизатор возможно изготовить из липовой либо осиновой пластины толщиной 3 — 3,5 мм либо бальзовой пластины толщиной около 4 мм. Руль высоты несложно выполнить наборным. На переднюю кромку отправятся сосновые рейки 8×3 мм, для нервюр распорок и задней-кромки — 4×3 мм.

Учебная кордовая

Учебная кордовая авиамодель:

1 — передняя кромка (сосна, сечение 4×4 мм); 2 — носик нервюры (фанера s1,2); 3 — нервюра (фанера s 1,2); 4 — полка лонжерона (сосна, сечение 3,5×6); 5 — поводки корд (проволока ОВС 00,6); 6 — стена лонжерона (фанера s3); 7 — зашивка центроплана (фанера s1,2); 8 качалка (дюралюминий s2); 9 — топливный бак (лужёная жесть s0,2 — 0,3); 10 — накладка носовой части фюзеляжа (фанера s 1,2); 11 — моторама (берёза либо бук, сечение 8×10,11230); 12—груз внешней консоли крыла (свинец 20 г); 13 — косынка усиления концевой нервюры (фанера s3); 14 — задняя кромка (сосна, сечение 4×12); 15 — тяга руля высоты (дюралюминиевая проволока O3); 16 — фюзеляж; 17 — стабилизатор (осиновая фанера s3); 18 — передняя кромка руля высоты (сосна, сечение 3×8); 19 — «нервюра» руля высоты (сосна, сечение 3×4); 20 — петли навески руля (капроновые либо лавсановые нити); 21 — задняя кромка руля высоты (сосна, сечение 3×4); 22 — выводы поводков корд (пружинки, навитые из корда); 23 — фонарь кабины; 24—положение центра весов готовой модели (с двигателем); 25 — контур окна облегчения хвостовой части фюзеляжа; 26 — подкосы (сосна, сечение 3×6); 27 — вертикальное оперение (фанера s1,2); 28 — кабанчик руля высоты (ударопрочный пластик)

Несложнее всего руль высоты сделать при возможности из бальзовой пластины толщиной 4 мм (само собой разумеется, не выпиливая окон облегчения).

В хвостовой части фюзеляжа под готовый стабилизатор выполняется паз. В законченных подробностях горизонтального оперения узким сверлом либо стержнем из закалённой металлической проволоки диаметром 1-1,2 мм, заточенным под четырёхгранник, просверливаются по три-четыре отверстия под петли навески. Их размещение продемонстрировано на чертеже.

Сами петли образованы переплетением прочной капроновой либо лавсановой нити (использование лески недопустимо). Плетение выполняется в виде «восьмёрки». Готовое стабилизатор и вертикальное оперение лакируются одним либо двумя слоями нитролака, по окончании чего эти подробности окрашивают нитроэмалями марки НЦ. Руль высоты (если он не цельнобальзовый) обтягивается лавсановой плёнкой толщиной 25 мкм.

Такой же плёнкой либо кусками микалентной бумаги на нитролаке обшивается проём окна облегчения в хвостовой части фюзеляжа. По окончании установки крыла для фюзеляжа и защиты оперения (особенно моторамы) рекомендуем покрыть их поверхности двухкомпонентным паркетным лаком. Для модели, на которой будет установлен микродвигатель с калильным зажиганием, такая лакировка необходима.

Фонарь кабины возможно сделан из любого подходящего материала. Для понижения веса нами используется прозрачная полимерная плёнка толщиной 0,3 — 0,5 мм, из которой склеивается плоская фигурная «коробочка» фонаря. Для простоты возможно выпилить плоский контур фонаря из узкой фанеры, раскрасив его перед приклейкой на фюзеляж.

Элементы управления (кабанчик и качалка) — покупные, или самодельные. Качалку несложно вырезать из дюралюминиевой пластины (не уже 1,5 мм).

Хороший кабанчик руля получается из угловой части пластмассовой коробки (к примеру, из поддона от КМД). Крепление кабанчика складывается из двух винтов М2. Тяга, соединяющая руль и качалку высоты, согнута из металлической спицы диаметром 1,8 — 2 мм либо дюралюминиевой диаметром 2,5 — 3 мм.

Ось качалки сделана из металлической проволоки диаметром 2,5 — 3 мм.

Топливный бак спаян из «белой» (лужёной) жести. Для его надёжного крепления изнутри в боковую стенку впаивается (ещё на стадии сгибания жестяной выкройки) металлической винт либо болт М3х14. Для питания и дренажа двигателя употребляются бронзовые либо латунные трубки диаметром 3 мм.

При пайке используются кислота (хлористый цинк) и припой типа ПОС-40. Увидьте, что отверстия под трубочки в бачке эргономичнее всего прокалывать самодельным шилом, сделанным из проволоки ОВС диаметром 3 мм. Таковой инструмент делает ровные и правильные по диаметру отверстия.

Наряду с этим на жести образуется отбортовка, повышающая надёжность пайки.

Вариант формы фюзеляжа

Узел качалки (Позиции соответствуют неспециализированному виду)

Топливный бак

Крыло — обычной наборной конструкции. Для сборки его каркаса потребуется 10 носиков и 12 нервюр, выпиленных из 1,2 мм фанеры, и 4 нервюры из осиновой фанеры толщиной 3 мм (для центроплана и законцовок консолей).

Сечения продольных элементов крыла указаны на чертежах. Центроплан имеет двухстороннюю зашивку из фанеры толщиной 1,2 мм. В центре крыла и у концевых нервюр между полками лонжерона монтируется стена из осиновой фанеры 3 мм.

На финише внешней части крыла вклеивается компенсирующий груз массой 15 — 20 г. Соединение концевых нервюр с кромками усиливают посредством фанерных косынок. Метод установки качалки на фигурном бруске, вклеиваемом между полками лонжерона, продемонстрирован на картинках.

Готовый каркас крыла обтягивается лавсановой плёнкой либо микалентной бумагой.

В фюзеляж крыло вклеивается уже в всецело готовом виде. По окончании бессчётных опытов по подбору клеев для данной операции, самым надёжным и прочным признано соединение, выполненное на эпоксидной смоле.

Перед первыми полётами полезно проверить крыло на отсутствие крутки в горизонтальной плоскости, положение центра тяжести модели с установленным моторчиком, и симметричность и величину углов отклонения руля высоты вверх и вниз.

Опыт продемонстрировал, что большой угол отклонения в одну сторону не должен быть больше 30°. Из серийных пластиковых винтов при условии применении КМД-2,5 наиболее подходящим есть «Термик» типоразмера 230×120 мм.

В.

ВИКТОРЧУК


Случайные записи:

Кордовая учебная модель PML-1001 \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Учебные крылья пилотажника

    Среди начинающих авиамоделистов-кордовиков бытует вывод, что при изготовлении учебной модели чрезмерно затруднять себя не следует — все равно этому…

  • Кордовая класса f2b

    Начинающие пилотажники сперва, в большинстве случаев, «летают» на несложных моделях, вычисленных под малую «кубатуру» двигателя. Они обучаются…

  • Учебная на радиоволне

    Какой быть модели для освоения радиопилотажа? Таковой вопрос ежегодно поднимается перед большим числом моделистов, решивших и, наконец, взявших…

  • Кордовая пилотажка

    В авиамодельной группе Московского юношества творчества и Дворца детей кружковцы с увлечением строят кордовые пилотажные авиамодели класса F2В. Участвуя…