Петербург строили крестьяне, а не пленные шведы

19.06.2015 Наука и жизнь

Останки строителей города на Неве, найденные годом ранее, принадлежат выходцам из европейской России, и карелам и ижорам.

Строители Санкт-Петербурга, останки которых найдены на Сытнинской улице в феврале 2014 года, не были ни военнопленными шведами, ни финнами, ни каторжниками, как предполагалось ранее. Согласно точки зрения археологов, город на Неве строили крестьяне из европейских областей России (Северо-Поволжья и Запада), и карелы и ижоры. Результаты собственных изучений эксперты представили на Учёном совете Университета истории материальной культуры РАН (ИИМК).

Остатки обуви из раскопок на Сытнинской улице. РАН: и Фото. Коллективное захоронение на Сытнинской улице в Санкт-Петербурге. Фото: ИИМК РАН.‹ ›

Коллективное погребение начала XVIII века было обнаружено на участке, ограниченном Сытнинской улицей, Кронверкской улицей и муниципальный застройкой на протяжении Кронверкского проспекта и Сытнинской площади. В захоронении пребывало 253 костяка.

В течение шести месяцев с останками трудились антропологи, каковые совершили краниометрические и остеометрические изучения.Петербург строили крестьяне, а не пленные шведы Эксперты выяснили телосложение погребённых, их возраст и пол, и прижизненные травмы, полученные ими. Анализы подтвердили, что люди, погребенные в этом месте, были как раз строителями, а не представителями какой-либо второй профессии.

«Антропологические изучения останков подтверждают тот факт, что это были строители: у них был особенно развит плечевой пояс — это показывает, что они совершали тяжелые рубящие перемещения, причем они как раз трудились топором, а не махали оружием. Потому, что Петербург изначально застраивался древесными строениями, с громадной долей уверенности возможно заявить, что люди, каковые обрабатывали дерево, были как раз строителями», — поведала Наталья Соловьева, помощник директора ИИМК.

Среди погребённых было большое количество мужчин в возрасте до 20 лет, большое количество мужчин в возрасте старше 40 лет, и практически нет людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. «Это показывает, что крестьяне не были заинтересованы в этих работах и старались уклониться от них, отправляя или совсем молодых, или уже представителей старшего поколения. Изучение прижизненных травм продемонстрировало, что эти люди не имели ни повреждений, взятых в сражении, ни важных болезней, каковые оставляют следы на костях. Быть может, они погибли от голода, холода либо заболеваний, каковые протекают не так долго осталось ждать», — сказал Иван Широбоков, этнографии Музея имени и сотрудник антропологии Петра Великого РАН.

Все 253 человека были похоронены в один момент. Быть может, они погибли от эпидемии, несчастного случая, обморожения либо по какой-то второй причине.

Среди остатков обуви, найденой в захоронении, имеется характерная для хантов. Исходя из этого нельзя исключать, что среди первых строителей Санкт-Петербурга были представители этого народа. Но вероятна и вторая версия — обувь имел возможность применять выходец из Сибири, контактировавший с хантами и позднее попавший на строительные работы в столицу.

Не считая захоронения, в районе Сытнинской улицы были обнаружены сооружения и деревянные постройки XVIII-XIX столетий, фрагменты булыжного мощения XIX века, водоотводные и инженерные коммуникации XIX-XX столетий, и каменно-кирпичный фундамент строения лютеранской Воскресной школы последней трети XIX века.

В первые десятилетия существования Санкт-Петербурга район Сытинской улицы был известен как «Козье болото». Так во многих русских городах – в Москве, Киеве, Муроме, Пензе и других — именовали окраинные, нежилые районы, которые связаны с судьбой муниципальных низов, казнями и торговлей.

В начале XVIII века эта часть города именовалась кроме этого Татарской слободой — по преданию, тут размещались части иррегулярной конницы, набиравшиеся из татар, башкир и калмыков. Позднее тут стали селиться и торговцы — уроженцы азиатских районов. В слободе появился и «татарский ветошный» либо «тряпичный» рынок.

В 1710 году на «Козьем болоте» показался Сытный рынок, либо «Обжорка» — ветшайшее из дошедших до наших дней торговых мест Санкт-Петербурга.

В истории города «Козье болото» взяло недобрую славу — тут в течение 150 лет проводились публичные казни и экзекуции. Впредь до середины XIX века данный район воображал собой трущобы с древесной застройкой, соседствовавший с громадной рыночной площадью.

В царствование Александра II на месте коллективного погребения начала XVIII был выстроен лютеранский храм. Никаких наземных знаков, говорящих о захоронении, на момент строительства храма не было.

По данным пресс-службы ИИМК

Создатель: Егор Антонов

Источник: nkj.ru

Случайные записи:

Разведопрос: Сергей Кредов о признаках профанации истории


Похожие статьи, которые вам понравятся: