Планер «октябренок»

04.05.2012 В мире моделей

Модель планера «Октябренок» (рис. 1) несложна по конструкции. Ее может выстроить любой школьник. Для изготовления необходимы сосновые рейки, мало фанеры и папиросная бумага.

А оптимальнеетакие модели строить из авиамодельного комплекта-посылки № 15 (цена 3 р. 80 к.). Из него возможно выстроить 12—15 моделей.

В первую очередь вычертите рабочий чертеж модели в натуральную величину: крыло, стабилизатор, киль. Изготовление модели начинайте с фюзеляжа. Заберите сосновую рейку сечением 5X9 мм и длиной 700 мм.

Возможно выстрогать рейку из сосновой доски: сухой, несмолистой, без сучков и прелости, с небольшими и прямыми слоями дерева.

Приблизительно с середины рейка медлено утончается к концу. Носовую часть фюзеляжа выпилите лобзиком из фанеры толщиной 4—5 мм. В данной подробности вырежьте отверстие, как продемонстрировано на рисунке. Это отверстие закрывается с двух сторон щечками из фанеры толщиной 1 мм либо из картона и употребляется как камера для дроби при центровке планера.

Щечки приклеиваются либо закрепляются небольшими гвоздиками.

Носовая часть скрепляется с рейкой двумя-тремя клеем и гвоздиками.

Крыло складывается из продольных задней (кромок и реек передней) и поперечных планок (нервюр). Для кромок необходимы сосновые рейки сечением 4X4 мм (рейки из комплекта № 15 нужно обработать наждачной бумагой).

Планер «октябренок»

Рис. 1. чертежи планёра и Общий вид «Октябренок»:

А — носовая часть модели, Б — камера для дроби, В — крепление крыла, Г — нервюра крыла и приспособление для того чтобы.

Рис. 2. чертёж подшипника и Общий вид.

Для изготовления нервюр нужно сделать несложное приспособление. Отыщите сосновую доску (брусок) шириной 120 мм, высотой 300—400 и длиной 30—40 мм.

Верхняя часть бруска простругивается, и в сечении ее форма должна быть похожа на профиль крыла. С боков к бруску посредством шурупов крепятся два уголка из дюралюминия, как продемонстрировано на рисунке (их возможно кроме этого сделать из железа либо жести). Одного для того чтобы приспособления достаточно для всего кружка.

Для нервюр необходимы пять сосновых реек сечением 4X2 мм, длиной 120мм. Сперва рейки нужно пропитать водой, значительно лучше распарить (опустить на 10 — 15 мин. в тёплую воду). Затем рейки становятся эластичными и их возможно вставлять в приспособление.

Они легко изгибаются и, в то время, когда высохнут, прекрасно сохраняют форму профиля.

Передняя и задняя кромки крыла и торцевые планки (они прямые, но смогут быть выполнены по форме профиля) соединяют между собой посредством уголков из жести размером 30X4 мм. Уголки соединяются с кромками крыла и клеем планками и торцевыми нитками.

Взятую рамку наложите на чертеж и карандашом отметьте места установки нервюр. В этих местах ножом сделайте проколы и в них засуньте нервюры, финиши которых предварительно заострите. Места соединений промажьте клеем.

К передней и задней кромкам у средней нервюры нитками прикрепите полосы из жести размером 30X4 мм и промажьте места соединений клеем. В центре кромок крыла, в том месте, где закреплены пластинки из жести, сделайте надлом так, дабы финиши крыла относительно центра были подняты под углом 10°.

Сейчас нужно изготовить «кабанчик» для крепления крыла к фюзеляжу. Он бывает двух типов.

Первый: берется рейка длиной 160 мм и сечением 4X4 мм. К ней нитками крепится задняя кромка крыла, а под переднюю кромку нужно подложить сосновый брусок высотой 7—10 мм. Второй тип: вместо бруска возможно поставить подкос из полосы узкого алюминия либо жести, предварительно выгнув его, как продемонстрировано на рисунке. Все это крепится между собой клеем и нитками.

Крыло готово, сейчас оклейте его папиросной бумагой, а значительно лучше микалентой (которая вкладывается в комплект № 15) — в этом случае модель будет более живучей.

киль и Стабилизатор модели изготовляются подобно крылу, лишь они не имеют нервюр. Сечения реек лучше сделать уже, чем у крыла.

киль и Стабилизатор клеем и нитками крепятся к рейке-фюзеляжу и оклеиваются папиросной бумагой либо микалентой.

Рис. 3. Чертеж винта.

Процесс изготовления винта: А — боковой шаблон, Б — верхний шаблон.

Сейчас крыло посредством резинки нужно закрепить на рейке-фюзеляже, как возможно ближе к носовой части и отцентрировать модель.

Центр тяжести обязан размешаться приблизительно на 1/3 ширины крыла от передней кромки. Загружайте носовую камеру дробью (либо небольшими кусочками свинца) до тех пор, пока не наступит равновесие. В случае если камера уже полна, а хвост перевешивает, нужно передвинуть крыло назад (исходя из этого оно и крепится резинкой).

Модель готова!

Смело приступайте к опробованиям. Сперва плавным толчком пускайте планер с руки, и если он ведет себя в полете прекрасно, то возможно приступить к запускам модели посредством леера (нитки длиной 30 — 50 м) с проволочным кольцом на финише — его возможно сделать из канцелярской скрепки. Запускать модель на леере лучше при слабом ветре.

Модель планера «Октябренок» легко переделать в самолет. Для этого нужно изготовить новую рейку-фюзеляж, подшипник и воздушный винт (крыло, киль и стабилизатор) годятся без переделки.

Рейка-фюзеляж: из сосны сечением 6X10 мм и длиной 1000 мм. Задний финиш рейки утончается до сечения 6X6 мм. В рейку перед стабилизатором снизу вставляется крючок из проволоки толщиной 1—1,5 мм. На переднем финише рейки вырезаем уступ, на что будет надеваться подшипник (рис.

2).

Подшипник изготовляется из жести. Вырезав ножницами развертку подшипника, плоскогубцами согните на металлической проволоке 1,5 мм втулку. После этого, спаяв место соединения, сделайте коробку и спаяйте ее. Коробка обязана хорошо надеваться на передний финиш рейки-фюзеляжа.

Порядок изготовления винта (рис. 3). Сперва изготовьте верхний и боковой шаблоны из фанеры толщиной 1 мм либо картона.

Шаблоны делаются на одну половину винта, поскольку лопасти однообразны. Цифры 25, 50, 75, 100 и 120 (см. рис. ЗБ) показывают расстояние в миллиметрах от центра винта до соответствующего сечения. Цифры, показывающие ширину лопасти в каждом сечении, поделите пополам и отложите от осевой линии в обе стороны, поскольку лопасть симметрична.

Соединив полученные точки плавной кривой, получите шаблон винта.

Винт изготовляется из сухого липового бруска размером 240X24X15 мм. Очертив на бруске по верхнему шаблону с обеих сторон форму будущего винта, просверлите отверстие для оси.

Для удобства предстоящей обработки сделайте три пропила с обеих сторон бруска, как продемонстрировано на рисунке. Ножом бережно вырежьте контур винта, места обработки зачистите напильником. По боковому шаблону начертите боковой вид винта.

Бережно вырежьте винт по контурным линиям и зачистите его поверхность. По окончании того как лопасти винта вырезаны ножом, обработайте их напильником, шкуркой и стеклом. Обрабатывайте винт , пока толщина лопастей у втулки будет равна приблизительно 2,5 мм, уменьшаясь к финишам до 1 мм. Обе лопасти должны иметь строго однообразную форму.

Готовый винт направляться покрыть нитролаком.

Передний крючок изготовляется из металлической проволоки диаметром 1,5 мм. Модель самолета готова. На крючки подвешиваем резиномотор и испытываем модель в полете.

А.

ЕРМАКОВ, заслуженный тренер РСФСР


Случайные записи:

Планер-металка


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Планер игоря щенина

    Радиоуправляемая модель планера выстроена в авиамодельной лаборатории Боткинского Дома пионеров и школьников чемпионом Удмуртской АССР и вторым призером…

  • И самолет, и планер

    Схематические модели самолёта и планёра, как мы знаем, начали летать значительно раньше собственных полноразмерных прототипов. Проложив настоящим…

  • Планер компакт

    Данный свободнолетающий планер — несложной, прочный, надежный и в меру «летучий» — создавался как тренировочный. Предполагалось, что новички в ходе его…

  • Схематическая модель планера

    Перед тем как приступить к работе, пристально изучите описание и чертёж. После этого приготовьте инструмент: небольшой рубанок, остро отточенный нож,…