Планеры лидии кочетковой

21.05.2015 В мире моделей

Начало 30-х годов было иногда бурного расцвета советского планеризма. Снова выстроенный завод изготовлял серийные учебные и тренировочные планеры и отправлял их во все финиши СССР для планерных школ, кружков и станций.

Главой конструкторского бюро был инженер О. К. Антонов, сейчас главный конструктор, создатель широко известных Анов.

Он пригласил меня трудиться в собственный бюро, и с января 1938 года я был оформлен на пост старшего конструктора КБ.

Кроме очередных работ по заданиям планерного отдела Осоавиахима, юные сотрудники КБ в нерабочее время очертя голову трудились над созданием новых типов планеров. самые способные из них: Л. Кочеткова, В. Емельянов, Г. Грошев в будущем занимали важные должности в громадной авиации.

Первым планером Л. Кочетковой был «Октябренок», конструкцию которого мы разрабатывали совместно. На слете 1933 года он был самым мелким: имея размах крыльев 9 м, весил 59,2 кг.

Цельное однолонжеронное крыло крепилось тролля узлами-накладками к двум шпангоутам фюзеляжа.

Для получения верной центровки место пилота было отодвинуто назад, так что для головы летчика в кабины было нужно сделать вырез в лобовой обшивке крыла. Над головой пилота помещался прямоугольный П-образный обтекатель. Посадочная амортизация из велосипедной камеры крепилась к нижней балке фюзеляжа.

Планеры лидии кочетковой

ПЛАНЕР «8 МАРТА»:

1 — приемник воздушного давления для прибора указателя скорости; 2 — целлулоидные окна для освещения приборной доски; 3 — съемная крышка кабины; 4 — мягкая обивка (жгут) выреза кабины для головы пилота; 5 — заголовник, переходящий в щелевую ленту; 6 — трос руля высоты; 7 — качалка руля высоты; 8 — резиновое кольцо палки; 9 — щелевая лента; 10 — трос руля направления; 11 — качалка руля направления; 12 — педали ножного управления; 13 — тросы ножного управления; 14 — люк для стыковки крыла с фюзеляжем; 15 — ручка управления; 16 — узлы крепления элерона; 17 — люк (снизу крыла) для осмотра управления; 18 — трос элерона; 19 — качалка элерона; 20 — полотно, закрывающее пространство от фюзеляжа к полозу лыжи; 21 — стартовый крючок.

На X планерном слете 1934 года летала вторая машина Кочетковой «8 Марта» (ЛСК-2). Проект этого планера она выполнила самостоятельно. Он взял хороший отзыв на конкурсе, заявленном планерным отделом Осоавиахима, и был разрешен к постройке на заводе.

В отличие от «Октябренка» крыло на данной машине складывалось из двух частей, размах его увеличен до 11 м. Планер весил 76,3 кг (если сравнивать с простыми автомобилями вес его уменьшен более чем на треть, поскольку планеры с размахом 12—14 м весили 100—110 кг).

Что же дало конструктору возможность так уменьшить планер? Каждую подробность Л. С. Кочеткова шепетильно продумала и совершенно верно вычислила. Вместо эмалита крыло и оперение планера были покрыты прозрачным лаком. Фюзеляж выкрашен серебряной краской и шепетильно отполирован.

С 1941 года Лидия Сергеевна трудится в Министерстве авиационной индустрии. Из тридцати с лишним лет трудового стажа двадцать она дала вертолетостроению.

Казалось бы, что же тут неспециализированного с планерами?

Но общее имеется — новизна техники! Как в первой половине 30-ых годов двадцатого века бурно начал развиваться планеризм, так в первой половине 50-ых годов XX века началось становление отечественного вертолетостроения, и Л. С. Кочеткова очертя голову берется за новое дело. Трудясь ведущим инженером, а после этого главой вертолетного отдела, она уделяла большое количество внимания созданию опытных образцов и серийному производству вертолетов.

Ни для кого не секрет, что к настоящему времени отечественное вертолетостроение добилось огромных удач.

Винтокрылые автомобили деятельно трудятся во многих отраслях народного хозяйства. А отечественные советские тяжелые вертолеты являются лучшими в мире! В этих удачах имеется большая часть труда и Л. С. Кочетковой. Так как не просто так вертолетчики любовно именуют ее «отечественная вертолетная мама».

Б.

ШЕРЕМЕТЬЕВ, инженер


Случайные записи:

Лидия Чебоксарова \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Модели ракетных планёров

    Категория S4. Ракетоплан — летательный аппарат, что поднимается в атмосферу с применением тяги ракетного двигателя, а возвращается на землю, планируя с…

  • Планер для всех: каким ему быть?

    Сможете ли вы назвать хоть один модельный класс, вправду дешёвый каждому? До последнего времени ответ на данный вопрос мог быть лишь однозначный: нет. Но…

  • Планер, доступный начинающим

    20010,0,3500, Модель планера, о которой мы хотим рассказать читателям журнала, была построена из самых простых и дешевых материалов. Думаем, что ее…

  • «Летающее крыло»: планер, таймерная

    Удачно выступила в Ижевске на Общероссийских соревнованиях (1978 г.) по экспериментальным моделям типа «летающее крыло» команда Ленинграда. Все ее…