«Высотка» чемпиона

06.10.2010 В мире моделей

Вся сознательная судьба Владимира Меньшикова связана с небом. В юные годы он строил летающие модели самолетов. Из этого и выбор профессии. И, как само собой разумеющееся,—летное училище. Взята профессия летчика—путь в небо открыт. Более 20 лет кабина вертолета—его главное место работы, а штурвал—инструмент. Но не забывал детское увлечение и Владимир—моделизм.

Конструировал модели, но сейчас уже ракет. какое количество не забываю Володю (на правах отечественной долгой дружбы могу именовать его так), его постоянно отличала неуемность, рвение сделать новое, более увлекательное, чем у других. Так, в первой половине 80-ых годов XX века он первым приспособил для пульта управления запуском моделей ракет фрагмент ручки управления вертолетом (его верхнюю часть).

Много лет трудился пилотом в знойной Африке и Сибири.

Налетав уйму летного времени за штурвалом вертолета, возвращаясь к себе в отпуск, обнаружил удовлетворение в конструировании моделей ракет, творчески подходя к этому процессу. Он один из первых разработчиков новой категории спортивных моделей ротошютов.

Вот уже много лет В.Меньшиков неизменно «прописан» в сборной команде «ракетчиков» сначала СССР, после этого—России. Сейчас Владимир—заслуженный мастер спорта, неоднократный мировой чемпион, заслуженный тренер России.

Отлетав собственный в небе, уйдя на пенсию с летной работы, он целиком и полностью посвятил себя собственному детскому увлечению. Организовал спортивно-технический клуб в г. Урае Тюменской области, деятельно трудится с молодежью, показывая пример подлинного служения небу. Среди его воспитанников многие связали собственную жизнь с авиацией, ракетной техникой—К.Власов, И.Проскуряков и др.

Из восьми чемпионатных категорий ракетный моделей практически все (не считая S8—радиоракетопланы) подвластны Владимиру Меньшикову. Во многих категориях был неоднократным чемпионом России, победителем и призёром мира и первенств Европы. Но особенно впечатляют успехи Владимира в категории высотных моделей—S1. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века в Румынии он стал двукратным мировым чемпионом. До этого, во второй половине 90-ых годов XX века он первенствовалв категории S4—модели ракетопланов.

Убедительную победу на 16-м чемпионате мира, на Байконуре одержал В.Меньшиков в классе моделей на высоту полета. Его модель— «высотка» класса S1В поднялась на 612 м.

Нужно признать, что эта конструкция есть примером творческого содружества двух мировых чемпионов, заслуженных мастеров спорта, российских ракетомоделистов Олега Воронова и Владимира Меньшикова.

Полагаю, что спортивный «боеприпас» мирового чемпиона воображает интерес для тех, кто пытается к победным вершинам.

«Высотка» чемпиона

Модель ракеты класса S1B мирового чемпиона В.Меньшикова:

1 —головной обтекатель; 2 — фал; 3—тормозная лента второй ступени; 4—корпус второй ступени; 5 — пыж; 6 — МРД второй ступени; 7 — шпангоут; 8 — стабилизатор второй ступени; 9 — силовые шпангоуты; 10 — соединительная посадочная втулка ступеней; 11 —опорный шпангоут; 12 — параболическая часть корпуса первой ступени (верхний обтекатель); 13—отсек размещения совокупности спасения первой ступени; 14 — шпангоут; 15—трубка-огневод; 16—корпус первой ступени; 17— опорный шпангоут; 18—стабилизатор первой ступени; 19—шпангоуты крепления двигателя; 20—МРД первой ступени

Корпус первой ступени изготовлен из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм на оправке диаметром 39,9 мм.

В нижней его части (конической) вклеено три бальзовых шпангоута: в двух нижних просверлены отверстия диаметром 10,2 мм, а в третьем — опорном — диаметром 4 мм. Опорный шпангоут есть ограничителем вероятного продольного перемещения МРД при старте—так как его стартовый импульс большой. В отверстие опорного шпангоута вклеивают нижний финиш трубки-огневода длиной 330 мм.

Верхняя часть корпуса (верхний обтекатель)—параболической формы. Ее протяженность—39 мм. Она кроме этого отформована из стеклоткани на отдельной оправке.

По окончании торцевания (обрезания ее по длине) в ней закрепляют три шпангоута с отверстиями: в двух нижних—диаметром 4 мм и в силовом (посадочном)—10,3 мм. После этого в обтекателе делают два продольных разреза и вырезают створку громаднейшей шириной 20 мм (на чертеже не продемонстрирована), которая закрывает в будущем отсек размещения совокупности спасения ступени.

Позже сверху в обтекатель вклеивают стеклопластиковую трубку длиной 12 мм, которая будет посадочной для двигателя второй ступени при соединении обеих ступеней при сборке всей модели. Закрепляют обтекатель на верхнем финише трубки-огневода, насаживая на нее отверстиями в шпангоутах и склеивая эпоксидной смолой. К трубке-огневоду привязывают фал (крепкую нитку), к которому, со своей стороны, крепят тормозную ленту и створку первой ступени.

При старте створка верхнего обтекателя (в закрытом положении) фиксируется стопорной чекой—штырьком из проволоки диаметром 0,5 мм, вклеенным в силовой шпангоут второй ступени.

Стабилизаторы (их 3) первой ступени вырезают из бальзовой пластины толщиной 0,6—0,7 мм. Их боковые поверхности армируются стеклотканью со смолой и крепятся к конической части корпуса встык посредством эпоксидной смолы.

Корпус второй ступени равно как и первой, изготавливают из стеклоткани со связующими на оправке диаметром 17,9 мм. По окончании затвердения смолы взятую заготовку зажимают в патрон токарного станка и на маленьких оборотах (порядка 300—400 об/мин) обрабатывают наждачной бумагой и покрывают паркетным лаком. После этого торцуют по размеру (протяженность 105 мм) остро отточенным резцом.

Снизу вовнутрь вклеивают два шпангоута из бальзы толщиной 3 мм, предварительно просверлив в них отверстия диаметром 10,2 мм под МРД. В верхней части корпуса закрепляют фал для его соединения с головным обтекателем и с тормозной лентой (совокупностью спасения). Для хорошего наблюдения за ступенью и фиксирования высоты полета тормозная лента делается длиной порядка 3 — 3,5 м.

Стабилизаторы второй ступени (их четыре) формируют из трех слоев угле-волокна, достигая толщин 0,25—0,3 мм.

Крепят их встык к хвостовой части корпуса в месте размещения шпангоутов.

Головной обтекатель вытачивают из липы, прекрасно обрабатывают и покрывают двумя слоями лака, после этого полируют. В нижний край юбки вклеивается петля крепления фала.

Стартует «высотка» В.Меньшикова на двух двигателях конструкции И.Таборского импульсом по 5 н.с. МРД первой ступени замедлителя не имеет, а замедление двигателя второй образовывает порядка 6,5—7 с.

Полетная масса модели без двигателей образовывает около 30 г.

Подготовка к старту высотной модели—дело достаточно важное. Исходя из этого остановимся на ней детально. Очередность подготовки ступеней значения не имеет.

Начнем все-таки с первой—нижней. Как было уже сообщено выше, МРД без замедлителя туго вставляем в отверстия шпангоутов до упора в торец опорного шпангоута, предварительно насыпав в трубку-огневод одну мерку пороха. В практике ракетомоделистов за мерку принимают укороченную гильзу (протяженность 4 мм) от патрона мелкокалиберной винтовки.

После этого в отсек верхнего обтекателя укладываем совокупность спасения первой ступени (тормозную ленту); закрываем отсек створкой, удерживаем ее в таком положении полосой скотча. Предварительно изнутри тормозную ленту нужно подпружинить кусочком поролона.

Двигатель второй ступени также туго вставляем в отверстия шпангоутов, оставляя свободную юбку длиной 12 мм.

Потом сверху корпуса двигателя ставим пыж, засыпаем тальк, краску (для цветного облака при раскрытии совокупности спасения) и укладываем тормозную ленту.

Затем соединяем ступени, вставляя юбку МРД второй ступени в посадочную (соединительную) втулку первой, наряду с этим стопорная чека (штырек) второй ступени фиксирует от открывания створку обтекателя первой ступени. Полосу скотча затем нужно не забыть снять.

Перед этим нужно засыпать в сопло верхнего МРД 4—5 «порошинок». Соединение ступеней—за счет плотной посадки юбки МРД второй ступени в соединительную втулку обтекателя. Соосность сопла трубки-двигателя и отверстия огневода заложена конструктивно.

Стартует модель с газодинамической установки «пистон». На высоте 15— 20 м происходит срабатывание вы-шибного заряда МРД первой ступени, огневой импульс передается по трубке и воспламеняет МРД второй ступени.

Та быстро уходит вверх. Стопорная чека освобождает створку—и она под действием пружинящих особенностей сжатого поролона отлетает от корпуса, увлекая за собой тормозную ленту первой ступени.


Случайные записи:

Высотка. Внук Яшина выбивает мячи со \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Высотка» коряпина

    Как представляется, модель мастера спорта интернационального класса из Мурманска А. Коряпина может по праву принимать во внимание совершенством техники в…

  • «Высотки» штурмуют небо

    Категория высотных моделей (S1) — одна из самых «ветхих» в ракетомоделизме. С 1985 года, с шестого мирового первенства, она прочно «прописалась» во всех…

  • Победная «высотка»

    Воображаемая вниманию читателей модель ракеты класса S1B (высота полета) с суммарным импульсом двигателей до 5 Н·с разрешила А. Митюреву в течение многих…

  • Модель-копия чемпиона

    20010,0,3500, (Окончание. Начало в № 5 и 11 ’02) Ракета-носитель «Союз У-2» с КК «Союз ТМ-12». В статье «Союз» — космический долгожитель»…