По стаксельной схеме

02.08.2010 В мире моделей

Поиск новых ответов перед очередным спортивным сезоном привел отечественных кружковцев к очень необыкновенной для сегодняшнего дня конструкции. В подклассе ДХ-0,2 на данный момент господствуют специальные модели яхт. По большей части это катамараны с твёрдыми парусами-крыльями или новомодные пирамидальные парусные оснастки, применяемые снова же на многокорпусниках.

Но и те, и другие носят очевидно выраженные показатели направления конструирования спортивных «снарядов», имеющего мало неспециализированного с настоящим яхтостроением. Исходя из этого мы и постарались возвратиться к моделям одно-корпусников, переоборудовав их парусную оснастку. Дело в том, что хорошая одномачтовая схема с стакселем и гротом в несложном выполнении изначально проигрышна в связи с врожденными недочётами тяговых черт парусов.

Мы же воспользовались так называемой стаксельной схемой (довольно часто ее именуют схемой с Л-образной мачтой). Она владеет значительно лучшими особенностями, поскольку снабжает работу самый аажного элемента оснастки — грота — в оптимальном режиме и в широком диапазоне настроек парусов. Сразу же напомним, что варианты конструкций, основанные на технически сложных «наворотах» (наподобие поворотных крыловидных мачт и аналогичных) по большому счету не рассматривались — при условии создания модели руками школьников все это исключено.

Пробные опробования новой, выстроенной в соответствии с нашим проектом яхты продемонстрировали: очень успешным был не только внешний дизайн (а для многих спортсменов это важный фактор), но и ходовые особенности мини-парусника. Исходя из этого мы смело предлагаем чертежи и описание данной модели для ее воспроизведения в кружках любой степени оснащенности.

Наряду с этим мы приводим только один, реализованный вариант конструкции, основанный на необыкновенном применении легкодоступных отечественных материалов. А на базе этих чертежей возможно создать улучшенные (облегченные) модификации, применив, к примеру, в качестве обшивки корпуса листовую бальзу. Ходовые качества модели от этого лишь победят.

Базой предлагаемой яхты, как и любого другого парусного судна, есть корпус. Мы остановились на форме корпуса с обводами типа «шарпи», как самая простой для постройки по классической разработке. Продольный комплект каркаса образован четырьмя стрингерами, рейками мидельвейса и килевой планкой, поперечный — набором шпангоутов.

Для последних употребляется фанера 2-мм толщины, не смотря на то, что наилучший вариант — предварительное дублирование двух слоев миллиметровой фанеры на эпоксидном клее (такая комбинация разрешает при облегчении шпангоутов покинуть значительно более перемычки и узкие стенки). По окончании проверки обоюдной стыкуемости все подробности размещаются и фиксируются на стапеле килем вверх, по окончании чего стыки проливаются свежезамешенной эпоксидной смолой.

Сам стапель представляет собой полураскрытый «уголок» из калиброванных досок. Угол между их рабочими поверхностями обязан в точности соответствовать перелому палубной обшивки. Само собой разумеется, было бы несложнее изначально спроектировать ровную плоскую палубу. Но мы отказались от для того чтобы варианта в пользу более прочного и твёрдого «уголкового».

Собранный каркас корпуса снимается со стапеля, и на нем монтируются носовая бобышка и усилительные элементы. Затем он бережно шлифуется наждачной бумагой, наклеенной на ровные древесные бруски (в один момент малкуются стрингеры, мидельвейс и килевая рейка). Сейчас возможно снимать с корпуса посредством страниц ватмана шаблоны для раскраивания обшивок дна, каковые, со своей стороны, изготавливаются из миллиметровой фанеры.

По окончании монтажа данной части обшивки (кроме этого на эпоксидной смоле; потом связующее не указывается, поскольку на этом самоё прочном и водостойком клее планирует вся без исключения модель), которая частично заходит и на носовую бобышку, ее припуски на скуловых стрингерах срезают и переходят к изготовлению килевой пластины. Вероятно пара вариантов ее конструктивного оформления. Но мы остановились на несложном: из дюралюминиевого страницы толщиной 1,5 мм.

Заготовка шепетильно раскраивается, выпиливается лобзиком и после этого зачищается напильником, наждачной бумагой и надфилями по кромкам.

По стаксельной схеме

Неуправляемая модель яхты с парусным оружием обмерной площадью до 0,2 м2:

1 — мачта Л-образная; 2 — стаксель; 3 — стаксель-гик; 4 — корпус; 5 — пластина (плавник) киля; 6 — балласт; 7 — перо руля; 8 — грота-гик; 9 — ахтерштаг; 10 — грот; 11 — латы ірота; 12 — погон гика-шкота; 13 — погон стаксель-шкота; 14 — «краспица-рас-порка» вставная (используется лишь при туго выбранном такелаже и при самых сильных ветрах).

его кронштейны и Руль

Корпус:

1 — бобышка носовая (липа); 2 — мидельвейс (сосновая рейка 8×3); 3— обшивка палубная; 4 — стрингер (сосновая рейка 3×3); 5 — стрингер скуловой (сосновая рейка 4×3); 6 — пластина килевая (дюралюминиевый лист s 1,5); 7 — брус килевой (сосновая рейка 8×3; перед монтажом отформовать в распаренном виде); 8 — обшивка дна; 9 — кронштейн руля (дюралюминиевый лист s0,5 — 0,7); 10 — перо руля (дюралюминиевый лист s0,7… 1); 11 — транец (фанера sЗ); 12—17 — шпангоуты промежуточные (фанера s2); 18 — шпангоут носовой (фанера sЗ); 19 — грибок резьбовой для крепления половинок обтекателя балласта; 20 — накладка верхнего стрингера (сосновая рейка 8×3); 21 — обшивка борта; 22 — галтель — скругление угла стыка (эпоксидная смола); 23 — усиление мидельвейса (сосновая рейка 3×3).

Палубная часть обшивки условно не продемонстрирована

Проекция «корпус»:

1—7 — теоретические сечения корпуса.Места по длине корпуса соответствуют положению конструктивных шпангоутов. При снятии шаблонов для того чтобы сделать поправки на толщину обшивки корпуса.

Схема такелажа:

1 — стаксель-гик; 2 — стаксель-шгаг; 3 — грота-шгаг; 4 — мачта Л-образ-ная; 5 — ахтерштаг; 6 — грота-гик; 7 — погон гика-шкога; 8 — погон сгаксель-шкота.

Схема работы стакселя и гро га при хорошей мачте (А) н при стаксельной схеме с Л-образной мачтой (Б):

а, а, б — уход передней кромки парусного элемента в сторону борта относительно оси корпуса при действии ветровой нагрузки (величины а, и б — взаиморегулируемые).

На этом этапе, пока килевая пластина еще не вклеена в корпус, комфортно оформить балластную часть киля. Она по конструкции отличается от классических цельнолитных, исходя из этого на ней остановимся подробнее. Так как в подклассе ДХ-0,2 отечественной модели мачта выполнена очень облегченной: обе ее части выструганы из сосновых реек сечением 10×6 мм с заужением к верхнему финишу до 6×4 мм и имеют эллиптическое сечение, а их поверхность шепетильно отлакирована.

Гики грота и стакселя (кроме этого эллиптического сечения) сделаны из реек сечением 5×3 мм.

Паруса «шьются», как самый простой и дешёвый вариант, из полиэтиленовой пленки средней толщины. Использование обширно распространенной на данный момент на «школьных» моделях лавсановой пленки на аналогичной яхте нежелательно из-за чрезмерной жесткости этого материала.

Дело в том, что кроме того очень сильно натянутый такелаж под действием ветровой нагрузки на паруса прогибается не только в направлении бортов модели, но и на протяжении оси корпуса. Твёрдые полотнища парусов смогут начать наряду с этим морщить, искажая изначально успешную форму. Исходя из этого совершенным необходимо было бы признать особый крой парусов из тканых материалов.

Но подобная работа уже выходит по сложности за рамки возможностей начинающих спортсменов.

Говоря о прогибах такелажа под ветровой нагрузкой, отметим очень важный фактор — обоюдное положение грота и стакселя в общеупотребительных режимах хода (кроме «бабочку»).

Тут еще раз отражается преимущество стаксельной схемы: в случае если на хорошей яхте грот жестко фиксирован по уходу на борт самой мачтой, а передняя кромка стакселя уводится ветровой нагрузкой на большую величину, то при Л-образной мачте уход кромок обеих частей парусного оружия не только возможно уравнен, но и взаимно отрегулирован. Так аэродинамическую щель между «предкрылком» и «крылом» удается оптимизировать фактически для всех направлений.

Соответственно, появляется возможность быстро повысить тяговые характеристики «двигателя» парусника.

Итак, наверное, все плюсы — в пользу стаксельной схемы. Исходя из этого рекомендуем не только постараться воспроизвести предложенную нами конструкцию, но и для сравнения перевооружить одну из имеющихся у вас простых моделей. Уверены: вы станете довольны.

Я.ВЛАДИС,

начальник кружка судомоделизма


Случайные записи:

Против ветра.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • По схеме «парасоль»

    Не обращая внимания на популярность радиоуправляемых авиамоделей-среднепланов, внимание конструкторов-авиамоделистов часто обращается и к устаревшей…

  • Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

    Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании…

  • По современной схеме

    Одноконсольные модели прочно завоевали позиции в классе F2A. На соревнованиях тяжело отделаться от мысли, что летает одинаковая скоростная — так они…

  • Комнатная модель планёра по схеме «рама»

    «Моделист-конструктор» уже говорил о том, как из подручных материалов возможно смастерить несложную комнатную модель планёра. Для этого требовалось не…