Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

15.12.2010 В мире моделей

Какой быть новой модели? Таковой вопрос с неумолимым постоянством появляется перед каждым спортсменом, маститым и совсем юным, сразу же по окончании окончания сезона. Этап выбора схемы очередного аппарата — не только очень «вкусен» для любого конструктора-моделиста, но и трудоемок, важен. Так как как раз тут закладываются базы спортивных удач на будущих соревнованиях.

Дабы оказать помощь не через чур умелым судомоделистам, увлеченным кордовыми скоростными глиссерами, в выборе новой техники, предлагаем их вниманию модель, сочетающую в себе и надежность отработанных ответов, и новизну отдельных узлов, необычность компоновки. Таковой глиссер-компромисс не столь сложен в отладке, как всецело уникальные конструкции, а исходя из этого разрешит новичку всецело реализовать скоростные качества модели.

Как видно из картинок, ходовая схема глиссера хорошего типа — с двумя симметрично расположенными передними поплавками. Эта схема снабжает простоту запуска и в один момент устойчивость хода на любых скоростях, что и требуется для аппарата среднего класса.Глиссер-компромисс, или резервы традиционной схемы

Сразу же напомним, что хорошая схема занимательна еще и тем, что по окончании приобретения навыков обращения с аналогичной техникой остается возможность экспериментирования с кормовыми аэродинамическими поверхностями, во многом талантливыми оказывать влияние на работу гребного винта (см. «М-К» № 7 за 1987 год, «Кордовый глиссер»).

Рис. 1. Модель глиссера с двигателем и гребным винтом рабочим количеством 2,5 см3:

1 — гребной винт, 2 — кронштейн гребного вала, 3 — подшипниковый корпус, 4 — конус-переходник, 5 — промежуточный вал, 6 — дейдвуд, 7 — корпус, 8 — поперечные балки, 9 — поплавок, 10 — обтекатель, 11 — съемная (откидная часть) крышка-обтекатель, 12 — окно подхода к калильной свече двигателя, 13 — кормовое ушко уздечки, 14 — носовое ушко уздечки.

Рис. 2. Конструкция модели:

1 — гребной винт (O 35 — 40 мм), 2 — подшипниковый корпус (металлическая труба O 7 мм), 3 — кронштейн (металлическая пластина либо профиль-уголок), 4 — конус-переходник (сталь, выполнить с пазом и отверстием под угловой шарнир), 5 — кормовая бобышка (липа), 6, 9, 24, 25, 26, 27, 34 — шпангоуты (фанера 1,5—2 мм), 7 — верхняя кормовая обшивка (липа толщиной 1,5 мм), 8, 23 — элементы днищевой обшивки (фанера 1,5 мм), 10 — бортовая обшивка (липа толщиной 1,5—2 мм), 11 — легкоразъемный замок крышки мотоотсека, 12, 40 — силовые шпангоуты (фанера 3 мм), 13 — крышка мотоотсека (липа либо выклейка из стеклоткани), 14 — соединительная трубка (маслотермобензостойкая резина) с хомутиками, 15 — петля крышки мотоотсека, 16 — резонанснаявыхлопная труба, 17 — обтекатель (липа), 18 — дно отсека трубы (фанера 1 мм), 19 — поперечная балка (Д16Т), 20 — узел-гнездо фиксации хвостовика выхлопной трубы (Д16Т, резина), 21 — носовая бобышка (липа), 22 — носовая верхняя обшивка (фанера 1,5 мм), 28 — борта отсека трубы (фанера 1 мм), 29 — микродвигатель (калильный, рабочим количеством 2,5 см3), 30 — брус моторамы (граб), 31 — маховик, 32 — гайка маховика, она же — корпус шарнира (сталь), 33 — труба дейдвуда (латунь), 35 — стена отсека топливного бака (фанера 1 мм), 36 — подшипник дейдвуда (латунь, фторопласт), 37 — промежуточный гребной вал (проволока-«серебрянка»), 38 — топливный бак, 39 — трубка питания двигателя.

Силовая схема образована коробчатым корпусом.

Как продемонстрировала практика, на первых порах, в то время, когда еще у моделиста не сформировались опытные навыки работы с инструментами и различными материалами, как раз такая конструкция самый доступна для изготовления и снабжает прекрасные результаты по массе и прочности. Корпуса-долбленки по силам только более умелым. Кстати, и выигрыш по массе, приобретаемый на таком типе корпусов, не столь уж велик.

Да и вопреки распространенному точке зрения, смысла в сверхоблегчении скоростной судомодели не через чур много. Само собой разумеется, зависимость гидродинамических утрат от массы судна остается в силе. Но в настоящих условиях заезда, в то время, когда точка подвеса кордовой нити на центральном стояке достаточно высоко расположена над уровнем воды, вероятна обстановка, при которой при достижении кроме того не через чур большой скорости наступит полная разгрузка реданов.

Подробно с этим эффектом возможно познакомиться, прочтя статью Г. Шахазизяна в «М-К» № 2 за 1987 год. Кстати, тут уместно отыскать в памяти о моделях с гребным винтом, правильнее о аэродинамических крыльях-стабилизаторах, талантливых прижать определенную часть модели к воде!

Рис.

3. Поплавок:
1 — корпус поплавка (липа, уменьшить долблением до толщины стены около 1—1,5 мм), 2 — «подставка» (липа), 3 — шпангоут (фанера 1,5 мм), 4 — поперечная балка (территории склейки зачистить, обезжирить ацетоном, обмотать хлопчатобумажной нитью), 5 — подошва редана (дюралюминиевая фольга толщиной 0,1 мм).

Рис. 4. Маховик (латунь — для компрессионного двигателя, дюралюминий — для калильного).

Итак, корпус-коробка. На картинках она представлена в самый доступном варианте — в виде несущих панелей обшивки, выполненных из липовых пластин и соединенных посредством комплекта шпангоутов. Обратите внимание — дне для того чтобы корпуса выполнено из фанеры. В следствии удается добиться жёсткости и повышенной прочности, стойкости против растрескивания по слоям древесины при понижении «голосистости» древесной коробки. Так как самые «звучащие» фанерные обшивки расположены снизу.

Дополнительного глушения звука, что делается ответственной задачей при применении форсированных замечательных двигателей, возможно добиться заклейкой во всех полостях корпуса блоков из пенопласта (вариант конструкции корпуса из пенопласта с узкой несущей оболочкой-обшивкой новичкам советовать запрещено, поскольку вероятные огрехи в работе тут значительно влияют и на утраты в прочности, и на повышение массы). При возможности подобный корпус-коробка выклеивается не из липовых, а из бальзовых пластин.

Использование легкой древесины не смотря на то, что и потребует специфичных приемов в отделке поверхности,все же выигрышнее с позиций шумоглушения. Толщину обшивки из бальзы лучше расширить вдвое если сравнивать с липой. Но из-за пропитки клеем и утяжеленного внешнего отделочного слоя суммарный выигрыш по массе будет маленьким.

Сборку корпуса ведут до этапа, предшествующего монтажу последней, верхней обшивки.

Перед заклейкой пенопластовых вставок, каковые в обязательном порядке должны хорошо стыковаться со всеми поверхностями бортов, необходимо пропитать целый корпус изнутри разжиженным посредством спирта двухкомпонентным паркетным лаком для защиты от жидкости и проверить стыкуемость элементов двигательной установки с каркасом глиссера. Так как на предлагаемой модели топливный бак монтируется без возможности последующей замены, рекомендуем еще раз проконтролировать его работоспособность как с позиций качества выполнения,так и применительно к конкретной двигательной установке и данному виду подачи горючего к карбюратору.

Во многих случаях, в то время, когда совокупность питания горючим неимеетвозможности принимать во внимание отработанной либо на модели планируется установка разнотипных моторов, отсек бака необходимо сделать легкодоступным. Тогда нужно будет увеличить заднюю часть крышки-обтекателя и… согласиться со сниженной прочностью модели в зоне двигателя. Частично компенсировать ослабление удастся за счет резкого удлинения хвостовых частей брусков моторамы.

При открываемом отсеке бака грабовые подробности должны доходить до шпангоуту с которого в таком варианте будет начинаться кормовая верхняя несъемная панель обшивки.

Остальные подробности глиссера особенных пояснений не требуют. Переднее размещение резонансной выхлопной трубы уже испытано на аналогичных аппаратах, а в предлагаемом варианте окно выброса выхлопных газов дополнительно защищается за счет плавучести поплавков.

На картинках не продемонстрированы окна для выхода и впуска воздуха охлаждения двигателя. Они прорезаются в крышке-обтекателе и в неподвижной части обтекателя так, дабы в один момент обеспечить и надежный режим данного мотора, и максимально снизить звуковые колебания, проникающие наружу через окна. Некую помощь в шумоглушении смогут оказать легкие, направляющие воздушный поток дефлекторы. Они заклеиваются в обтекателей, перегораживая путь звуковым колебаниям.

А от необходимости в больших отверстиях для пускового ремня разрешает избавиться конструкция легкооткидываемой крышки мотоотсека.

Главные эти модели

Протяженность полная, мм: 730

Ширина, мм: 180

Масса, г: 700—800

В. ИЛЯШЕНКО, А. ДАРЬИН


Случайные записи:

Savings and Loan Crisis: Explained, Summary, Timeline, Bailout, Finance, Cost, History


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Кордовый глиссер

    Сейчас отечественный рассказ — об уникальной скоростной судомодели, созданной в кружке детского клуба «Искатель» Москвы. Спроектированная по самой…

  • По современной схеме

    Одноконсольные модели прочно завоевали позиции в классе F2A. На соревнованиях тяжело отделаться от мысли, что летает одинаковая скоростная — так они…

  • В полете… глиссер!

    «Серебро» на чемпионате мира 1981 года, в том же году — первое место среди сильнейших спортсменов СССР — это ли не лучшая черта схемы судомодели,…

  • По стаксельной схеме

    Поиск новых ответов перед очередным спортивным сезоном привел отечественных кружковцев к очень необыкновенной для сегодняшнего дня конструкции. В…