Победа — за конструкторами

26.06.2013 В мире моделей

В осеннюю пору прошлого года в Ташкенте состоялся второй персональный чемпионат СССР по ракетомодельному спорту, в котором участвовали 53 спортсмена фактически из всех союзных республик нашей страны. По установившейся уже традиции первенство разыгрывалось в трех классах моделей — SЗА, S4D и S6А.

Редакция издания обратилась к главному судье соревнований, мастеру спорта В. С. РОЖКОВУ прося прокомментировать результаты соревнований, поведать об трансформациях, каковые внесли в уже сложившиеся конструкции ракетомоделей победители чемпионата — ведущие спортсмены нашей страны.

В первую очередь о победителях чемпионата. Первыми призерами в нем стали В. Тарасов из Челябинска (класс S3А), А. Долматжанов из Таджикистана (класс S4D) и москвич В. Ковалев (класс SбA).

направляться подчернуть, что победа далась чемпионам в тяжёлой и острой борьбе — ни в одном из соревнований по каждому из классов ракетомоделей не обошлось без дополнительных туров. И в случае если старты классов S3А и S6А настойчиво попросили всего лишь одного дополнительного тура, то в соревнованиях ракетопланов (S4D) их было нужно пронести целых три!

Хочется подчернуть, что чемпионат разрешил сравнить двигатели трех типов: серийные и умелые отечественные и производимые в Болгарии.

Их характеристики были очень схожими, а отказов МРД на стартах было значительно меньше, чем на первом чемпионате. Очевидно, тут сказался и опыт, уже купленный ракетомоделистами в обращении с МРД.

Сейчас о моделях с парашютом класса S3А. Сперва пара слов о технических требованиях.

Стартовая масса их не должна быть больше 100 г, импульс двигателя — 2,5 н·с. Большое засчитываемое время полета по большей части туре — 4 мин. Полет оценивается в зависимости от его длительности.

Самый привлекательно смотрелась модель чемпиона СССР В. Тарасова. Он один из немногих применял корпус минимального диаметра, только ненамного превышающий диаметр МРД (12,3 мм.) В цилиндр для того чтобы сечения В. Тарасов сумел к тому же уложить парашют с большим куполом (800 мм)!

Из этого и высота полета больше, чем у других моделей, и продолжительнее спуск. Второе преимущество особенно понадобилось в дополнительном туре, в то время, когда погода пробовала помешать спортсменам: похолодало, встал ветер, и, конечно, никаких «терминов». Занимательными по конструкции были модели столичных спортсменов А. Митюрева и С. Ильина: корпуса их ракет минимального диаметра имели продольный разъем.

Эти особенности не могли не сказаться на результативности выступлений — А. Митюрев стал серебряным призером, а С. Ильин занял шестое место.

Говоря о ракетопланах S4D, отметим в первую очередь, что в них, к сожалению, тяжело отыскать элементы технического поиска, собственных конструкторских находок. Практически все участники чемпионата выступали с миниатюрными дельтапланами типа «летающее крыло» и «утка».

И практически все модели в той либо другой степени копировали ракетопланы признанных фаворитов — участников сборной СССР. Но на первых порах это, по всей видимости, нужно — так совершенствуются технические приемы и тактика участия в соревнованиях. И все же, в случае если спортсмен ориентируется не только на сегодня, нужно искать новые схемы, применять личные технические ответы.

С моделью ракетоплана самолетной схемы на чемпионате выступил только один участник — москвич В. Минаков.

Крыло его ракетоплана имеет два излома и может разворачиваться на протяжении фюзеляжа, что сокращает сопротивление на взлете. Прекрасно продемонстрировал себя и установленный на модели автомат принудительной посадки. Стартовая масса ракетоплана с МРД-20-10-4 около 100 г. К сожалению, В. Минакову удалось собрать лишь 1300 очков и в следствии занять только седьмое место.

Следующий класс, стартовавший в Ташкенте, — модели S6A: ракеты с ленточным парашютом-стримером, полет которых оценивается по длительности. Дело в том, что результаты в этом классе прежде всего зависят от тактической зрелости спортсмена, умения ориентироваться в метеообстановке и верно выбирать место старта.

В намного меньшей степени оценка полета определяется конструктивными изюминками, потому, что ракеты ведущих моделистов приблизились к собственного рода оптимуму: все они имеют стеклопластиковый корпус переменного сечения — с основной частью O 10 мм, хвостовой частью — по калибру двигателя. Однообразны тормозные ленты-стримеры из лавсановой пленки длиной 1000 — 1200 мм. Близки и стартовые веса — около 17 г.

Среди моделей этого класса самая интересной по конструкции была ракета чемпиона СССР москвича В. Ковалева с раскладным корпусом. Польза его применения в том, что половинки корпуса создают дополнительное сопротивление, пара снижая скорость спуска. Пускай ненамного, но в то время, когда счет времени идет на секунды, маленькая избыточная парусность может решить финал поединка.

Заканчивая разговор о прошедшем чемпионате, о моделях призеров, хочется выделить, что возможно совершенствовать кроме того конструктивно устоявшиеся схемы ракетомоделей. Подтверждение тому — итоги чемпионата, победителями которого стали не столько умелые спортсмены, сколько конструкторы с сильно выраженным творческим подходом к технике, применяющие при разработке моделей уникальные, нестандартные ответы.

МОДЕЛЬ КЛАССА S6А ЧЕМПИОНА СССР В. КОВАЛЕВА

Толщина стены раскладного стеклопластикового корпуса модели образовывает 0,25 мм. Сам корпус — переменного сечения, это разрешило сместить центр аэродинамического сопротивления назад и тем самым повысить устойчивость полета. Половины корпуса соединяются шарниром, сделанным из стеклопластика и вклеенным в бальзовый головной обтекатель. Стабилизаторы ракеты — из бальзовых пластин толщиной 1 мм.

Для фиксирования половин корпуса в стартовом положении предусмотрен собственного рода замок — бальзовая бобышка, складывающаяся из двух частей, вклеенных в половины корпуса. Бобышка имеет выступ, на что внутренним диаметром насаживается двигатель. По окончании отстрела МРД замок освобождается, корпус раскрывается и разворачивается стример.

Победа - за конструкторами

Тормозная лента-стример выкроена из металлизированной лавсановой пленки (120 X1200 мм) и сложена гармошкой. К головному обтекателю лента подвешивается на капроновой нити длиной 800 мм.

Модель таковой конструкции достаточно технологична, прочна, ее возможно многократно применять. Масса модели без двигателя — 7,5 г.

МОДЕЛЬ КЛАССА S3А ЧЕМПИОНА СССР В. ТАРАСОВА

Корпус модели имеет O 12,5 мм и длину 253 мм. Материал — композиция из стеклоткани и эпоксидного связующего. Стабилизаторы из бальзовых пластин толщиной 1 мм; их боковые поверхности покрыты эпоксидной смолой. Из эпоксидной смолы и стеклоткани сделаны и направляющие кольца — их внутренний O 3,5 мм. Головной обтекатель ракеты выточен из бальзы.

Парашют выкроен из лавсановой пленки. В зависимости от погодных условий модель снаряжается парашютом с диаметром купола от 600 до 800 мм.

Стартовая масса модели — 20 г.

МОДЕЛЬ КЛАССА S4D ЧЕМПИОНА СССР А. ДОЛМАТЖАНОВА

Конструкция ракетоплана победителя чемпионата обычна для прошедших соревнований — это планер с эластичным дельтакрылом типа «рогалло». Центральная балка планера — сосновая рейка сечением 4X4 мм.

В ее передней части клеем и нитками прикреплен пружинный шарнир из металлической проволоки O 1 мм. К той же пружине и тем же методом пристыковываются боковые балки из сосновых реек переменного сечения.

На центральной балке (на расстоянии 284 мм от носа планера) шарнирно подвешивается рейка-балансир с закрепленным на ней бальзовым головным обтекателем.

Парус планера выкроен из лавсановой пленки, угол при вершине (у заготовки) — 98°. Масса ракетоплана — 28 г.

Контейнер (корпус) ракетоплана выклеен из стеклоткани и эпоксидного связующего. Стабилизаторы — бальзовые, толщиной 3 мм. Модель снаряжается двигателем МРД-20-10-4.


Случайные записи:

Пушки победы конструктора Грабина Вторая мировая война Документальные


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Только победа!

    Так уж оказалось, что целый прошедший год мне не довелось находиться на автомодельных соревнованиях. Последствия спортивных баталий доходили в редакцию,…

  • В бою побеждает… конструктор

    Легчайший бальзовый каркас, замечательный калильный двигатель, сделанный собственными умелыми руками и талантливый «вытянуть» практически невесомую…

  • Конструктор звуковых колонок из китая

    Возможно сэкономить деньги и обзавестись замечательными звуковыми колонками, если не покупать их готовыми, а собрать из конструктора. Таковой девайс DIY…

  • Бюджетный осциллограф на основе конструктора dso138

    В практике радиолюбителя для проверки и настройки разных схем требуется осциллограф. Но современные аппараты в большинстве случаев дорогие либо уровень…