В бою побеждает… конструктор

19.08.2016 В мире моделей

Легчайший бальзовый каркас, замечательный калильный двигатель, сделанный собственными умелыми руками и талантливый «вытянуть» практически невесомую Модель фактически при любых ее эволюциях… Таковы модели воздушного боя самые опытных спортсменов. А поединки между ними воображают так захватывающее зрелище, что у каждого заметившего нечайно появляется желание заняться как раз этим направлением авиамоделизма.

Желаем строить бойцовки — так значительно чаще говорят парни, в первый раз приходящие в авиамодельные кружки. Но в то время, когда дело доходит до изготовления модели, перед юным конструктором появляется значительная неприятность: из чего ее делать! Бальзы нет, лила и осина не смотря на то, что и существенно прочнее, но наряду с этим впятеро тяжелее.

Бойцовка с каркасом из липы, выполненная по примеру бальзовой, летает большое количество хуже — великовата удельная нагрузка на крыло. В случае если к тому же на ней не «калилка», а массовый компрессионный двигатель, то в настоящий бой такую модель производить легко бесперспективно.

Все по вовсе не свидетельствует, но, что воздушным боем заниматься не нужно. Нужно лишь создать модель без данной столь редкой в наши дни бальзы.

Возможно, в принципе, отказаться и от «иноземных« н самодельных моторов — достаточно тех дизелей, что производит отечественная промышленность.

В отечественном авиамодельном кружке такая бойцовка была создана и испытана. Схема ее, действительно, не несет в себе полной новизны и знакома моделистам: трапециевидной формы летающее крыло, собранное профилями переменной относительной толщины — 11-процентным у корпя и 10-процентным на финишах консоли.

При изготовлении данной модели мы решили отказаться от бальзы, заменить ее пенопластом марки ПХВ. Характерно, что плотность этого материала сходится с соответствующей чёртом качественной бальзы. Это разрешило возможность вырезать элементы модели с теми же поперечными сечениями, что и на прототипе экстра-класса.

Все плоские подробности модели имеют толщину 4—5 мм и исходя из этого изготавливаются из двух полос пенопласта сечением 5Х60 мм и длиной 600 мм.

Нервюры для большей жесткости не облегчаются, только в каркасе внутренней консоли прорезаны отверстия для тросов управления. Любая из нервюр оконтурена липовыми полосами, на время склейки их возможно зафиксировать на пенопласте булавками. Центральная нервюра замечательнее остальных — ее толщина образовывает 15 мм. Как и остальные нервюры, она оклеивается липовыми полосами толщиной 2 мм.

В бою побеждает... конструктор

Кордовая модель воздушного боя с двигателем ЦСТКАМ-2,5:

1 — моторама (фанера я буковые накладки), 2 — микродвигатель ЦСТКАМ-2,5, 3 — обшивка лобика (фанера толщиной 1 мм), 4 — стеклотканевое усиление, 5 — передняя кромка крыла (пенопласт марка ПХВ), 6 — окантовка (сосновая рейка 4X4 мм), 7 — нервюра (пенопласт ПХВ), 8 — груз (свинец массой 20—30 г)( 9 — за концовка (пенопласт ПХВ),10 — задняя кромка (пенопласт ПХВ), 11 — плавник, 12 — руль высоты (пенопласт ПХВ), 13 — фанерная накладка, 14 — тросы управления, 15 — качалка, 16 — держатель качалки, 17 — тяга управлення рулем высоты, 18 — центральная нервюра (пенопласт ПХВ), 19 — лавсановая обшивка, 20 — усиливающая накладка, 21 — усиливающая косынка, 22— топливный бак.

Задняя кромка с одной стороны окантовывается сосновой рейкой сечением 4X4 мм.

Такими же рейками оконтуривается хвостовой передняя и плавник часть руля высоты.

Передняя кромка — это пенопластовая рейка сечением 25X25 мм и длиной 900 мм. наждачной бумагой и Напильником она обрабатывается так, дабы в середине ее толщина составляла 25 мм, а по финишам — 17 мм.

Самое серьёзное при соединении отдельных подробностей крыла — добиться его отсутствия и симметричности мельчайшей крутки.

Передняя кромка крыла со стороны нервюр улучшается двумя сосновыми рейками сечением 4X4 мм, такие же рейки дополнительно вклеиваются между тремя центральными нервюрами. Сверху и снизу крыла на эпоксидной смоле закрепляются треугольные фанерные накладки. Их толщина — 1—1,5 мм. Не забудьте лишь перед окончательной фиксацией этих пластин установить в полости крыла спаянный из жести топливный бак и вывести через них дренажную и заправочную трубки.

По окончании приклейки накладки обрабатываются по профилю передней кромки крыла, причем их задняя часть ив длине 15 мм сошлифовывается на нет. Затем ставятся на клей окантовывающие центральную нервюру липовые полосы, у которых предварительно сведены на нет 15 мм их передних частей, дабы переход от косынки к полосе-накладке оказался более плавным.

Качалка управления простого типа.

Два равных ее плеча — по 25 мм, рычаг тяги управления — 20 мм. Крепление к центральной нервюре — пропущенным через нее болтом. Гайка самодельная, является пластиной2х10х20 мм. Затягивать болт нужно , пока эта пластина не уйдет в пенопласт на глубину 1,5—2 мм.

В законцовку внешнего крыла врезается свинцовый груз массой 20 г. Тросы управления, любой из которых свит из трех корд O 0,3 мм, прикрепляются к качалке через промежуточные держатели из лроволоии ОВС O 1 мм. Во внутренней законцовке крыла места вывода корд усиливаются трубками O 2—3 мм. Тяга управления рулем высоты выгнута из металлической спицы O 1,8 мм.

Ее выход из полости крыла наружу — через центральную нервюру: для этого в ней под углом 45° пропиливается канал, соответствующим образом изгибается и пропущенная через него тяга.

Моторама — из фанеры толщиной 8 мм и двух буковых брусков сечением 7×7 мм, приклеенных на всю ее длину со стороны двигателя. Обратная сторона зашита фанерой толщиной 1 мм.

Дабы обеспечить оптимальную центровку модели, моторама врезана в переднюю кромку так, что мотор углубляется в нее примерно на 10 мм. Соответственно в передней кромке вырезается место под двигатель, причем последний закреплен так, дабы между картером и пенопластом остался зазор 1—2 мм. Дабы паз не ослаблял переднюю кромку, ее усиливают в этом месте стеклотканью толщиной 0,2 мм на эпоксидном связующем.

По окончании обработки и окончательной отладки каркас обтягивается лавсановой пленкой. Наряду с этим возможно пользоваться такими клеями, как БФ-2, БФ-4, БФ-6, 88Н либо «Уникум». Сушка ускоряется проглаживанием утюгом.

Обтягивая первую {верхнюю либо нижнюю — все равно) сторону, не забудьте подвернуть лавсан на противоположну сторону крыла. То же повторите и при обшивке второй стороны. Учтите, что окантованные липой нервюры устойчивы к большой температуре, чего нельзя сказать о передней пенопластовой кромке. Это значит, что регулятор электроутюга нужно устанавливать на температуру не выше 130°. В случае если нет громадных складок, создаваемого нагрева в полной мере хватит, дабы натянуть пленку обшивки.

В случае если лавсан непрозрачный, им возможно оклеить и стабилизатор бойцовки. Наряду с этим смазывать клеем нужно только его контуры.

Руль высоты крепится к модели на четырех «петлях» из проволоки марки ОВС O 1 мм (в крайнем случае из простой канцелярской скрепки) и четырех «ушках», по форме аналогичных булавке с колечком. Кабанчик руля высоты — из вязальной спицы направляться 2,5 мм. Плечо его рычага — 20 мм. К рулю высоты он присоединен двумя «усами» — концом и началом спицы, из которой и выгнут сам кабанчик.

Конструкция моторамы и силового узла.

Конструкция хвостовой части.

Двигатель собран из нескольких уже поработавших моторов типа ЦСТКАМ-2,5. Наряду с этим коленвал был подвергнут отпуску, потому, что штатный отличался повышенной хрупкостью.

Для этого раскаленным бронзовым бруском прогревалась территория впускного окна до появления на металле светло синий цвета побежалости, по окончании чего вал охлаждали на воздухе. В начале подшипниковой шейки прорезали три канавки глубиной и шириной по 1 мм и с шагом 1 мм — лабиринтное уплотнение, значительно уменьшающее выброс масла из двигателя.

И еще одна доработка двигателя, которая значительно улучшила его тепловой режим, разрешила расширить частоту вращения коленчатого вала и соответственно повысить мощность. Ее цель — уменьшить тепловое сопротивление в паре гильза — рубаха цилиндра. Смазав вязким машинным маслом поверхность гильзы, обернули ее слоем пищевой алюминиевой фольги, по окончании чего стремительным перемещением ввели в нагретую до 140—150° оребренную часть картера.

Обкатывать доработанный двигатель и облетывать модель оптимальнеес воздушным винтом O 280X130 мм, укороченным до O 220 мм. В будущем возможно перейти на винт O 180X Х180 мм. С таким пропеллером на стандартных кордах модель развивает скорость до 135 км/ч, легко делает фигуры пилотажа, равномерно натягивает корды во всех, точках полусферы и не сбрасывает скорость при фактически любых эволюциях боя.

И при эксплуатации выстроенная нами модель была эргономичнее бальзовой.

Эластичный за счет пенопласта каркас модели выдерживал, не ломаясь, неотёсанные посадки а также падения на землю.

П. КИБЕЦ, авиамоделист-перворазрядник


Случайные записи:

Rat Rod vs Lamborghini Aventador! Roadkill Episode 5


Похожие статьи, которые вам понравятся: