Только победа!

19.10.2016 В мире моделей

Так уж оказалось, что целый прошедший год мне не довелось находиться на автомодельных соревнованиях. Последствия спортивных баталий доходили в редакцию, уже смягченные временем, расстоянием, пересказом. Сегодняшние, сиюминутные сенсации смотрелись вследствие этого рядовыми удачами, а бурные, вызывающие столько чувств на кордодроме споры, что постоянно разгораются в дни спортивных встреч, казались иногда повторением пройденного, чем-то уже прекрасно привычным по прошлым стартам.

И все-таки одна сенсация 1972 спортивного года не меркнет до этот поры. Команда Москвы вышла в следствии острой борьбы с признанными фаворитами на первое место среди юношей и на пятое среди взрослых спортсменов.

Настоящая сенсация! По причине того, что за последние годы столичные автомоделисты ни разу не продемонстрировали на соревнованиях, на что они способны.

Я знал, что они способны на очень многое. По причине того, что кому, как не Москве, зачинательнице автомоделизма, с богатейшими традициями, с отличными кадрами тренеров-ветеранов, с довольно успешным снабжением близостью и техникой к Центральной автомодельной лаборатории, было идти в фаворитах, побеждатьза победой.

Но москвичи как будто бы сами не желали идти в фаворитах.

Неоднократно на совещаниях Федерации автомодельного спорта СССР поднимался твёрдый, принципиальный разговор о том, что автомоделизм о столице все больше сдает собственные позиции, что нужно отыскать настоящего квалифицированного начальника, что был бы способен обеспечить и стабильное выступление спортсменов, и массовое развитие этого перспективного технического вида спорта в клубах.

Только победа!

Заслуженный тренер РСФСР мастер спорта М. Осипов с участниками юношеской сборной П. Тепляковым и И. Сиворцовым.

Гоночная с двигателем 5,0 см3 — новое слово в автомоделизме.

Наконец-то возможно с уверенностью заявить, что эта неприятность решена. Отныне на спортивном знамени автомоделистов столицы опять сияют слова: «Лишь победа!», сказанные когда-то, еще на заре автомоделизма, превосходным спортсменом Сергеем Казанковым.

И сейчас команды столицы ведет к этим победам ученик Казанкова мастер спорта, заслуженный тренер АзССР, рекордсмен и чемпион страны, победитель многих интернациональных встреч Михаил Осипов.

РАДИО Либо АВТО!

Дом Осиповых много лет назад, как, но, и сейчас, напоминал радиомастерскую.

Папа Самвел Осипов трудился в радиотелеателье, а дети его — Михаил и юрий «от младых ногтей» переняли от отца неуемную любовь к «железкам», к хитросплетениям проводников, подробностей, к ювелирной работе над радиосхемой. Сначала кроме того имело возможность показаться, что закладывается домашняя семейство людей, полностью, без остатка преданных радиоделу.

Что ж, в неспециализированном-то, это простое явление: в семьях, где господствует настоящая увлеченность кого-то из старших делом, ставшим профессией, дети в большинстве случаев выбирают ту же самую дорогу. Лишь они совершенствуют мастерство, полученное из рук взрослых, при носят в него что-то собственный, по-новому подходят к тому делу, которому отцы посвятили жизнь.

У Осиповых семейства, осознаваемой в столь узком значении, не получилось.

Никто из детей ветхого мастера не стал радиоконструктором — специалистом. Действительно, старший из детей Осиповых — Юрий — был известен как конструктор радиоуправляемых авиамоделей, да и Михаил несколько месяц посвятил радиоуправляемым автомоделям. Но согласитесь, что радиоуправление моделями и работа конструктора на громадном заводе либо кроме того мастера в маленькой ремонтной мастерской — это вещи совсем различные.

И все же те прекрасные качества, каковые воспитал Самвел Осипов в собственных сыновьях, те навыки ювелирной работы, которым он их исподволь обучал, не поспали бесплатно.

Мало хронологии. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда оба брата и думать не думали о победных стартах на чемпионатах мира и страны, в жизни Михаила случилось одно мелкое, ко выяснившее всю его судьбу событие.

В 18-ю школу, где обучался Миша, пришел глава районного комитета ДОСААФ и сказал, что начинается комплект во в первый раз создаваемый при автомотоклубе автомодельный кружок.

Пятьдесят шестой год. В случае если отыскать в памяти историю автомоделизма, то для этого года в ней попросту не найдется места. Давайте повспоминаем… Май 1957-го — матчевая встреча четырех городов на Стадионе юных пионеров в Москве.

Август того же года — первые всесоюзные соревнования. Эти даты считаются официальными днями рождения молодого технического вида спорта. И спортсмены из Азербайджана, как свидетельствуют протоколы, в них не принимали участие. Исходя из этого я был очень удивлен, в то время, когда Миша с уверенностью сообщил мне:

— А я был на этих соревнованиях! Мы приезжали не выступать, мы приезжали обучаться.

Тогда-то и познакомился Михаил Осипов со своим наставником и будущим учителем — Сергеем Казанковым.

А во второй половине 50-ых годов двадцатого века азербайджанцы уже рискнули выставить собственные модели на всесоюзные старты. «Четыре храбреца» шутливо именовали их в те дни. А храбрецы — Вагиф Мустафаев, Геннадий Устинов, Семен Газанчан и Миша Осипов — прятали глаза, по причине того, что заняли в этих стартах первое… с конца место.

Это первенствовали последний случай, в то время, когда Михаил ушел с кордодрома побежденным. (Неудовлетворенным результатом ходовых опробований он возвратится к себе еще неоднократно, но потерпевшим поражение!..)

А тем временем в холодном боксе гаража автомотоклуба Октябрьского района Баку шла напряженная поисковая работа. Увлекались копиями.

Повторяли те автомобили, что находились около. Отважились и на первые гоночные, чертежи которых подарил бакинцам сам Казанков. И примечательная изюминка, уже в эти модели парни стали вносить собственный, пускай еще не совсем выношенное, пускай не до конца вычисленное, но новаторское.

Пять комсомольцев, ставших ядром автомодельной секции клуба, поставили перед собой важную задачу: сделать автомоделизм любимым техническим видом спорта для бакинской, а возможно, и для всей азербайджанской молодежи, сделать его массовым.

(Возможно констатировать, что эта задумка им во многом удалась. Автомоделизм в Азербайджане пользуется заслуженной популярностью, и занимаются им много ребят.)

А тем временем пришли и долгожданные победы.

Первые призовые места принес 59-й год, в 60-м году в Таганроге Миша и Вагиф поднялись на третью ступень пьедестала почета всесоюзного первенства. И без того год за годом — вверх. партнёры и Михаил его по команде стали уже умелыми моделистами, около каждого сформировались группы последователей, та поросль, без которой не мыслит себя ни один настоящий спортсмен.

Кое-кто начал работату тренером, пробуя собственные силы на педагогическом поприще; получила должность главы автомодельного кружка и Михаил.

ТАНДЕМ НА КОРДОДРОМЕ

К этому периоду относятся жаркие «теоретические» битвы, развернувшиеся в семье Осиповых. Само собой разумеется, спорили брат-брат и авиамоделист-автомоделист. Автомоделист победил.

Юрий Осипов скреля сердце выстроил первую модель, выступил с ней на соревнованиях, увлекся, и с того времени в автомоделизме стало два Осиповых: необычный тандем, соперничества с которым остерегались все ведущие мастера страны.

Мне неоднократно было нужно быть судьей на соревнованиях, в которых выступал данный домашний тандем. И я постоянно поражался той напористости, тому мастерству, той слаженности действий, с которыми сражались за призовые места эти парни.

Юные спортсмены все время искали новинки, жадно перенимали кроме того те экспериментальные находки, каковые подчас не приносили их создателям заметных удач. Они все время старались хоть на четверть шага опередить время и часто получали этого. По моделям братьев Осиповых возможно проследить всю эволюцию гоночного автомоделизма. Оказались баки с «кормушкой», и они уже трудились на осиповских моделях.

Они в числе первых отказались от устаревших, уже не отвечавших возросшим скоростям гоночных моделей схем «стрела» и «капля», начали подрессоривать ведущий мост и в числе первых совершили опыт с резонансными трубами. Это «чистая разработка», понятная каждому автомоделисту, но и тот из вас, кто об автомоделизме лишь слышал, осознает из сжатого пересказа технических новинок, вводившихся в различные годы азербайджанскими спортсменами, что они все время были на передовой линии борьбы за скорость.

(Дорогие мои приятели, спортсмены из Ленинграда, Латвии, Армении, моделисты из Перми, Тулы, Столичной области!

Не поразмыслите, что, говоря столько хороших слов об опытах его команды и Осипова, я в какой-то мере ставлю под сомнение ту огромную поисковую работу, которую вели все вы в прошлые годы — годы становления автомоделизма как технического вида спорта. Вы не забывайте, время было такое: перед нами была неизведанная дорога, и практически любой ход по ней оборачивался открытием, а каждое разумное ответ — приростом скоростей.

О многих из вас возможно было бы написать те же хорошие слова.

Но сейчас речь заходит о Мише Осипове, в спортивной карьере которого эти годы — годы становления автомоделизма — воплотились весьма ярко, без сбоев, без отходов от магистральной дороги отечественного перемещения к мировому первенству. И он на них имеет полное право.)

БЫТЬ ТРЕНЕРОМ — МОЧЬ ВСЕ

Спортивная будущее Михаила Осипова сложилась так, что ему было нужно неоднократно к не два затевать «от нуля». Сперва в Баку, в 18-й школе, лотом во Дворце пионеров в Сумгаите, после этого в Батуми.

Фактически «от нуля» началась работа Осипова и в Москве в роли старшего тренера муниципальный автомодельной лаборатории.

Нет, ему не было нужно «выбивать» инструменты и станки, ему не пригодилось заново вырабатывать команды . Все это уже было…

— В то время, когда я пришел в лабораторию, — говорит Михаил, — я сходу приметил, что парни не то что относятся к делу с холодком… нет, легко как-то утратили веру в то, что они гениальны, что им дешёвы самые высокие результаты, что их будущее в автомоделизме — в их руках. Они приходили в лабораторию, копошились любой над собственной моделью, ко ничего не искали.

Что делать! Я также принес собственную модель и начал выбирать ее, готовя к грядущим стартам. Смотрю: огонек загорелся в глазах у ребят. Наблюдают. Задают вопросы. Начал показывать и говорить все, что знаю. Поделился сомнениями, поболтал о том, над чем хотелось бы поэкспериментировать.

Мне тогда не давала спокойствия модель, чертежи которой публикуются в этом номере «Моделиста-конструктора». Непривычная модель, правда! Колеса сближены до предела, смещен центр тяжести, все убрано в корпус.

Что эго дает! Вот об этом мы и говорили А лотом любой взялся за собственную модель, но уже за новую и на новой базе. Кончилось время, в то время, когда любой был сам за себя. «Все за одного» — в этом педагогическом принципе нет ничего нового, но он надежно срабатывает, в то время, когда речь заходит о коллективе, в то время, когда речь заходит о команде, к тому же складывающейся из молодых, задорных ребят.

И, в то время, когда я заметил, что прошлого холодка нет и в помине, я сообщил им: «В случае если мы будем ориентироваться легко на хорошее выступление, мы покинем себе лазейку для срыва, для неудачи. Позволяйте работать под девизом «Лишь победа!». Вот так мы и победили».

Вы осознаёте, само собой разумеется, что тренер Осипов сознательно пара упрощает тот процесс формирования победного настроя у моделистов, что происходил в течение прошлого года, что перевоплотил сильных, но разрозненных спортсменов-одиночек в монолитную, одержимую творческим поиском команду. Упрощает вследствие того что иначеему было нужно бы сказать о себе, о собственном мастерстве, о том, что, перед тем как посоветоватьмоделисту, конструирующему копию либо радиоуправляемую модель, он контролировал его сам в те часы, в то время, когда лаборатория пустовала.

Упрощает вследствие того что в противном случае ему было нужно бы сказать о том обаянии, о той власти авторитета, которыми обязан владеть настоящий тренер. По причине того, что ему было нужно бы сказать о принципиальности и отсутствии боязни совершить ошибку, о готовности не жалеть времени и сил для дела, во имя которого он трудится. И еще вследствие того что ему было нужно бы упомянуть о том, что тренер обязан владеть бесплатно организатора, режиссера, должен быть мастером и педагогом собственного дела.

Все эти качества имеется у самого Михаила Осипова.

…Все! Михаил думает в противном случае.

— Всего пара лет назад, — говорит он, — чтобы добиться высоких результатов, достаточно было обожать технику, по-дилетантски знать ее к тому же трудиться на станках. на данный момент главным делается предварительная конструкторская работа, правильный инженерный расчет, предвидение вероятных вариантов и умение выбрать оптимальный.

Это Михаил Осипов говорит уже не как тренер, а как будущий инженер, как студент Столичного автодорожного университета. Фактически, вот и последний штрих к портрету тренера, моделиста, человека. Михаил Осипов постоянно учится.

Ю.

ГЕРБОВ, судья республиканской категории по автомодельному спорту


Случайные записи:

ST feat. Fratria — \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Смех и не только

    Юные философы так увлеклись изучением хохота, что кроме того придумали новую научную дисциплину – гелалогию. Наука традиционно воспринимается как что-то…

  • Победа — за конструкторами

    В осеннюю пору прошлого года в Ташкенте состоялся второй персональный чемпионат СССР по ракетомодельному спорту, в котором участвовали 53 спортсмена…

  • У заикающихся людей проблемы не только с речью

    Мозг людей, каковые заикаются с детства, к зрелому возрасту изменяется, он меняет собственные функции, и те задачи, каковые у простого человека делает…

  • Биологическими часами управляют не только нейроны

    Вспомогательные клетки нервной совокупности воздействуют на скорость дневного ритма. Все органы, все ткани а также практически все клетки в отечественном…