Поиск компромисса

02.07.2015 В мире моделей

В «М-К» (№ 11, 1990 г.) были обрисованы модели сильнейших трассовиков. Но изготовление таковой техники доступно далеко не каждому и обходится достаточно дорого. А что делать спортсменам, не имеющим широкого опыта, и начинающим кружковцам?

Для них предлагается разработка модели класса ТА-2 современной конструкции, но делаемой из дешёвых материалов и без применения сложных разработок.

Рама выпиливается из нефольгированного стеклотекстолита толщиной 2—2,5 мм. «Уши» (грузы-противовесы) — из бронзы либо стали толщиной 0,8—1 мм. Подвеска «ушей» люфтовая, ее устройство светло из чертежа. Продольный и поперечный движение «уха» около 1,5 мм, вертикальный — порядка 2 мм по внешней кромке и минимальный по внутренней кромке в задней опоре. Передняя втулка имеет диаметр 2 мм, а стержень — 1 мм.

Задний мост обязан снабжать постоянное зацепление между шестернями.

Для этого стойка подшипника со стороны шестерни делается с долгой опорной поверхностью,причем передняя заклепка выносится вперед от вала двигателя, что крепится на раме тремя винтами с потайными головками снизу. Пластмассовая ведомая шестерня (от электробритвы) растачивается и насаживается на диск колеса с натягом 0,15—0,2 мм. Диски колес — точеные, из дюралюминия либо капролона.

Шины: задние из материала импортных пляжных тапочек, передние — из пенополиуретана либо пенополиэтилена.

Кузов изготавливается из термопластичной пленки ПХВ, ПВХ, АБЦ либо аналогичной способом вакуумной формовки (один из вариантов разработки уже был размещён в «М-К»). В качестве прототипа возможно применять любой понравившийся автомобиль групп С1 и С2 выпуска по окончании 1981 года — отклонение от масштаба выясняется в пределах допуска.

Сейчас о самая сложной части модели — двигателе. За базу забран мотор ДИ-1-2 (МПЗ-004). Действительно, в следствии модернизации от него остается немногое: корпус (частично), магниты (с доработкой) и железо якоря. Самостоятельно изготавливаются задняя крышка с щеточным узлом, гнездо переднего подшипника, вал, коллектор, втулки и обкладки якоря, обмотки.

Двигатель ДИ-1-2 по окончании переделки.

На разрезе ламели коллектора условно продемонстрированы с технологическим припуском для удобства снятия размеров. Сбоку продемонстрирован внешний вид двигателя со снятым механизмом одной щетки.

Поиск компромисса
Ходовая часть модели класса ТА-2.

Крышка вытачивается из сплава типа Д16Т, В95 или других, родных по твердости. Опиливается она (по размерам, забранным с чертежа в масштабе) уже по окончании стыковки с корпусом.

Корпус необходимо обрезать по длине и рассверлить отверстие под гнездо подшипника в передней стенке. Обе операции лучше выполнить на токарном станке. С обеих сторон от оси корпус симметрично спиливается до размера 17 мм.

После этого присоединяют крышку и фиксируют ее винтами (четыре М1,6 либо М2). Самая сложная операция — обжатие корпуса у передней стены на 1,5 мм без деформации формы стенок, к каким прилегают магниты. Но совершить эту работу нужно, поскольку в стандартном выполнении зазор между магнитами и якорем образовывает более 1 мм. Каких-либо приспособлений не пригодится, в случае если обжим проводить в тисках, исправляя выгибающуюся переднюю стенку плоскогубцами.

Позже припаивают лапы крепления двигателя на раме и гайки к ним. Монтаж мотора — на трех винтах. Широкая лапа — с двумя гайками со стороны задней оси; узкая — с одной гайкой с противоположной.

Материал лап — латунь толщиной 0,5 мм либо кровельное железо. Крышка спиливается по высоте, и в ней выполняются окна для щеточного узла. Выточенное из бронзы либо стали гнездо переднего подшипника запаивается на корпусе.

На магнитах необходимо сошлифовать кромки, поддерживающиепределы корпуса, причем не перегревая сам магнит и не охлаждая его в воде. Канавки, продемонстрированные на чертеже, пропиливаются алмазным надфилем или узким вулканитовым диском.

Магниты монтируют посредством эпоксидной скобок и смолы из мягкой проволоки.

Вал нужно будет заменить на каленый из инструментальной стали O 2 мм либо на 3-миллиметровый из стали «серебрянки» (как его прошлифовать, видно на картинках). Переходы от одного диаметра на другой не должны иметь острых внутренних углов, в противном случае появится высокая возможность поломки вала.

Штатные пластины якоря при необходимости рассверливают. Пакет пластин и изолирующие накладки из стеклотекстолита толщиной 1 мм собираются на эпоксидной смоле с запрессовкой до полного отверждения связующего. Пазы якоря проклеиваются полосами кальки для изоляции.

Между комплектом якоря и передним подшипником, и между коллектором и набором ставятся текстолитовые втулки треугольного сечения. Их протяженность подгоняется так, дабы якорь имел продольный люфт между подшипниками около 0,2 мм. Грани втулок опиливаются, дабы удалось ровно уложить обмотки.

Изолирующая втулка коллектора с двумя фланцами вытачивается из текстолита, а заготовка для ламелей — из красной меди.

По окончании обработки последняя размечается для распила, по кулачкам патрона станка. При отрезании заготовки необходимо покинуть «хвост» длиной 5—7 мм, за что она зажимается при распиливании. рога и «Ламели» для обжима проводов выполняются лобзиком с пилкой по металлу, позже отделяется «хвост». Обжимное латунное кольцо — максимально допустимой ширины при толщине стены 0,2—0,3 мм. Зазор между кольцом и ламелями около 0,2 мм.

При сборке ламели устанавливают на втулку, смазанную эпоксидной смолой, обматывают двумя-четырьмя слоями пропитанной смолой газетной бумаги и после этого туго насаживают обжимное кольцо. До тех пор пока связующее не затвердело,посредством узкого шила выставляют зазоры между ламелями. Перед сборкой коллектора все его подробности обезжириваются спиртом.

Схема обмотки продемонстрирована на картинках. Выполняется она проводом ПЭВ-2, ПЭТВ, ПЭТВ-2 диаметром 0,31—0,35 мм, по 60—70 витков.

Необходимо добиться полного единообразия обмоток, исходя из этого витки укладывают весьма хорошо. Полезно записывать число витков в каждом слое, в особенности при первых попытках изготовления двигателя. В случае если что-то не понравится либо окажется не весьма удачно, обмотку в обязательном порядке снимают и делают заново.

Готовые «катушки» пропитывают эпоксидной смолой (как раз пропитывают, а не заливают!) и до отверждения якорь помещают в сушильном шкафу либо вблизи лампы накаливания, коллектором вниз. Готовый якорь ставят на станок и протачивают коллектор.

Схема обмотки якоря.

Заготовка ламелей коллектора.

Щетки выполняются из подобранного умелым методом материала. Их сечение 3X3 мм, причем в качестве заготовок лучше применять щетки с выводом. В случае если таких нет, к торцу щетки проводник из достаточно толстого и мягкого «канатика» будет прижимать пружина. Щеткодержатели выгибаются из мягкой бронзы толщиной 0,3 мм в несложной оправке. Под ними ставят прокладки из стеклотекстолита 0,5 мм.

Винты крепления изолируются от держателей текстолитовыми шайбами и фторопластовыми трубками. Пружины — из проволоки O 0,5 мм, навиваются на стержне O 3,2 мм, имеют 5 витков и при сборке одеты на стаканчики O 3,5 мм. В месте прилегания к щетке на пружины поставлены фторопластовые трубки.

Сила прижима зависит от коллектора и материала щёток, оборотов мотора, величины тока, качества балансировки, исходя из этого подбирается умелым методом. Двигатели, собранные по предлагаемой разработке, удается «раскрутить» под нагрузкой до 35 000 об/мин.

Подобным способом возможно переделать и другие электромоторы. К примеру, ДИ-1-3, либо импортные, если они близки по конструкции.

Нужно подчернуть, что ставить на текстолитовую раму замечательные и динамичные двигатели с самарий-кобальтовыми магнитами не следует: отыскать компромисс между чертями жесткости, вибрационных свойств и массы не удастся. В остальном же ни при каких обстоятельствах помните, что при создании модели мелочей нет!

А.

НЕСТЕРЕНКО, Ленинград


Случайные записи:

Визит Мирзиёева в Бишкек — продолжение поиска компромисса.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В поисках профиля

    Ракетоплан с дельта-крылом — конструкция широко известная, повторенная в десятках моделей. Однако ведущие спортсмены страны всегда экспериментируют,…

  • Поиск экзопланет выходит на новый уровень

    Методика, предложенная новозеландскими учеными, обещает отыскать много миллиардов планет. Базой новой методики помогает так называемый эффект…

  • На трассе — «звезда»

    Появление на рынке игрушек множества не через чур дорогих радиоуправляемых моделей машин должно было бы стать последней точкой в истории трассового…

  • Нанокластеры для поиска нефти в выработанных скважинах

    Научные лаборатории Университета Райса (Rice University) разрабатывают совместные проекты по определению запасов нефти в закинутых скважинах….