С электролётом на прогулке

09.07.2015 В мире моделей

Скоростная, гоночная, учебная, тренировочная, пилотажная, кордовая, радиоуправляемая, комнатная — каких лишь определений, характеризующих свойства и назначение той либо другой летающей модели, не придумывают пилоты и конструкторы! И в то время, когда я взялся за проектирование очередного микросамолёта, в первую очередь поразмыслило том, какое определение дать этому новому летательному аппарату. Так как известно — как самолёт назовёшь, так он и полетит.

Радиоуправляемая модель самолёта с электродвигателем

В первую очередь, я поставил себе целью применять при создании модели дешёвые материалы, забрав за базу невесомый и одновременно с этим в полной мере дешёвый пенопласт, разработка работы с которым в далеком прошлом уже отработана моделистами. После этого поразмыслил о назначении этого летательного аппарата, выяснив его термином «прогулочный», другими словами, по возможности, достаточно тихоходный и легко управляемый.

И, наконец, в качестве силовой установки выбрал электромотор, что в отличие от двигателя внутреннего сгорания не причиняет моделисту излишних хлопот при эксплуатации модели. В итоге оказалось вот что — «прогулочная пенопластовая радиоуправляемая модель самолёта с электродвигателем».

Радиоуправляемая модель самолёта, которую я предлагаю сделать отечественным читателям, представляет собой высокоплан, отличающийся простотой пилотирования, хорошей устойчивостью и красивыми взлётно-посадочными чертями.

Как уже упоминалось выше — главным конструкционным материалом при изготовлении модели стал пенопласт, а правильнее — пенопластовые потолочные панели толщиной 3 и 6 мм, из которых было произведено большая часть подробностей модели — а также обшивка и шпангоуты фюзеляжа, горизонтальное оперение и крыло, и элероны и рули высоты.

Само собой разумеется, пенопласт — материал не смотря на то, что и лёгкий, но его модуль и прочность упругости недостаточны для того чтобы элементов летающей модели -например, фюзеляжных шпангоутов, обшивки крыла и нервюр. Но эти подробности возможно усилить, оклеив, например, нервюры и пенопластовые шпангоуты чертёжным ватманом с применением для этого клея «Титан» (он рекомендован для крепления к потолкам и стенам пенопластовых панелей, потолочных плинтусов и розеток).

Сейчас моделисты стали использовать для усиления пенопластовых панелей крыла сверхпрочные малорастяжимые нити -жгут из них, например, содержится в шнурах с виниловой оболочкой, каковые продаются в хозяйственных магазинах в качестве бельевых канатов. Дабы с их помощью усилить, например, крыло, по паре таких нитей диагонально прифор-мовывают посредством того же «Титана» к внешним поверхностям крыльевых панелей, что повышает жёсткость и прочность крыла как на изгиб, так и на кручение.

С электролётом на прогулке
Рис. 1. Геометрическая схема «прогулочного» электролёта

Рис. 2. Конструкция электролёта:

1 — воздушный винт; 2 — обтекатель (пенопласт); 3 — труба-мотогондола (выклейка из чертёжной бумаги и эпоксидной смолы); 4 — шпангоут № 1 (пенопласт s6, оклеенный чертёжной бумагой на эпоксидном связующем); 5 — шпангоут № 2; 6 — рулевая машинка управления элеронами; 7 — шпангоут № 3; 8 — приёмник аппаратуры дистанционного управления; 9 — рулевая машинка управления рулём направления; 10 — шпангоут № 5; 11 — тяга управления рулём направления (дюралюминиевая вязальная спица d3);12 — тяга управления рулями высоты (дюралюминиевая вязальная спица диаметром 3 мм); 13 — киль (пенопласт s6); 14 — руль направления (пенопласт s6); 15 — рули высоты (пенопласт s6); 16 — стабилизатор (пенопласт, s6); 17- хвостовая опора шасси; 18 — оболочка фюзеляжа (пенопласт s6); 19 — рулевая машинка управления рулями высоты; 20 — батарея (12 аккумуляторная батарей); 21 — электродвигатель типа SPEED 900; 22 — колесо шасси d50 (от детской игрушки); 23 — шурупы-саморезы крепления рессоры шасси; 24 — рессора шасси (дюралюминий s3); 25 — ось колеса шасси (болт М4 с двумя гайками); 26 — стрингер (сосна, рейка 3×3); 27 — опора крыла (сосна, рейка 3×80); 28 — опорная площадка крыла (липа, s3); 29 — заглушка (липа); 30 — шпангоут № 4; 31 — шпангоут № 6

Изготовление модели целесообразнее всего начать с фюзеляжа.

В первую очередь нужно изобразить его теоретический чертёж в масштабе 1:1, а после этого в соответствии с ним из древесного бруска сечением 90×120 мм вырезать болванку, занизив её контур довольно теоретического чертежа на 6 мм — толщину обшивки будущего фюзеляжа.

Формование базы будущего фюзеляжа производится на деревяннойболванке из прогреваемой замечательным феном 6-мм пенопластовой панели. В один момент размягчённая заготовка прибинтовывается к болванке эластичным медицинским бинтом.

Степень нагрева пенопласта предварительно определяется на обрезках пенопластовых плит соответствующей толщины.

Потом в соответствии с теоретическим и сборочным чертежами из 6-мм пенопластовой панели,усиленной с обеих сторон чертёжной бумагой, вырезаются шпангоуты и посредством клея «Титан» вклеиваются на предназначенные для них места.

В передней части фюзеляжа на шпангоутах № 1 и № 2 закрепляется собственного диаметр которой соответствует диаметру используемого электродвигателя (в частности, у SPEED 900 — 35 мм). В задней части трубы вклеена липовая заглушка, на которой парой шурупов-саморезов закреплена рессора шасси.

Сама же труба выклеивается на цилиндрическом стержне из нескольких витков чертёжной эпоксидной смолы и бумаги.

Дабы по окончании отверждения связующего стержень возможно было извлечь из трубы, его изготавливают из двух наискось расположенных частей, соединённых парой шурупов-саморезов, и обматывают двумя слоями сверхтонкой (так называемой «пищевой») плёнки.

Рис. 4. Горизонтальное оперение:

1 — стабилизатор (пенопласт s6); 2 — руль высоты (пенопласт s6); 3 — петля навески рулей

Рис 5. Изготовление элеронов навески и петель рулей:

1 — каркасы полупетель (липа, s0,5); 2 — капроновая либо лавсановая нить; 3 — игла

В передней части фюзеляжа, на трубе закрепляется кроме этого вырезанный из пенопласта обтекатель.

Крыло электролёта, кроме этого пенопластовое, складывается из следующих главных подробностей: верхней и нижней панелей (3-мм пенопласт), двух лонжеронов (6-мм пенопласт), двенадцати разрезных нервюр (6-мм пенопласт), и задней кромок и передней. Наряду с этим верхнюю и нижнюю панели крыла направляться усилить сверхпрочными нитями, диагонально приформовав их к внешним поверхностям панелей, лонжероны — парой нитей на их верхней и нижней сторонах, а разрезные пенопластовые нервюры оклейкой их с двух сторон чертёжной бумагой.

Изгибы передних частей панелей крыла в соответствии с его профилем можновыполнить, прижав пенопластовые заготовки к нагретой над пламенем газовой конфорки металлической трубе подходящего диаметра. Предварительно имеет суть экспериментально выяснить степень нагрева трубы, сгибая на ней обрезки пенопласта.

Сборка крыла производится на нижней панели — сперва на ней закрепляются клеем «Титан» лонжероны, задняя кромки и передняя, а после этого разрезанные на три части нервюры.

Элероны крыла кроме этого пенопластовые, с приводом от торсионов, сделанных из дюралюминиевых вязальных спиц толщиной 3-4 мм. Навеска каждого из элеронов производится посредством трёх петель, изготовленных из пластин 0,5-мм липового шпона и капроновой нити, намотанной «восьмёрками» около пары рядом закреплённых пластин. Фиксация петель в крыле и элеронах осуществляется посредством клея «Титан».

Киль, горизонтальное оперение, и высоты и рули направления изготавливаются из 6-мм пластин пенопласта. Установка рулей производится совершенно верно так же, как навеска элеронов.

В ходе изготовления электролёта направляться иногда контролировать его центровку — у отечественной модели центр тяжести обязан размешаться на расстоянии 25 — 30 процентов хорды крыла, считая от его передней кромки.

В случае если положение центра тяжести выходит за пределы этих значений, подчас приходится значительно перекомпоновывать модель — сдвигать вперёд либо назад двигатель, блок аккумуляторная батарей, приёмник аппаратуры дистанционного управления. В крайнем случае, возможно сместить вперёд либо назад само крыло.

Для окончательной отделки пенопластовых подробностей имеет суть изготовить комплект самодельных напильников из фанерных полос и наклеенных на них шкурок разной зернистости.

Окрашиватьэлектролёт эмалями на нитрооснове не следует, потому, что полистирол очень хорошо растворяется ими. Воспользуйтесь лучше акриловой (водоэмульсионной) краской.

Первый «полёт» оптимальнееделать, подвесив электролёт на прочной нити, закреплённой недалеко от центра тяжести аппарата и развернув его носом к ветру.

На таком тренажёре возможно обучиться вводить самолётик в крен и выводить из него, осуществлять кабрирование и пикирование. Приступая к полётам, направляться учесть, что площадки для взлёта, вероятнее, отыскать не удастся. Отправлять модель в полёт будет необходимо посредством помощника, что это сделает энергичным броском.

Действительно, возможно обойтись и без ассистента, в случае если воспользоваться несложной катапультой, являющейся ровный щит с габаритами 0,5×3,0 м, что планирует из реек и 3-мм фанеры. В передней части щита закрепляется резиновый шнур, растягивается и привязывается шпагатом «на бантик» в задней части щита, по окончании чего тот устанавливается на земле с наклоном в 10 — 15 градусов.

При старте включается электродвигатель модели, по окончании чего пилот тянет шпагат, «бантик» развязывается — и резиновый шнур, зацепленный за колёса шасси, отправляет модель в полёт.

В случае если недалеко от полётов имеется ровная грунтовая либо асфальтовая полоса длиной около 50 метров, то возможно попытаться освоить хорошую посадку, но для начинающих оптимальнеесоветовать посадку на луг с высокой травой.

В этом случае модель выдерживается на высоте около 50 сантиметров над травой до скорости сваливания, по окончании чего рули высоты переводятся на кабрирование и направляться парашютирование, которое сохранит вашу модель.
ИГОРЬ МНЁВНИК


Случайные записи:

Прогулка с Беллочкой)))


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Радиоуправляемый «финист»

    Создание радиоуправляемой модели самолета предваряется, в большинстве случаев, поисками самолета-прототипа, поскольку летный моделизм, первым делом, это…

  • Радиоуправляемый «тренер»

    Несложная, легко ремонтируемая, летучая, недорогая… Вот только часть требований к учебно-тренировочной радиоуправляемой модели самолета. Этим…

  • Схематическая модель самолета

    Схематические летающие модели — база массового авиамодельного спорта: Результативное выступление со «схематичной» на соревнованиях дает право на…

  • Прогулка почерной дыре

    Шансы на выживание Имеется ли у команды «Тьмы» настоящий шанс не только выжить, но и пробраться в иное мироздание? Увы, вероятнее это лишь математическая…