-
Полёт под контролем
22.01.2014 В мире моделей
-
Сейчас тяжело представить соревнования ракетомоделистов без запусков радиоуправляемых моделей. Так как это, наровне со стартами моделей-копий, достаточно увлекательное зрелище, среди них и со спортивной точки зрения. Само собой разумеется, впечатляют красота самого старта модели ракетоплана—планёра с ракетным двигателем и управление его полётом при помощи радиосигналов.
Соревнования на длительность полёта ракетных планёров включают запуски любых одноступенчатых жёсткокрылых радиоуправляемых ракетных моделей, каковые возвращаются на землю в стабильном планирующем полёте, поддерживаемом аэродинамическими несущими плоскостями. Модель ракетоплана обязана взлетать вертикально либо практически вертикально (в пределах конуса с углом 60 градусов) без применения аэродинамической подъёмной силы.
Не допускается отделение двигателя либо его контейнера.
На данный момент категория радиоуправляемых моделей ракетопланов (S8) подразделяется на шесть классов, в зависимости от суммарного импульса двигателя, размаха и стартовой массы крыла. парни соревнуются на время полёта в трёх турах—класс S8D Требования к моделям этого класса таковы: импульс МРД—10,01 — 20,00 Н.с; стартовая масса—не более 300 г; большое время полёта в туре—6 мин..
В классе S8E/Р выступают взрослые, соревнующиеся на точность посадки и продолжительность полёта на площадку размерами 10×50 метров. Технические требования к моделям ракетопланов этого класса таковы: импульс МРД—20,01—40,0 Н.c; стартовая масса—не более 300 г; размах крыла—более 1100.
Увлекательна история развития радиоуправляемых моделей ракетопланов. В первых, временных Правилах соревнований по ракетно-космическим моделям (1966 г.) слово «радио», очевидно, не упоминается.
Все модели свели в одну категорию.
В первый раз я заметил в полёте радиоуправляемую модель ракетоплана во второй половине 70-ых годов двадцатого века на 3-м чемпионате мира в Болгарии. Тогда победителем в категории ракетопланов (класс S4D) стал американец Харальд Янгрин, выступавший с моделью твёрдой конструкции (самолётной схемы), снабжённойрадиоуправлением.
Нужно подчернуть, что в те времена большая часть спортсменов «летали» с моделями, выполненными по схеме, предложенной в своё время Френсисом Рогалло. Это был летательный аппарат с мягким крылом.
С 1980 года в Правилах (кодексе) ФАИ показалась новая категория ракетных моделей — S8 — схема лишь самолётная (твёрдая).
Включала она в себя, как и сейчас, шесть классов. Причём, в двух классах—S8E и S8F модели должны быть лишь радиоуправляемыми и иметь двигатели с импульсом от 20 до 80 Н.с.
На первых соревнованиях в данной категории было представлено пара вариантов технических устройств перевода моделей от моторного (с применением МРД) полёта к планирующему.
Это и смещение контейнера с двигателем либо несущей поверхности (крыла), изменение углов атаки крыла и стабилизатора, и комбинация обоих способов.
На свободнолетающих моделях (до 20 Н.с) перебалансировка приводилась в воздействие пережиганием газами от вышибного заряда МРД обычной нитки, фиксирующей отклонение крыла либо руля высоты.
На радиоуправляемых ракетных планёрах переход от моторного полёта к планирующему обеспечивался отклонением руля высоты путём подачи радиосигнала на аккуратный механизм—рулевую машину.
У нас в стране в начале девяностых годов прошлого столетия первым начал осваивать радиоракетопланы Валерий Мякинин—авиамоделист, неоднократный всемирный рекордсмен. Он осваивал эту категорию ракетных моделей с прицелом побития мировых рекордов.
И нужно признать, что ему это удалось с успехом решить. Я был сам тому свидетель. В осенние периоды 1981 и 1982 годов в Крыму в посёлке Планерское в районе горы Клементьева мне посчастливилось быть спортивным комиссаром ФАС СССР и фиксировать отечественные (тогда — советские) мировые рекорды В.Мякинина. И через три года в сетке рекордов мира в категории S8 были вписаны фамилии лишь отечественных спортсменов.
В один момент с рекордной работой у нас в стране был забран курс и на совершенство моделей радиоракетопланов для соревнований. К этому тогдашний тренер сборной СССР Станислав Жидков привлёк радистов-авиамоделистов. Так как у них уже был опыт управления моделями самолётов и планёров.
Среди них—Александр Кравченко и Владимир Тарасов (Челябинск), Алексей Каряпин (Мурманск), Валерий Мякинин (Дубна). Ещё одну группу радистов-«ракетчиков» составили новички в этом деле: Владимир Виктор и Минаков Ковалёв (Москва), Юрий Палагута (Сумы).
Модель ракетоплана класса S8Е/Р Майкла Франчеса (Англия)— призёра мирового чемпионата 2006 г.:
1—гондола: 2—центроплан; 3—консоль крыла; 4—элерон; 5—хвостовые балки; 6—хвостовое оперение; 7—тяга; 8—кабанчик; 9—направления и рули высоты; 10—переходник между гондолой и крылом; 11 —отсек радиоаппаратуры; 12—отсек МКР
В 1985 году на 6-м чемпионате мира в Болгарии категория Э8 была представлена в программе соревнований. И тогда первым победителем в ней стал американец Бернард Бернс.
Нужно дать должное—в то время ракетомоделисты США имели преимущество перед спортсменами других государств, и их налёт намного превосходил лётную практику многих. Но эта категория (S8) уже набирала силу, в ней реально просматривались спортивный азарт, зрелищность и соревновательный дух. Этими моделями «заболели» и умелые «ракетчики», и новички у нас. Велись поиски новых конструкторских технологий и схем моделей их изготовления, освоение техники пилотирования.
В разработке пребывали и новые МРД, намерено создаваемые для таких моделей (так именуемые «мягкие», с увеличенным временем работы),
Во второй половине 80-ых годов XX века в Белграде на мировом первенстве чемпионом в категории радиоуправляемых ракетопланов стал отечественный соотечественник Виктор Ковалёв. Через некое время он—первый на чемпионате СССР, проходившем в Душанбе.
Как раз сейчас В.Ковалёв и предложил новую схему (для даннойкатегории), так именуемую «раскладушку». Созданная им модель совершила технический переворот в изготовлении и проектировании ракетопланов. В ней везде использовалась новая разработка—формовка из стеклопластика. Из него делались: носовая часть, балка-фюзеляж, крыло, элементы хвостового оперения.
Крыло, складывающееся из откидных ушек и центроплана, имело наборный каркас с внешней обшивкой из дюралюминиевой фольги толщиной 0,015 мм (центроплан) и металлизированной лавсановой плёнки такой же толщины — «ушки». Как раз за счёт складывания крыла уменьшалось сопротивление модели при взлёте, а высота её полёта составляла 400—480 м. Многие спортсмены взяли на вооружение такую схему.
Нужно подметить, что во второй половине 70-ых годов XX века ФАИ ввела поправку в Кодекс, запрещающую изменять геометрию несущих плоскостей.
Но данное новшество не остановило творческие поиски ракетомоделистов-спортсменов.
Сейчас из конструкций и большого многообразия схем возможно условно выделить три группы. Первая—хорошая, самолётная, управление—элеронами и рулём высоты.
Вторая—схема «рама». Третья — «самолётная» с V-образным стабилизатором. Из вышеназванных схем ракетопланов занимательной представляется конструкция модели ракетоплана класса аккумуляторная8Е/Р британца Майкла Франчеса, выполненная по схеме «рама» с V-образным стабилизатором.
Причём угол поперечного «V»—отрицательный. Это обусловлено нижним размещением двигателя. Такая конструкция хвостового оперения разрешает обезопасисть его от огневого шлейфа при работе МРД. Поведаем об этом ракетоплане подробнее.
База ракетоплана—крыло с центропланом, закреплённым над фюзеляжем—гондолой, складывающейся из двух отсеков, в которых расположена аппаратура радиоуправления и МРД. Корпус гондолы отформован из углеткани.
Наряду с этим «скорлупка» носовой части, где находится рулевые и радиоаппаратура машинки,—съёмная. Между крылом и гондолой расположен переходник толщиной 6 мм, переклеенный из бальзового шпона (фанеры).
К центроплану крепятся съёмные консоли с практически параболической передней кромкой размахом по 490 мм.
Задняя кромка консолей крыла легко скошена приблизительно от их середины. Оконечности консолей медлено заострены, на длине 30 мм от края загнуты вверх. Каркас крыла—наборный, складывается из двух трёхслойных лонжеронов («сандвича») из стеклопластика и бальзы.
Профиль крыла — S-образный — МАСК-DRELА, громаднейшая толщина—11,5 мм (на центроплане). Элероны размахом 460 мм подвешиваются к заднему лонжерону. Консоли крепятся к центроплану на двух штырьках, места стыков заклеиваются скотчем.
Хвостовая часть фюзеляжа выполнена в виде двух конических трубок (балок) длиной 547 мм, отформованных из четырёх слоёв углеткани толщиной 0,03 мм с громаднейшим диаметром 8 мм.
Крепятся балки сверху на центроплан, расстояние между ними—248 мм. Эта работа выполняется в стапеле. В нём же клеят и хвостовое оперение.
Стабилизатор—V-образный, изготовлен из бальзовой пластинки толщиной 2 мм, профиль—симметричный. Угол при вершине, расположенной вверху, —118 градусов. Поверхности стабилизатора армированы углетканью. направления рулей и Навеска высоты (дифференциально-отклоняемые рулевые поверхности (9)—на пластиковых шарнирах, кабанчики—из стеклотекстолита.
Тяги на рули проходят в хвостовых балок. На ракетоплане—четыре рулевые машинки массой по 5 г.—по две на рули и элероны.
Модель, правильнее крыло, окрашена в броские цвета (красный, белый и тёмносиний) алкидными эмалями.
Стартовая масса ракетоплана — 250 г.
В. РОЖКОВ
Случайные записи:
Первый полет под контролем Минск — Рига, 03.03.2017
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Ракетоплан класса S4, о конструкции которого я желаю поведать читателям издания «Моделист-конструктор», был спроектирован и выстроен еще во второй…
-
Тренировочная кордовая авиамодель. В судьбе каждого авиамоделиста-кордовика имеется собственная первая модель. В большинстве случаев, потом она у него…
-
Модель катамарана класса «П» с парусом-крылом. Мало кто не забывает о том, что аппарат, применяющий для перемещения аэродинамические силы, был создан…
-
Комнатные модели — малых размеров. Несложны по конструкции и в изготовлении. Материалом для их постройки могут служить сухая солома и каждая трава, по…
-